Урок математики во 2-м классе (1–4) по теме: "Закрепление приёмов устных вычислений. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100 (устные вычисления);
  • совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
  • развивать логическое мышление и умение сравнивать.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Урок необычный, мы отправляемся с вами в гости к Робинзону Крузо. А кто знает, что это за человек?

– Да, это герой приключенческого романа, моряк, который прожил на необитаемом острове 28 лет и превратил его своим трудом и мужеством из острова отчаянья в остров надежды. Весь наш класс будет экипажем этого корабля. Во время путешествия мы будем решать задачи, отрабатывать и закреплять приёмы устных вычислений.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.

– Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, находчивых, сообразительных математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда выполните следующие задания:

II. Устный счёт

1. Слушайте внимательно! Я называю числа:

  • 15;
  • 18;
  • 20;
  • 3;
  • 45;
  • 37.

– Определите лишнее число. Почему число 3 – лишнее? (Число 3 – однозначное, а все остальные числа – двузначные)

– Увеличьте однозначное число на 10. Сколько стало? (13)

– Какое это число? (Двузначное)

– Так как получить из однозначного числа двузначное? (Прибавить десяток)

2. Игра “День–ночь!”

Учитель тихо произносит слово “Ночь!” – дети закрывают глаза и кладут головы на парты. Учитель предлагает задания: 15 – это 9 и …
Дети думают. Затем он говорит “День!” – дети просыпаются, поднимают руку и по одному отвечают:

  • 16 – это 8 и …
  • 14 – это 6 и …
  • 12 – это 5 и …

Затем отвечают хором

  • 18 – это 9 и …
  • 15 – это 8 и …
  • 17 – это 9 и …

3. Штурманы очень важные люди в экипаже, они определяют координаты и прокладывают путь кораблям. Наша задача проложить путь нашего корабля.

+ +
72 –– 16 –– 24 –– 32 –– 14

Штурманы не должны ошибаться, иначе мы собьёмся с курса.

– Молодцы, все хорошо справились с заданиями и можем отправляться в путешествие. Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом. Итак, в путь!

III. Закрепление

– Наш корабль подходит к острову попугаев! Вас встречает говорящий попугай Гоша со своими маленькими попугайчиками. Он интересуется, сможете ли вы сравнить выражения? Знаки >, <, = надо поставить вместо * так, чтобы записи были верными.

91 + 9 * 9 + 91
9 + 8 * 50 – 35
75 – 30 * 20 + 23

Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.

– Мы снова отправляемся в путь. Перед нами остров обезьян. Хозяйка острова приготовила для путешественников 2 хитрых примера:

74 – 50 = 16
70 – 54 = 24

– В чём хитрость этих примеров? (В 1-м примере вычитаем 5 десятков, а во 2-м 5 десятков и 4 десятка)

– Правильно ли обезьяна их решила? Какую ошибку в вычислении она допустила?
В то время, как одна обезьяна пыталась нас запутать своими хитрыми примерами, другая готовила фруктовый салат, в него она положила 6 ананасов и 7 апельсинов. А бананов столько, сколько ананасов и апельсинов вместе. Сколько бананов обезьяна положила в фруктовый салат? Это… (задача).
– О чём?
– Что известно?
– Что неизвестно?
– Что надо найти?
– Решите задачу и запишите ответ.

– Звуковой сигнал – радист принял радиограмму, пришло время отдыха на корабле.

IV. Физминутка

– Экипаж, достаньте коврики. Дыхательная гимнастика.

– Продолжаем путешествие. Мы приближаемся к острову слонов. Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с задачей. Давайте поможем слонёнку найти ответ, решить задачу.
По морю плыли 2 стаи дельфинов. В одной стае было 17 дельфинов, а во второй на 4 дельфина больше. Сколько всего дельфинов плыли в двух стаях?

I – 17 д.
II – ? на 4 д. б.
} ?

(17 + 4) + 17 = 38 (д.)

Ответ: 38 дельфинов плыли в двух стаях.

– Мы объяснили слонёнку задачу, он всё понял и благодарит вас за помощь. Попрощаемся со своим новым другом и снова в путь. Что это? Необитаемый остров? Ребята, наш корабль захватили дикари! Пока вы не дадите ответ на их задания, они нас не выпустят, потопят корабль. Быстрее за работу!

80 – 43 =
96 – 50 =
43 + 7 =
76 + 5 =
68 + 6 =
50 – 9 =

Самостоятельная работа, взаимопроверка в парах.

– Ура ответ найден, мы на свободе! Скорее в путь! Нас ждёт Робинзон! Ой, что это? На палубе – вода! Кто-то из дикарей всё-таки успел пробить наш корабль. Ищите пробоины!

Дети проверяют ответы.

64 + 3 – 30 = 36
7 + 53 – 9 = 41
58 + 7 – 20 = 45

– Пробоины найдены, ответы исправлены. А вот и сам Робинзон Крузо! Встречайте его!

Робинзон. Как вы повзрослели! И, стали наверное, ещё сообразительнее!

Задача на смекалку. Чёрное море больше Азовского. А Азовское, больше Мраморного, но меньше Чёрного. Какое из этих морей самое большое и самое маленькое?

– Ребята, а скажите Робинзону, откуда мы к нему приплыли? Где мы живём? А в какие из этих трёх морей можно попасть из Краснодарского края?

– Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие!