Пояснительная записка
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
В МОУ “Лицей № 1”, где я работаю, по гуманитарному профилю образован лингвистический класс на параллели 8-х классов. С целью лингвистического образования в этом классе введен спецкурс по английскому языку “Страноведение”. Продолжением образования в этом направлении является спецкурс “Культура Британии” в 9-м классе, спецкурс “Мой английский” в 10-м классе и спецкурс “Мой английский” в 11 классе.
Спецкурс “Культура Британии” рассчитан на обучение в течение одного года. Предполагаемый объем учебного времени – один час в неделю, 35 часов в год.
В основе спецкурса для 9 класса “Культура Британии” заложен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры:
- познавательный
- учебный
- развивающий
- воспитательный
Основная цель спецкурса “Культура Британии” - воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к британской культуре, знакомство с лучшими образцами культуры.
Задачи данного спецкурса:
- дать представление о менталитете британской нации, познакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка
- развивать интеллектуальные способности учащихся посредством речемыслительной деятельности
- совершенствовать навыки чтения и устной речи
Спецкурс состоит из трех циклов:
- Литературная Британия (16 часов)
- Музыкальная Британия (10 часов)
- Британская живопись (9 часов)
Спецкурс содержит материал о тех сферах британского общества, которые недостаточно освещались в учебнике: литература, музыка, живопись. В данном спецкурсе учащиеся получают дополнительные сведения об известных писателях, их произведениях, готовят презентации об их жизни и творчестве.
В цикле “Музыкальная Британия” ученики знакомятся с музыкальной жизнью Великобритании, совершают воображаемую экскурсию по ее музыкальным местам. Знакомятся с творчеством композиторов, музыкантов, говорят о классической и популярной музыке, делают презентации об известных композиторах, музыкантах, музыкальных группах, музыкальных фестивалях.
В третьем цикле представлена британская живопись. Девятиклассники знакомятся с картинными галереями, британской живописью.
Каждый раздел спецкурса заканчивается творческими итоговыми занятиями. Это дает возможность ученикам показать их уровень языковой подготовки и знание культуры Великобритании, а учителю – осуществить контроль над уровнем знаний, умений и навыков учащихся по данному спецкурсу.
В результате изучения спецкурса “Культура Британии” учащиеся должны уметь:
- Вести диалог
- Расспрашивать, описывать, объяснять, сравнивать, анализировать, оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации
- Ориентироваться в англоязычном тексте, делать сообщение по прочитанному материалу
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- Создавать презентации с использованием ИКТ
Спискок литературы
- А.П.Старков. Учебник английского языка. 9 класс
- А.П.Старков. Учебник английского языка. 8 класс
- А.П.Старков. Учебник английского языка. 7 класс
- Е.Г.Копыл, М.А.Боровик. Книга для чтения. 7 класс
- С.А.Чугунов. Устные темы. 5-11 класс
- Е.Л.Занина. 95 устных тем по английскому языку
- В.Каверина, В.Бойко, Н.Жидких. 100 тем английского устного (тексты, вопросы, переводы)
- Е.Г.Копыл, М.А.Боровик. Книга для чтения. 8 класс
- Т.Б.Клементьева , Б.Монк. Счастливый английский
- Л.Г.Денисова, С.М.Мезенин. Английский язык 10 класс
- Т.Ю.Галицинский Spoken English
- G.V.Rogova. English in two years
- V.Satinova. Read and speak about Britain and the British
- А.Ярцева. English. Устные темы. 200 тем
- А. Ярцева. Английский язык. Экзаменационные темы с переводом. 5-11 класс
- Н.Петрова. Английский язык. 9 и 11 выпускные классы
- А.П.Миньяр-Белоручева. Английский для абитуриентов и учащихся 11 классов. Ответы на билеты Экзамен 2003
- Г.Выборова, О.Мельчина. Easy English. 70 устных тем по английскому языку
- Г. Выборова, О.Мельчина. Easy English. Базовый курс
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1
Quiz “Do you know…?”
- Where did George Gordon Byron spend his childhood? /Aberdeen/
- What is Aloway famous for? /The birthplace of Robert Burns/
- Who wrote “People and Prejudice and Emma”? /Jane Austen/
- Who was the creater of Peter Pan? /J.M. Barrie/
- Whose birthday do the British celebrate on January 25? /Robert Berns/
- Who wrote hundreds of song and poems, mainly on Scottish country life, love and national pride /Robert Berns/
- His real name was Charles Dodgson. What is his pseudonym? /Lewis Carrol/
- Her most famous characters are the detectives “Hercule Poirot and Miss Marple. Who is she? /Dame Agatha Christie/
- A popular British writer, especially of children’s books which often combine frightening with humour. Who is this? /Roald Dahl/
- His many books described life in Victorian England and showed how hard it was, especially for the poor and for children. One of his charachers is Oliver Twist. /Charles Dickens/
- An English poet and writer of plays, born in the USA, won the 1948 Nobel Prize for literature. /T.S.Eliot/
- The greatest dramatist of the 16th century. /W.Shakespeare/
- A British writer of detective stories who invented the character Adam Dalgliesh. Many of her books have been filmed for television. /P.P.James/
- A writer of the humour book “Three men in a boat”. /Jerome K.Jerome/
- In his books he described travelling to Wonderland. /Lewis Carrol/
- A British writer considered to be one of the best short story writers in England. His best-known novel is Of Human Bondage. /W.Somerset Maugham/
- The author of The tale of Peter Rabbit and the Tailor of Glaucester. /Beatrix Potter/
- The author of Ivanhoe. /Sir Walter scott/
- This is a tragedy about two young people from Verona. Who is the author of it, what is it? / “Romeo and Juliet” W.Shakespeare/
- Many well-known expressions came from this author. He also wrote some very good poetry expecially the sonnets. He worked as an actor at the Globe Theatre. /W.Shakespeare/
- His adventure story about the Treasure Island is well-known all over the world. Who is this author? /Robert Louis Stevenson/
- An Irish writer. The author of Dracula. /Bram Stoker/
- This author was born in India. His famous books include Vanity Fair. /William Makepeace Thackeray/
- An English writer famous for his fantasy books The Hobbit and The Lord of the Rings. /JRR Tolkien/
- An Irish writer best known for his play The importance of being earnest and his story The picuter of Dorian Gray. /Oscar Wilde/
- The main character of this book lived on the island. Who is this? /Robinson Crusoe by Doniel Defoe/
- The main character of his books was a famous detective lived in Baker Street. /Sherlock Holmes/
- This writer is honoured by British people. The author’s festival is held in Rochester. /Charles Dickens/
- The statue of this literary character is in Picardy Place, Edinburgh. /Sherlock Holmes/
- The author of The Jungle book. He was awarded the Noble Prize. /Rudyard Kipling/
№ 2
Презентация учащихся по теме “Музыкальная Британия”
№ 3
Презентация учащихся по теме “Выд ающиеся композиторы мира”
Тематическое планирование спецкурса
“Культура Британии”
Тема занятия |
Кол-во |
|
Литературная Британия | ||
1 | Литературная Британия (обзор). Путешествие по литературным местам Шотландии, Уэльса и Англии, связанных с жизнью и деятельностью Шекспира, Бернса, Байрона, Кристи, Кэрелла, Скотта, т.д. | 2 |
2 | Биография и творчество Шекспира. Чтение адаптированного текста “Ромео и Джульетта”, сонетов. | 4 |
3 | Байрон. Шелли. Знакомство с биографиями и произведениями поэтов: “She walks in Beauty” (Byron), “The could” (Shelley) - и т.д. | 2 |
4 | Киплинг. Чтение сказки “How the whale got his throat”. Знакомство с его поэзией. | 2 |
5 | Писатели детективного жанра: К. Дойль, А.Кристи. Чтение адаптированного текста “Silver Blaze” | 2 |
6 | С.Моэм. Биография. Чтение рассказа “The Luncheon” | 2 |
7 | Читательская конференция. Творчество О. Уальда, Ш. Бронте, Р.Бернса, Л.Кэррола, Д.Дефо, В.Скотта, Ч.Диккенса. Викторина “Do you know...?” | 2 |
Итого: | 16 | |
Музыкальная Британия | ||
1 | Путешествие по музыкальной Британии (обзор) | 1 |
2 | Персел. Биография, творчество композитора | 1 |
3 | Гендаль. Биография, творчество композитора | 1 |
4 | Б.Бриттен. Биография, творчество композитора | 1 |
5 | The Beatles. Творчество, биография членов группы, песня Yeasterday | 3 |
6 | Фольклорная музыка Британии. Фестивали в Уэльсе и Шотландии. | 1 |
7 | Современная британская музыка. Музыкальные группы. Фестивали | 1 |
8 | Музыкальная гостиная. Презентация | 1 |
Итого: | 10 | |
Британская живопись | ||
1 | История английской живописи | 2 |
2 | Хогарт. Биография, творчество художника | 1 |
3 | Тернер. Биография, творчество художника | 1 |
4 | Гейнсборо. Биография, творчество художника | 1 |
5 | Констебль. Биография, творчество художника | 1 |
6 | Музеи и картинные галереи Британии | 1 |
7 | Экскурсия. Посещение картинной галереи | 1 |
Итого: | 9 |