- Цели:
- Рассмотреть свойства умножения 9 на однозначные числа, составить таблицу, найти самый удобный способ запоминания таблицы.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь, любознательность.
Работа с таблицей
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 |
7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 |
8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 |
9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 |
Коллективный диалог.
— Посмотрите на первую строчку. Какую закономерность можно пронаблюдать?
(Каждое следующее число больше предыдущего на 2, все числа четные)
— Чем интересна вторая строчка?
(Каждое следующее число больше предыдущего на 3. Четное и нечетное числа чередуются)
— Какая же закономерность будет в третьей строчке?
(Кто-то догадается что числа на 4 больше предыдущего. Все четные)
— А что происходит с числами в столбиках? В первом? Во втором? В третьем?
(То же что и в первой строке, во второй…)
— Посмотрите где живет самое маленькое число?
(В левом верхнем углу)
— А самое большое?
(В нижнем правом углу)
— Где живут самые большие числа?
(Внизу, в правом столбике)
— Почему?
— Обратите внимание на числа по диагонали слева направо.
(4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81)
— В чем особенность этих чисел?
(2•2=4; 3•3=9; 4•4=16; 5•5=25; 6•6=36; 9•9=81)
Еще много интересного можно узнать из этой таблицы о числах.
— Нужна ли нам такая таблица? Для чего?
(Можно найти ответ, если перемножить два однозначных числа)
— А можно найти множитель, если известно значение произведения и другой множитель?
— Чем является значение произведения?
(Частью или целым)
— Каким действием найдем неизвестный множитель?
(Делением)
Эта таблица будет служить для нас справочником до тех пор, пока не выучим всю таблицу наизусть. И сегодня мы приступаем к знакомству с таблицей 9.
Знакомство с таблицей 9
На доске заготовка:
9•2= 9•3=
9•4=
9•5=
9•6=
9•7=
9•8=
9•9=
— Можно ли выучить таблицу прямо на уроке?
(…..)
— Посмотрите в справочник. Где можно найти ответы этой таблицы?
(Внизу, справа в столбике)
— Сколько цифр в значении произведения?
9•2=. . 9•3=. .
…….
9•8=. .
9•9=. .
(Две)
— Какой результат вы уже знаете из таблицы сложения?
(9•2=18)
— Как получить следующий результат?
(9•2+9=18-9=27)
9•2=18
9•3=27
— Следующий? (9•3+9=27+9=36) и т.д.
Исследование связей между компонентами действия
9•2=18 9•3=27
9•4=36
9•5=45
— Что можно сказать о первых множителях.
(Одинаковы)
— А вторые?
(Увеличиваются на 1)
— Что происходит с десятками в значении произведения?
(Они увеличиваются на 1)
— А что происходит с единицами?
(Они уменьшаются на 1)
— А я еще что-то знаю о числах: 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81. Может быть вы догадаетесь?
18 это 1+8=9 27 это 2+7=9 (Сумма цифр произведения равна 9) 36 это 3+6=9
……………
— Теперь обратим внимание на то как образуются десятки.
……………
9•6=5. 9•7=6. 9•6=5. 9•8=7.
……………
— Догадайтесь, как образуются единицы.
9·6=. 4
9·7=. 3
(Добавляем до десятка ко второму множителю)
— Назовите число единиц:
9·5=. _ (до 10 надо добавить5)
9·9=. _ (до 10 надо добавить 1)
Мы познакомились с таблицей 9 и даже запомнили ее. Скажите надо ли составлять таблицу умножения однозначных чисел на 9? Почему не надо?
(9·2=18 а 2·9=18 переместительное св-во.)
— А кто сможет записать обратное действие действию умножения?
9·6=54 54 : 9=6 54 : 6=9
Задания в учебнике. (Математика 3 класс Александрова Э) стр.74
№ 158
— Есть ли одинаковые произведения в указанных таблицах
1)9 и 2
2) 9 и 7
3) 8 и 9
4) 6 и 9
5) 4 и 9
6) 9 и 5
7) 9 и 3
(есть, в таблицах есть произведения: | ||
9·2 и 2·9; |
4·9 и 9·4; | 8·9 и 9·8…) |
— Кто сможет научить своих родителей так, чтобы они запомнили таблицу умножения 9 после вашего объяснения?
— Что интересного узнали о таблице 9?