В связи с изменением в педагогике парадигмы в сторону приоритетности сохранения и укрепления здоровья детей над любыми педагогическими целями обучения и воспитания, не вызывает сомнения, что идеи ценности здоровья и здорового образа жизни как основы всех дальнейших успехов в развитии личности ребенка, самопознания и совершенствования должны сегодня доминировать или быть постоянным фоном при работе с детьми по всем направлениям педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Поэтому только система непрерывного валеологического образования (обучения и воспитания) может обеспечить сохранение и восстановление здоровья детей, вызвать интерес к той области знаний, которая связана со здоровьем, изменить отношение к сохранению своего здоровья. Валеологическое воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности, в процессе которой, он учится не совершать поступков, опасных для жизни и создающих угрозу своему здоровью.
ЗАНЯТИЕ: “Знакомство детей с головным мозгом”.
Цель: Продолжать формировать элементарные представления о работе органов тела.
Задачи:
1. Расширять знания о правилах сохранения здоровья, обогащать словарный запас: нежный, мягкий, твердый, крепкий, прочный.
2. Воспитывать любознательность , желание бережно относиться к своему организму.
3. Приобщать ребенка к ценностям здорового образа жизни. Обратить внимание на сложность, хрупкость головного мозга.
Предшествующая работа: Чтение сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”; беседы по картинкам на тему безопасного поведения.
Материал: Магнитофон, аудио-кассета, картинка с изображением головного мозга, расколотые напополам грецкие орехи с сохраненным в одной половине ядром по числу детей, кусочки теста по числу детей, яичная скорлупа (пустая), сенсорная решетка с набором картинок опасных ситуаций, картина о функциях мозга, игрушечный телефон со звонком, большие карточки для воспитателя с изображением органов тела, маленькие карточки с изображением органов тела по числу детей, колокольчики по числу детей, экологическое панно с набором картинок, книга “Главное чудо света”.
Примерный ход занятия. Воспитатель предлагает детям встать в круг и спрашивает: Вы умеете танцевать? А хотите я вас научу новым движением для танца? Проводятся перекрестные движения (2 минуты).
А поиграть хотите? Давайте поиграем в игру “Как живешь?”. Проводится игра с имитационными движениями.
Как живешь? (вот так!_)
- А плывешь? ***********
- Как бежишь?**********
- Как глядишь? **********
- Ждешь обед? **********
- Машешь вслед? *********
- Ночью Спишь?**********
- А Шалишь?*************
Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогало вам правильно ответить на вопросы? (Выслушиваются ответы детей).
- Да, ребята, действительно , это мозг, который находится где? (В голове)
- А что вы знаете о мозге? (Ответы)
- А хотите еще больше узнать? Я с удовольствием поделюсь с вами своими знаниями. Приглашаю вас пройти в учебную зону. Садитесь , ребята, удобно, свободно.
- Посмотрите все на красный кружок. (Показывается картинка с изображением головного мозга).
- Ребята, посмотрите на эту картинку , что она вам напоминает? (Ответы)
Да, Маше напомнило,__ Ване__, а мне мозг напоминает грецкий орех, когда его расколешь, т.е. его ядро (Показываю).
- Ребята, у вас под салфеткой приготовлены также грецкие орехи, откройте крышечку и посмотрите внимательно на ядро и на эту картинку. Похоже? (Ответы).
- А как вы думаете, какой мозг мягкий или твердый? Вспомните сказку “Лисичка-сестричка и серый волк”. Как лиса забралась в избу, где баба пекла блины, да попала головой в кадку с тестом. Вымазалась и обманула волка, что это у нее мозги выступили..
- Но на самом деле , ребята, мозг действительно
мягкий, как тесто. Возьмите пожа
луйста, кусочки теста и потрогайте его. Какое оно
на ощупь? (Ответы)
- Ребята, потрогайте все свою голову? Что это такое крепкое на голове? (это череп). Он защищает наш мозг. Возьмите, пожалуйста, это яйцо в руку и крепко его сожмите. Что случилось? Почему? (стенки тонкие).
