Программа элективного курса по химии: "Основные стехиометрические законы" для учащихся 11-го класса

Разделы: Химия


Цели:

1. Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии.

2. Применение полученных знаний и умений для проведения исследовательской работы при анализе контрольно-измерительных материалов по химии в материалах ЕГЭ.

Пояснительная записка:

Элективный курс профильной подготовки учащихся 11 классов посвящен ключевым вопросам курса общей химии - основным понятиям и законам химии.

Предлагаемый курс способствует развитию познавательных интересов в системе самостоятельного приобретения знаний, является закреплением ранее приобретенных программных знаний.

Цель – овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и проведения исследовательских работ.

Формы занятий: лекции, семинарские занятия.

Формы подведения итогов: защита проектов.

Тематическое планирование элективного курса: “Основные стехиометрические законы”

Название раздела

Тема, номер занятий

Вид работы

Количество часов

Основные законы химии 1. Атомно-молекулярное учение Семинар

2

2. Закон постоянства состава Семинар

2

3. Газовые законы Практикум

2

4. Закон сохранения массы веществ Семинар

 

Строение атома 1. Элементарный состав ядра Лекция

2

2. Электронная оболочка атома Практика

4

Периодический закон и система Структура периодической системы. Лекция

2

Химическая связь 1. Ковалентная связь

2. Ионная связь

3. Металлическая связь

4. Водородная связь

Семинар

Семинар

Семинар

Семинар

2

2

1

1

Химическая кинетика 1. Скорость химических реакций

2. Химическое равновесие

3. Термохимия

4. Решение задач

Практикум

Практикум

Лекция

Практикум

2

2

2

2

Защита проектов 1. Приёмы работы с тестами Круглый стол

4

Список литературы:

Новошинская Н.С. Химия – 10. Москва 2004г.

Некрасов Б. В. Основы общей химии. Москва 1996г.

Николаев Л. А. Современная химия. Москва. Просвещение 2002г.

Габриелян О. С. Химия 11. Москва 2002г. КИМы 2001 – 2005 г.

Примерные темы проектов:

1. Анализ задач и методы решения контрольно – измерительных материалов по теме: “Скорость химических реакций.”

2. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическое равновесие.”

3. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “ О В Р”

4. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическая связь”

5. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Строение атома.”

6. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Типы химических реакций.”

7. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Растворы.”

8. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Теория электролитической диссоциации.”

Проект по теме:

Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”.

Выполнила: ученица 11 “В” класса Зафесова Р.Х.Руководитель:Колесникова В.А.

Оглавление

I. Введение

II. Основная часть

  1. Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций”.
  2. Анализ заданий контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”.
  3. Решение задач по материалам ЕГЭ 2001г., 2002г., 2005г

III. Выводы

IV. Cписок используемой литературы.

Введение

Атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, периодический закон, теория строения атома, теория электролитической диссоциации составляют теоретический фундамент, который способствует пониманию и объяснению различных химических явлений.

Освоение фундаментальных законов химии – основа химического образования, условие, необходимое для формирования знаний, умений, навыков в решении заданий части А, В, С материалах ЕГЭ.

Тест требует внимательного изучения содержания. Тестовые задания части А – задания с выбором ответа, предполагают из набора альтернативных ответов выбрать один правильный, Тестовые задания части В – это задания с самостоятельно конструируемым ответом – максимально кратким и однозначным. Тестовые задания части С требуют владения умениями выбирать способ решения задач, составлять план решения, производить математические расчеты. Данный проект основан на анализе части А и С по теме: “Равновесие химических реакций. В результате работы были проанализированы задания 2001г, 2002г, 2005г.

Цель исследования состоит в актуализации проблемного вопроса по теме: “Равновесие химических реакций” и в применении полученных знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах в исследовательской работе по тестам ЕГЭ.

Задачи исследования:

  1. Осветить вопрос “Равновесие химических реакций” в решении контрольно-измерительных материалов.
  2. Сформулировать выводы и предложения по использованию контрольно-измерительных материалов.

Предметом исследования являются задания по теме: “Равновесие химических реакций” в частях А и С, а объектом исследования - контрольно-измерительные материалы 2001г, 2002г, 2005г.

В качестве основного направления исследования я выдвинула рабочую гипотезу: насколько у меня сформированы умения классифицировать химические реакции, характеризовать, опираясь на принцип Ле - Шателье, смещение равновесия в химических реакциях (для части А) , знать и понимать смысл константы равновесия (для части В) , владеть умениями объяснять причину, обосновывать решение и производить расчеты по теме: “Равновесие химических реакций” (для части С) .

Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций”

Рассмотрим методы решения задач по данной теме на следующих примерах.

Пример 1. Реакция протекает по уравнению: N2(Г) + 3H2 = 2NH3 + Q. Укажите, какое влияние на равновесное состояние окажут:

а) увеличение давления;

б) повышение температуры;

в) увеличение концентрации азота;

г) введение катализатора.

Решение. а) В соответствие с принципом Ле-Шателье повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к меньшему количеству веществ газов, т.е. в сторону образования аммиака.

б) Поскольку прямая реакция экзотермическая, то, в соответствии с принципом Ле-Шателье, повышение температуры будет способствовать протеканию эндотермической реакции, т.е. равновесие сместится в сторону разложения аммиака.

в) Увеличение концентрации азота вызовет смещение равновесия в сторону прямой реакции, т.е. в сторону образования аммиака.

г) Катализатор в одинаковой степени изменяет скорость прямой и обратной реакций, поэтому катализатор не приводит к смещению равновесия.

Пример 2. Укажите, как повлияет давление на равновесие в реакциях:

1) H2(Г) + I2 = 2HI(Г) 2) С(ГРАФИТ) + СО2 = 2СО
2моль газа 2моль газа 1моль газа 2моль газа

Решение. 1. В первой реакции количества вещества газов, образующиеся при протекании прямой и обратной реакций, одинаковы, поэтому изменение давления не приведет к смещению равновесия.

2. Вторая реакция гетерогенная. Повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к образованию меньшего количества веществ газов, т.е. в сторону обратной реакции (в сторону образования СО2) .

ЕГЭ 2001г.

Вариант-1

А20. Для системы: MgO (Т) + CO2(Г) = MgCO3 + 111,7кДж выберите условия смещения равновесия в сторону поглощения СО2 :

1) понижение температуры 3) уменьшение концентрации СО2
2) повышение температуры 4) понижение давления

Вариант-3

А20. Химическое равновесие сместится в одну сторону при повышении давления и понижении температуры в системе:

1) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 3) H2 + Cl2 = 2HCl
2) N2 + O2 = 2NO2 4) C2H2 = 2C + H2 - Q

Вариант-7

А20. Равновесие реакции H2(Г) + I2(Г) = 2HI(Г) + Q сместится вправо при

1) повышении температуры 3) наличии катализатора
2) повышении давления 4) понижении температуры

ЕГЭ 2002г.

Вариант-1

А37. Скорость прямой реакции N2 + O2 = 2NO – Q смещается в сторону образования продукта реакции при:

1) понижении температуры 3) повышении температуры
2) понижении давления 4) повышении давления

А38. Химическое равновесие прямой реакции N2 + 3H2 = 2NH3 возрастает при

1) увеличении концентрации азота 3) увеличении концентрации аммиака
2) уменьшении концентрации азота 4) уменьшении концентрации аммиака

А38. Для увеличения выхода аммиака по уравнению реакции N2 + 3H2 = 2NH3+Q необходимо одновременно

1) повысить температуру, понизить давление 3) повысить давление и температуру
2) повысить давление, понизить температуру 4) понизить давление и температуру

Вариант-3

А38. В каком случае повышение давления и понижение температуры в системе приводит к повышению выхода продукта реакции?

1) 2H2O + 2H2 + O2 – Q 3) H2 + I2 = 2HI - Q
2) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 4) N2 + O2 = 2NO - Q

ЕГЭ 2005 г.

Вариант-1

А25. В какой системе при увеличении давления равновесие сместится вправо?

1) H2(Г) + Cl2(Г) = 2HCl(Г) 3) 2SO2(Г) + O2(Г) = 2SO3(Г)
2) CO2 (Г) + C(ТВ) = 2CO(Г) 4) FeO(ТВ) + CO(Г) = Fe(ТВ) + CO2(Г)

Вариант-2

А25. В какой системе при уменьшении давления химическое равновесие сместится в сторону продуктов реакции?

