Итоговый урок по физике по изученному курсу 7-го класса

Разделы: Физика


Тип урока: урок-игра.

Задачи урока:

1. Образовательная задача:

- Систематизация полученных знаний по изученному курсу;

- Целостное и неразрывное восприятие изученного материала.

2. Воспитательная задача:

- Нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения;

- Потребности личности, мотивы социального поведения, мировоззрение.

3. Развивающая задача:

- Развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой (чувства, воля, переживания) и потребностно-мотивационной областей.

- Умственная деятельность (анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы).

Оборудование к уроку: бинокль, часы, барометр, зеркало, градусник, гири, колокольчик, плоская тарелка, кусок мыла, яйцо варённое, колба, раствор поваренной соли.

Надписи на доске: “Нет действия в природе без причины” (Леонардо да Винчи)

Ход урока

1. Организация начала занятия.

Дидактические задачи: подготовка учащихся к работе на занятии.

Показатели реального результата решения задачи: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Основная часть (КВН)

Класс делиться на две команды.

Представление команд (название, девиз, эмблема).

1 конкурс: “Разминка”.

Чья команда начинает первая можно разыграть.

Слово из пяти букв, обозначающее явление природы. Название его есть в названии мультфильма о ёжике. Что представляет собой это явление? (Туман).

Слово из семи букв. Это прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот, и где она встретила своё отражение девочку Яло. (Зеркало).

Какое главное свойство прибора?

Считает весь век, а сам не человек. (Часы).

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник).

 То, как арбузы велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут вес определить. (Гири).

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт. (Барометр).

Слово из десяти букв. Это имя сказочной героини, связанное с твёрдым состоянием воды. (Снегурочка).

Слово из одиннадцати букв - название звукового прибора, частью которого служит для Совы хвост ослика Иа. (Колокольчик). Почему он издаёт звук?

По морю идёт, а до берега дойдёт, сразу пропадёт. (Волна).

На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо.) Отчего оно бывает?

Попутчица за мною ходит вслед, мне от неё ни зла, ни пользы нет. (Тень). Почему она образуется?

У него два дивных ока, с ним всё близко, что далёко. (Бинокль). Что у него внутри?

2 конкурс: “Физическая мозаика”.

Из данных слов исключите лишнее. Объясните, почему.

  1. Тетрадь, линейка, самолёт, свинец.
  2. Вьюга, гром, радуга, часы, снег.
  3. Ньютон, Паскаль, Джоуль, масса, килограмм.
  4. Давление, метр, сила, масса.
  5. Мензурка, градус, весы, термометр.
  6. Лёд, пар, алюминий, вода.
  7. Грамм, кило-, мега-, гига-.

3 конкурс: “Физика в весёлых картинках”.

Капитаны вытягивают задание.

Каждая команда изображает в виде картинки какое-нибудь физическое явление или закон,

формулу. Команда - соперник должна отгадать, что изображено.

Например: тема-давление тел (показать рисунок).

4 конкурс: “Физические забавы”. Объясните опыт.

1. Втягивание яйца в графин. Объяснить, почему.

2. Подъём тарелки с мылом. К мокрой тарелке сильно прижать кусок мыла. Объяснить, почему тарелка поднимается вместе с мылом?

3. Опустить яйцо в сосуд с водой (оно плавает). Подлить воды (яйцо остаётся на месте). Почему? (Вначале налить раствор NaCl, а затем подлить воды.)

5 конкурс: “Лесенка”. Объяснить понятия.

Динамометр-

Плотность-

Скорость-

Инерция-

Ньютон-

Масса-

Весы-

Вес-

Взаимодействие-

Мощность-

Давление-

Паскаль-

Энергия-

Масса-

Тень-

Эхо-

6 конкурс: “Конкурс капитанов”.

Дано слово “траектория”. Кто из него больше составит слов.

3. Итог урока.

Подводятся итоги работы команд. Оценивается работа наиболее активных участников игры.