Цели:
1. Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии.
2. Применение полученных знаний и умений для проведения исследовательской работы при анализе контрольно-измерительных материалов по химии в материалах ЕГЭ.
Пояснительная записка:
Элективный курс профильной подготовки учащихся 11 классов посвящен ключевым вопросам курса общей химии - основным понятиям и законам химии.
Предлагаемый курс способствует развитию познавательных интересов в системе самостоятельного приобретения знаний, является закреплением ранее приобретенных программных знаний.
Цель – овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и проведения исследовательских работ.
Формы занятий: лекции, семинарские занятия.
Формы подведения итогов: защита проектов.
Тематическое планирование элективного курса: “Основные стехиометрические законы”
Название раздела |
Тема, номер занятий |
Вид работы |
Количество часов |
Основные законы химии | 1. Атомно-молекулярное учение | Семинар | 2 |
2. Закон постоянства состава | Семинар | 2 |
|
3. Газовые законы | Практикум | 2 |
|
4. Закон сохранения массы веществ | Семинар |
|
|
Строение атома | 1. Элементарный состав ядра | Лекция | 2 |
2. Электронная оболочка атома | Практика | 4 |
|
Периодический закон и система | Структура периодической системы. | Лекция | 2 |
Химическая связь | 1. Ковалентная связь 2. Ионная связь 3. Металлическая связь 4. Водородная связь |
Семинар Семинар Семинар Семинар |
2 2 1 1 |
Химическая кинетика | 1. Скорость химических реакций 2. Химическое равновесие 3. Термохимия 4. Решение задач |
Практикум Практикум Лекция Практикум |
2 2 2 2 |
Защита проектов | 1. Приёмы работы с тестами | Круглый стол | 4 |
Список литературы:
Новошинская Н.С. Химия – 10. Москва 2004г.
Некрасов Б. В. Основы общей химии. Москва 1996г.
Николаев Л. А. Современная химия. Москва. Просвещение 2002г.
Габриелян О. С. Химия 11. Москва 2002г. КИМы 2001 – 2005 г.
Примерные темы проектов:
1. Анализ задач и методы решения контрольно – измерительных материалов по теме: “Скорость химических реакций.”
2. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическое равновесие.”
3. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “ О В Р”
4. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическая связь”
5. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Строение атома.”
6. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Типы химических реакций.”
7. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Растворы.”
8. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Теория электролитической диссоциации.”
Проект по теме:
Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”.
Выполнила: ученица 11 “В” класса Зафесова Р.Х.Руководитель:Колесникова В.А.
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
- Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций”.
- Анализ заданий контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”.
- Решение задач по материалам ЕГЭ 2001г., 2002г., 2005г
III. Выводы
IV. Cписок используемой литературы.
Введение
Атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, периодический закон, теория строения атома, теория электролитической диссоциации составляют теоретический фундамент, который способствует пониманию и объяснению различных химических явлений.
Освоение фундаментальных законов химии – основа химического образования, условие, необходимое для формирования знаний, умений, навыков в решении заданий части А, В, С материалах ЕГЭ.
Тест требует внимательного изучения содержания. Тестовые задания части А – задания с выбором ответа, предполагают из набора альтернативных ответов выбрать один правильный, Тестовые задания части В – это задания с самостоятельно конструируемым ответом – максимально кратким и однозначным. Тестовые задания части С требуют владения умениями выбирать способ решения задач, составлять план решения, производить математические расчеты. Данный проект основан на анализе части А и С по теме: “Равновесие химических реакций. В результате работы были проанализированы задания 2001г, 2002г, 2005г.
Цель исследования состоит в актуализации проблемного вопроса по теме: “Равновесие химических реакций” и в применении полученных знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах в исследовательской работе по тестам ЕГЭ.
Задачи исследования:
- Осветить вопрос “Равновесие химических реакций” в решении контрольно-измерительных материалов.
- Сформулировать выводы и предложения по использованию контрольно-измерительных материалов.
Предметом исследования являются задания по теме: “Равновесие химических реакций” в частях А и С, а объектом исследования - контрольно-измерительные материалы 2001г, 2002г, 2005г.
В качестве основного направления исследования я выдвинула рабочую гипотезу: насколько у меня сформированы умения классифицировать химические реакции, характеризовать, опираясь на принцип Ле - Шателье, смещение равновесия в химических реакциях (для части А) , знать и понимать смысл константы равновесия (для части В) , владеть умениями объяснять причину, обосновывать решение и производить расчеты по теме: “Равновесие химических реакций” (для части С) .
Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций”
Рассмотрим методы решения задач по данной теме на следующих примерах.
Пример 1. Реакция протекает по уравнению: N2(Г) + 3H2 = 2NH3 + Q. Укажите, какое влияние на равновесное состояние окажут:
а) увеличение давления;
б) повышение температуры;
в) увеличение концентрации азота;
г) введение катализатора.
Решение. а) В соответствие с принципом Ле-Шателье повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к меньшему количеству веществ газов, т.е. в сторону образования аммиака.
б) Поскольку прямая реакция экзотермическая, то, в соответствии с принципом Ле-Шателье, повышение температуры будет способствовать протеканию эндотермической реакции, т.е. равновесие сместится в сторону разложения аммиака.
в) Увеличение концентрации азота вызовет смещение равновесия в сторону прямой реакции, т.е. в сторону образования аммиака.
г) Катализатор в одинаковой степени изменяет скорость прямой и обратной реакций, поэтому катализатор не приводит к смещению равновесия.
Пример 2. Укажите, как повлияет давление на равновесие в реакциях:
1) H2(Г) + I2 = 2HI(Г) 2) С(ГРАФИТ) + СО2 = 2СО 2моль газа 2моль газа 1моль газа 2моль газа
Решение. 1. В первой реакции количества вещества газов, образующиеся при протекании прямой и обратной реакций, одинаковы, поэтому изменение давления не приведет к смещению равновесия.
2. Вторая реакция гетерогенная. Повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к образованию меньшего количества веществ газов, т.е. в сторону обратной реакции (в сторону образования СО2) .
ЕГЭ 2001г.
Вариант-1
А20. Для системы: MgO (Т) + CO2(Г) = MgCO3 + 111,7кДж выберите условия смещения равновесия в сторону поглощения СО2 :
1) понижение температуры 3) уменьшение концентрации СО2 2) повышение температуры 4) понижение давления
Вариант-3
А20. Химическое равновесие сместится в одну сторону при повышении давления и понижении температуры в системе:
1) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 3) H2 + Cl2 = 2HCl 2) N2 + O2 = 2NO2 4) C2H2 = 2C + H2 - Q
Вариант-7
А20. Равновесие реакции H2(Г) + I2(Г) = 2HI(Г) + Q сместится вправо при
1) повышении температуры 3) наличии катализатора 2) повышении давления 4) понижении температуры
ЕГЭ 2002г.
Вариант-1
А37. Скорость прямой реакции N2 + O2 = 2NO – Q смещается в сторону образования продукта реакции при:
1) понижении температуры 3) повышении температуры 2) понижении давления 4) повышении давления
А38. Химическое равновесие прямой реакции N2 + 3H2 = 2NH3 возрастает при
1) увеличении концентрации азота 3) увеличении концентрации аммиака 2) уменьшении концентрации азота 4) уменьшении концентрации аммиака
А38. Для увеличения выхода аммиака по уравнению реакции N2 + 3H2 = 2NH3+Q необходимо одновременно
1) повысить температуру, понизить давление 3) повысить давление и температуру 2) повысить давление, понизить температуру 4) понизить давление и температуру
Вариант-3
А38. В каком случае повышение давления и понижение температуры в системе приводит к повышению выхода продукта реакции?
1) 2H2O + 2H2 + O2 – Q 3) H2 + I2 = 2HI - Q 2) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 4) N2 + O2 = 2NO - Q
ЕГЭ 2005 г.
Вариант-1
А25. В какой системе при увеличении давления равновесие сместится вправо?
1) H2(Г) + Cl2(Г) = 2HCl(Г) 3) 2SO2(Г) + O2(Г) = 2SO3(Г) 2) CO2 (Г) + C(ТВ) = 2CO(Г) 4) FeO(ТВ) + CO(Г) = Fe(ТВ) + CO2(Г)
Вариант-2
А25. В какой системе при уменьшении давления химическое равновесие сместится в сторону продуктов реакции?
1) S(ТВ) + O2(Г) = SO2(Г) 3) C(ТВ) + 2H2(Г) = CH4(Г) 2) N2(Г) + O2(Г) = 2NO(Г) 4) CaCO3(ТВ) > СаO(ТВ) + CO2(Г)
Вариант-3
А25. Химическое равновесие в системе C4H8(Г) +H2(Г) = C4H10(Г) +Q смещается в сторону исходных веществ в результате
1. увеличении концентрации водорода 3. увеличении давления 2. увеличении температуры 4. использовании катализатора
ЕГЭ 2002г.
Вариант-3
С-1. Реакция, с помощью которой обнаруживают в растворе ионы Fe3+ , обратима: Fe3+ + 3SCN = Fe(SCN) 3.
Напишите молекулярное уравнение, соответствующее данному сокращенному ионному, и покажите, какие условия влияют на положение химического равновесия, а какие – нет. Дайте обоснованный ответ.
Вариант-4
С-1. Реакция синтеза иодоводорода обратима. Какие условия влияют на положение химического равновесия в этой системе? Какие условия не оказывают влияния? Дайте обоснованный ответ.
Вариант-6
С-1. Назовите факторы, смещающие химическое равновесие реакции
2CO(Г) + 2O2(Г) = 2СО2(Г) + Q влево (в сторону исходных веществ) .
Вариант-7
С-1. Реакция образования фосгена обратима:
CO(Г) + CI2(Г) = COCI2(Г) + Q
Перечислите все условия, при которых происходит смещение равновесия в этой системе в сторону исходных веществ. Объясните действие каждого из условий.
ЕГЭ 2001г.
Вариант-1
А20. |
1) понижение температуры | 3) уменьшение концентрации СО2 |
2) повышение температуры | 4) понижение давления | |
Правильный ответ: 1) |
Вариант-3
А20. |
1) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q | 3) H2 + CI2 = 2HCI |
2) N2 + O2 = 2NO2 | 4) C2H2 = 2C +H2 – Q | |
Правильный ответ: 1) |
Вариант-7
А20. |
1) повышение температуры | 3) наличие катализатора |
2) повышение давления | 4) понижение температуры | |
Правильный ответ: 4) |
ЕГЭ 2002г.
Вариант-1
А37. |
1) понижение температуры | 3) повышение температуры |
2) понижение давления | 4) повышение давления | |
Правильный ответ: 3) |
А38. |
1) увеличение концентрации азота | 3) увеличение концентрации аммиака |
2) уменьшение концентрации азота | 4) уменьшение концентрации аммиака | |
Правильный ответ: 1) |
Вариант-2
А38. |
1) повысить температуру, понизить давление |
2) повысить давление, понизить температуру | |
3) повысить давление и температуру | |
4) понизить давление и температуру | |
Правильный ответ: 2) |
Вариант-3
А38. |
1) 2H2O = 2H2 + O2 –Q | 3) H2 + I2 = 2HI - Q |
2) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q | 4) N2 + O2 = 2NO – Q | |
Правильный ответ: 2) |
ЕГЭ 2005г.
Вариант-1
А25. |
1) H2(Г) + CI2(Г) = 2HCI(Г) | 3) 2SO2(Г) + O2(Г) = 2SO3(Г) |
2) CO2(Г) + C(ТВ) = 2CO2 (Г) | 4) FeO(ТВ) + CO(Г) = Fe(ТВ) + CO2(Г) | |
Правильный ответ: 3) |
Вариант-2
А25. |
1) S(ТВ) + О2(Г) = SO2(Г) | 3) С(ТВ) + 2Н2(Г) = СН4(Г) |
2) N2(Г) + O2(Г) = 2NO(Г) | 4) СаСО3(ТВ) = СаО(ТВ) + СО2(Г) | |
Правильный ответ: 4) |
Вариант-3
А25. |
1) увеличении концентрации водорода | 3) увеличении давления |
2) увеличении температуры | 4) использовании катализатора | |
Правильный ответ: 2) |
Вывод:
Для успешной сдачи экзамена по химии в виде ЕГЭ необходимо владеть умениями:
- классифицировать химические реакции,
- определять один правильный ответ из четырех альтернативных,
- характеризовать, опираясь на принцип Ле - Шателье условия смещения равновесия в химических реакциях.
Используемая литература
1) Новошинский И.Н., Новошинская Н.С. “Химия 10 класс”.
2) Егоров А.С. “Химия. Пособие репетитор”.
3) Коверина А.А. “Единый государственный экзамен. Варианты контрольно-измерительных материалов 2002”.
4) Болотов В.А. “Единый государственный экзамен 2001. Химия”.