1) S(ТВ) + O2(Г) = SO2(Г) 3) C(ТВ) + 2H2(Г) = CH4(Г)
2) N2(Г) + O2(Г) = 2NO(Г) 4) CaCO3(ТВ) > СаO(ТВ) + CO2(Г)

Вариант-3

А25. Химическое равновесие в системе C4H8(Г) +H2(Г) = C4H10(Г) +Q смещается в сторону исходных веществ в результате

1. увеличении концентрации водорода 3. увеличении давления
2. увеличении температуры 4. использовании катализатора

ЕГЭ 2002г.

Вариант-3

С-1. Реакция, с помощью которой обнаруживают в растворе ионы Fe3+ , обратима: Fe3+ + 3SCN = Fe(SCN) 3.

Напишите молекулярное уравнение, соответствующее данному сокращенному ионному, и покажите, какие условия влияют на положение химического равновесия, а какие – нет. Дайте обоснованный ответ.

Вариант-4

С-1. Реакция синтеза иодоводорода обратима. Какие условия влияют на положение химического равновесия в этой системе? Какие условия не оказывают влияния? Дайте обоснованный ответ.

Вариант-6

С-1. Назовите факторы, смещающие химическое равновесие реакции

2CO(Г) + 2O2(Г) = 2СО2(Г) + Q влево (в сторону исходных веществ) .

Вариант-7

С-1. Реакция образования фосгена обратима:

CO(Г) + CI2(Г) = COCI2(Г) + Q

Перечислите все условия, при которых происходит смещение равновесия в этой системе в сторону исходных веществ. Объясните действие каждого из условий.

ЕГЭ 2001г.

Вариант-1

А20.

1) понижение температуры 3) уменьшение концентрации СО2
2) повышение температуры 4) понижение давления
Правильный ответ: 1)

Вариант-3

А20.

1) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 3) H2 + CI2 = 2HCI
2) N2 + O2 = 2NO2 4) C2H2 = 2C +H2 – Q
Правильный ответ: 1)

Вариант-7

А20.

1) повышение температуры 3) наличие катализатора
2) повышение давления 4) понижение температуры
Правильный ответ: 4)

ЕГЭ 2002г.

Вариант-1

А37.

1) понижение температуры 3) повышение температуры
2) понижение давления 4) повышение давления
Правильный ответ: 3)

А38.

1) увеличение концентрации азота 3) увеличение концентрации аммиака
2) уменьшение концентрации азота 4) уменьшение концентрации аммиака
Правильный ответ: 1)

Вариант-2

А38.

1) повысить температуру, понизить давление
2) повысить давление, понизить температуру
3) повысить давление и температуру
4) понизить давление и температуру
Правильный ответ: 2)

Вариант-3

А38.

1) 2H2O = 2H2 + O2 –Q 3) H2 + I2 = 2HI - Q
2) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 4) N2 + O2 = 2NO – Q
Правильный ответ: 2)

ЕГЭ 2005г.

Вариант-1

А25.

1) H2(Г) + CI2(Г) = 2HCI(Г) 3) 2SO2(Г) + O2(Г) = 2SO3(Г)
2) CO2(Г) + C(ТВ) = 2CO2 (Г) 4) FeO(ТВ) + CO(Г) = Fe(ТВ) + CO2(Г)
Правильный ответ: 3)

Вариант-2

А25.

1) S(ТВ) + О2(Г) = SO2(Г) 3) С(ТВ) + 2Н2(Г) = СН4(Г)
2) N2(Г) + O2(Г) = 2NO(Г) 4) СаСО3(ТВ) = СаО(ТВ) + СО2(Г)
Правильный ответ: 4)

Вариант-3

А25.

1) увеличении концентрации водорода 3) увеличении давления
2) увеличении температуры 4) использовании катализатора
Правильный ответ: 2)

Вывод:

Для успешной сдачи экзамена по химии в виде ЕГЭ необходимо владеть умениями:

  • классифицировать химические реакции,
  • определять один правильный ответ из четырех альтернативных,
  • характеризовать, опираясь на принцип Ле - Шателье условия смещения равновесия в химических реакциях.

Используемая литература

1) Новошинский И.Н., Новошинская Н.С. “Химия 10 класс”.

2) Егоров А.С. “Химия. Пособие репетитор”.

3) Коверина А.А. “Единый государственный экзамен. Варианты контрольно-измерительных материалов 2002”.

4) Болотов В.А. “Единый государственный экзамен 2001. Химия”.