- А теперь снова возьмите грецкий орех и прикройте ядро второй половинкой.
- Сожмите сильно рукой. Что вы чувствуете? Какое оно? (Ответы). Вот так же череп защищает наш мозг , как эта скорлупа- ядро грецкого ореха.
- Ребята, я считаю, что такой крепкий, твердый череп невозможно повредить. Вы со мной согласны? Не согласны? Действительно, может он не такой твердый, попробую-ка я разбить твердую скорлупу грецкого ореха. (Разбиваю на подставке скорлупу).
- Да, оказывается и твердое можно разбить.
ФИЗ. МИНУТКА. Помыли голову (массаж подушечками пальцев), расчесали (от лба к затылку), повернули голову медленно направо, налево, потянулись, зевнули.
Повторить 2 раза.
- А сейчас посмотрите вот на эту сенсорную решетку. Как вы думаете, о чем предупреждают эти картинки? (Рассказы детей).
- Ребята, как вы считаете , почему мозг называют самым главным органом? (Ответы).
- Да, действительно, мозг отвечает за все. Вносится картина.
- Мозг - как начальник. Он все знает , за все отвечает. В мозг по нервам, как по проводам в штаб, от всех органов поступают сигналы, и от него обратно - команды. (Показывается на картине). Прикажет ногам - они пойдут, прикажет легким - они вдохнут.
- А хотите поиграть в игру “Дружная работа?” Ребята, вы разрешите мне быть вашим мозгом? Тогда я буду мозгом, вашим начальником, а вы - мои органы. (Раздаются каждому карточки). Я буду по проводам подавать вам команды, а вы постарайтесь правильно их выполнять.
- Если показываю глаза, то они должны подать сигнал колокольчиком и выполнить мою команду. Воспитатель звонит по телефону, одновременно поднимая карточку с изображением какого-либо органа. Дети , являющиеся этим органом, сигнализируют колокольчиком о том, что сигнал принят, и выполняют следующую за этим команду.
ПРИМЕРНЫЕ КОМАНДЫ:
1) Глаза, зажмурьтесь. Глаза, откройтесь.
2) Руки, похлопайте в ладоши.
3) Ноги, потопайте.
4) Легкие, вдохните и не дышите. Легкие, дышите.
5) Глаза, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
6) Руки, пошевелите пальцами.
7) Легкие , вдохните глубоко, выдохните. (2 раза).
8) Ноги, пошевелите своими пальцами.
- Мозг - главный орган. Он все может. Он может даже нарисовать картинку в вашей голове без помощи бумаги, карандашей и красок. Давайте проведем опыт, чтобы лучше узнать способности своего мозга. Закройте глаза и начните думать о большом самолете , летящем в голубом-голубом небе. Старайтесь представить его себе так ясно, как будто видите его на самом деле и вы, действительно увидите самолет.
- Какой ты, Оля, увидела самолет?
- А еще наш мозг может запоминать много разных вещей. Посмотрите внимательно на эту картину (Экологическое панно) Запомните хорошо, что на ней изображено?, запомнили?
- А теперь закройте глаза. (Убираются картинки) Что изменилось? (Ответы)
- Вот какой у нас замечательный мозг, все помнит. Ребята, а если ваш мозг будет долго работать , что может случиться? (Голова заболит).
- А еще от чего может заболеть голова? (Простыл, много смотрел телевизор, не гулял, ссорился).
- А давайте теперь придумаем правила, чтобы наш мозг не уставал и всегда хорошо работал.
- Ваня, какое ты правило предлагаешь? Все предложенные правила обобщаются.
- Ребята, а о каком сегодня мозге мы разговаривали? Оказывается, мозг бывает разным. Мы сегодня разговаривали о мозге , который находится где? (В голове).
- Значит это какой мозг? (Головной). А есть еще спинной мозг. (Показывается на картине.) Вы хотите с ним познакомиться? О нем мы узнаем на следующем занятии, а поможет нам в этом замечательная книга, называется она
“Главное чудо света.”