Математика в 3-м классе по теме: "Таблица умножения 9 и на 9"

Разделы: Начальная школа


  • Цели:
  • Рассмотреть свойства умножения 9 на однозначные числа, составить таблицу, найти самый удобный способ запоминания таблицы.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь, любознательность.

Работа с таблицей

2 3 4 5 6 7 8 9
2 4 6 8 10 12 14 16 18
3 6 9 12 15 18 21 24 27
4 8 12 16 20 24 28 32 36
5 10 15 20 25 30 35 40 45
6 12 18 24 30 36 42 48 54
7 14 21 28 35 42 49 56 63
8 16 24 32 40 48 56 64 72
9 18 27 36 45 54 63 72 81

 Коллективный диалог.

— Посмотрите на первую строчку. Какую закономерность можно пронаблюдать?

(Каждое следующее число больше предыдущего на 2, все числа четные)

— Чем интересна вторая строчка?

(Каждое следующее число больше предыдущего на 3. Четное и нечетное числа чередуются)

— Какая же закономерность будет в третьей строчке?

(Кто-то догадается что числа на 4 больше предыдущего. Все четные)

— А что происходит с числами в столбиках? В первом? Во втором? В третьем?

(То же что и в первой строке, во второй…)

— Посмотрите где живет самое маленькое число?

(В левом верхнем углу)

— А самое большое?

(В нижнем правом углу)

— Где живут самые большие числа?

(Внизу, в правом столбике)

— Почему?

— Обратите внимание на числа по диагонали слева направо.

(4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81)

— В чем особенность этих чисел?

(2•2=4; 3•3=9; 4•4=16; 5•5=25; 6•6=36; 9•9=81)

Еще много интересного можно узнать из этой таблицы о числах.

 — Нужна ли нам такая таблица? Для чего?

(Можно найти ответ, если перемножить два однозначных числа)

— А можно найти множитель, если известно значение произведения и другой множитель?

— Чем является значение произведения?

(Частью или целым)

— Каким действием найдем неизвестный множитель?

(Делением)

Эта таблица будет служить для нас справочником до тех пор, пока не выучим всю таблицу наизусть. И сегодня мы приступаем к знакомству с таблицей 9.

Знакомство с таблицей 9

На доске заготовка:

9•2=

9•3=

9•4=

9•5=

9•6=

9•7=

9•8=

9•9=

— Можно ли выучить таблицу прямо на уроке?

(…..)

— Посмотрите в справочник. Где можно найти ответы этой таблицы?

(Внизу, справа в столбике)

— Сколько цифр в значении произведения?

9•2=. .

9•3=. .

…….

9•8=. .

9•9=. .

(Две)

— Какой результат вы уже знаете из таблицы сложения?

(9•2=18)

— Как получить следующий результат?

(9•2+9=18-9=27)

9•2=18

9•3=27

— Следующий? (9•3+9=27+9=36) и т.д.

Исследование связей между компонентами действия

9•2=18

9•3=27

9•4=36

9•5=45

— Что можно сказать о первых множителях.

(Одинаковы)

 — А вторые?

(Увеличиваются на 1)

— Что происходит с десятками в значении произведения?

(Они увеличиваются на 1)

— А что происходит с единицами?

(Они уменьшаются на 1)

— А я еще что-то знаю о числах: 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81. Может быть вы догадаетесь?

18 это 1+8=9
27 это 2+7=9 (Сумма цифр произведения равна 9)
36 это 3+6=9

……………

— Теперь обратим внимание на то как образуются десятки.

……………

9•6=5.
9•7=6. 9•6=5.
9•8=7.

……………

— Догадайтесь, как образуются единицы.

9·6=. 4

9·7=. 3

(Добавляем до десятка ко второму множителю)

— Назовите число единиц:

9·5=. _ (до 10 надо добавить5)

9·9=. _ (до 10 надо добавить 1)

Мы познакомились с таблицей 9 и даже запомнили ее. Скажите надо ли составлять таблицу умножения однозначных чисел на 9? Почему не надо?

(9·2=18 а 2·9=18 переместительное св-во.)

— А кто сможет записать обратное действие действию умножения?

9·6=54 54 : 9=6 54 : 6=9

Задания в учебнике. (Математика 3 класс Александрова Э) стр.74

№ 158

— Есть ли одинаковые произведения в указанных таблицах

1)9 и 2

2) 9 и 7

3) 8 и 9

4) 6 и 9

5) 4 и 9

6) 9 и 5

7) 9 и 3

(есть, в таблицах есть произведения:

9·2 и 2·9;

4·9 и 9·4; 8·9 и 9·8…)

— Кто сможет научить своих родителей так, чтобы они запомнили таблицу умножения 9 после вашего объяснения?

— Что интересного узнали о таблице 9?

Д/з № 155, № 156