Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В связи с изменением в педагогике парадигмы в сторону приоритетности сохранения и укрепления здоровья детей над любыми педагогическими целями обучения и воспитания, не вызывает сомнения, что идеи ценности здоровья и здорового образа жизни как основы всех дальнейших успехов в развитии личности ребенка, самопознания и совершенствования должны сегодня доминировать или быть постоянным фоном при работе с детьми по всем направлениям педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Поэтому только система непрерывного валеологического образования (обучения и воспитания) может обеспечить сохранение и восстановление здоровья детей, вызвать интерес к той области знаний, которая связана со здоровьем, изменить отношение к сохранению своего здоровья. Валеологическое воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности, в процессе которой, он учится не совершать поступков, опасных для жизни и создающих угрозу своему здоровью.

ЗАНЯТИЕ: “Знакомство детей с головным мозгом”.

Цель: Продолжать формировать элементарные представления о работе органов тела.

Задачи:

1. Расширять знания о правилах сохранения здоровья, обогащать словарный запас: нежный, мягкий, твердый, крепкий, прочный.

2. Воспитывать любознательность , желание бережно относиться к своему организму.

3. Приобщать ребенка к ценностям здорового образа жизни. Обратить внимание на сложность, хрупкость головного мозга.

Предшествующая работа: Чтение сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”; беседы по картинкам на тему безопасного поведения.

Материал: Магнитофон, аудио-кассета, картинка с изображением головного мозга, расколотые напополам грецкие орехи с сохраненным в одной половине ядром по числу детей, кусочки теста по числу детей, яичная скорлупа (пустая), сенсорная решетка с набором картинок опасных ситуаций, картина о функциях мозга, игрушечный телефон со звонком, большие карточки для воспитателя с изображением органов тела, маленькие карточки с изображением органов тела по числу детей, колокольчики по числу детей, экологическое панно с набором картинок, книга “Главное чудо света”.

Примерный ход занятия. Воспитатель предлагает детям встать в круг и спрашивает: Вы умеете танцевать? А хотите я вас научу новым движением для танца? Проводятся перекрестные движения (2 минуты).

А поиграть хотите? Давайте поиграем в игру “Как живешь?”. Проводится игра с имитационными движениями.

Как живешь? (вот так!_)

- А плывешь? ***********

- Как бежишь?**********

- Как глядишь? **********

- Ждешь обед? **********

- Машешь вслед? *********

- Ночью Спишь?**********

- А Шалишь?*************

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогало вам правильно ответить на вопросы? (Выслушиваются ответы детей).

- Да, ребята, действительно , это мозг, который находится где? (В голове)

- А что вы знаете о мозге? (Ответы)

- А хотите еще больше узнать? Я с удовольствием поделюсь с вами своими знаниями. Приглашаю вас пройти в учебную зону. Садитесь , ребята, удобно, свободно.

- Посмотрите все на красный кружок. (Показывается картинка с изображением головного мозга).

- Ребята, посмотрите на эту картинку , что она вам напоминает? (Ответы)

Да, Маше напомнило,__ Ване__, а мне мозг напоминает грецкий орех, когда его расколешь, т.е. его ядро (Показываю).

- Ребята, у вас под салфеткой приготовлены также грецкие орехи, откройте крышечку и посмотрите внимательно на ядро и на эту картинку. Похоже? (Ответы).

- А как вы думаете, какой мозг мягкий или твердый? Вспомните сказку “Лисичка-сестричка и серый волк”. Как лиса забралась в избу, где баба пекла блины, да попала головой в кадку с тестом. Вымазалась и обманула волка, что это у нее мозги выступили..

- Но на самом деле , ребята, мозг действительно мягкий, как тесто. Возьмите пожа
луйста, кусочки теста и потрогайте его. Какое оно на ощупь? (Ответы)

- Ребята, потрогайте все свою голову? Что это такое крепкое на голове? (это череп). Он защищает наш мозг. Возьмите, пожалуйста, это яйцо в руку и крепко его сожмите. Что случилось? Почему? (стенки тонкие).

- А теперь снова возьмите грецкий орех и прикройте ядро второй половинкой.

- Сожмите сильно рукой. Что вы чувствуете? Какое оно? (Ответы). Вот так же череп защищает наш мозг , как эта скорлупа- ядро грецкого ореха.

- Ребята, я считаю, что такой крепкий, твердый череп невозможно повредить. Вы со мной согласны? Не согласны? Действительно, может он не такой твердый, попробую-ка я разбить твердую скорлупу грецкого ореха. (Разбиваю на подставке скорлупу).

- Да, оказывается и твердое можно разбить.

ФИЗ. МИНУТКА. Помыли голову (массаж подушечками пальцев), расчесали (от лба к затылку), повернули голову медленно направо, налево, потянулись, зевнули.

Повторить 2 раза.

- А сейчас посмотрите вот на эту сенсорную решетку. Как вы думаете, о чем предупреждают эти картинки? (Рассказы детей).

- Ребята, как вы считаете , почему мозг называют самым главным органом? (Ответы).

- Да, действительно, мозг отвечает за все. Вносится картина.

- Мозг - как начальник. Он все знает , за все отвечает. В мозг по нервам, как по проводам в штаб, от всех органов поступают сигналы, и от него обратно - команды. (Показывается на картине). Прикажет ногам - они пойдут, прикажет легким - они вдохнут.

- А хотите поиграть в игру “Дружная работа?” Ребята, вы разрешите мне быть вашим мозгом? Тогда я буду мозгом, вашим начальником, а вы - мои органы. (Раздаются каждому карточки). Я буду по проводам подавать вам команды, а вы постарайтесь правильно их выполнять.

- Если показываю глаза, то они должны подать сигнал колокольчиком и выполнить мою команду. Воспитатель звонит по телефону, одновременно поднимая карточку с изображением какого-либо органа. Дети , являющиеся этим органом, сигнализируют колокольчиком о том, что сигнал принят, и выполняют следующую за этим команду.

ПРИМЕРНЫЕ КОМАНДЫ:

1) Глаза, зажмурьтесь. Глаза, откройтесь.

2) Руки, похлопайте в ладоши.

3) Ноги, потопайте.

4) Легкие, вдохните и не дышите. Легкие, дышите.

5) Глаза, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

6) Руки, пошевелите пальцами.

7) Легкие , вдохните глубоко, выдохните. (2 раза).

8) Ноги, пошевелите своими пальцами.

- Мозг - главный орган. Он все может. Он может даже нарисовать картинку в вашей голове без помощи бумаги, карандашей и красок. Давайте проведем опыт, чтобы лучше узнать способности своего мозга. Закройте глаза и начните думать о большом самолете , летящем в голубом-голубом небе. Старайтесь представить его себе так ясно, как будто видите его на самом деле и вы, действительно увидите самолет.

- Какой ты, Оля, увидела самолет?

- А еще наш мозг может запоминать много разных вещей. Посмотрите внимательно на эту картину (Экологическое панно) Запомните хорошо, что на ней изображено?, запомнили?

- А теперь закройте глаза. (Убираются картинки) Что изменилось? (Ответы)

- Вот какой у нас замечательный мозг, все помнит. Ребята, а если ваш мозг будет долго работать , что может случиться? (Голова заболит).

- А еще от чего может заболеть голова? (Простыл, много смотрел телевизор, не гулял, ссорился).

- А давайте теперь придумаем правила, чтобы наш мозг не уставал и всегда хорошо работал.

- Ваня, какое ты правило предлагаешь? Все предложенные правила обобщаются.

- Ребята, а о каком сегодня мозге мы разговаривали? Оказывается, мозг бывает разным. Мы сегодня разговаривали о мозге , который находится где? (В голове).

- Значит это какой мозг? (Головной). А есть еще спинной мозг. (Показывается на картине.) Вы хотите с ним познакомиться? О нем мы узнаем на следующем занятии, а поможет нам в этом замечательная книга, называется она

“Главное чудо света.”