Сценарий диспута "Чужая боль"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: показать учащимся, что понятие “чужая боль” во взаимоотношениях между людьми сохранило свою значимость, не потеряло глубины чувствования и восприятия в современном мире.

Задачи:

  • воспитывать у учащихся умение работать в коллективе, обсуждать вопросы диспута, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других;
  • развивать умение давать себе и своим действиям объективную оценку;
  • развивать логическое мышление, культуру речи, умение делать вывод;
  • познакомить с рассуждениями о данной проблеме в художественной литературе.
Все – суета. Все – проходящий сон.
И свет звезды – свет гибели мгновенной.
И человек – ничто.
Песчинка в мире он.
Но боль его огромнее вселенной.

 

Аветик Исаакян
/перевод М.Дудина/

CCC

К.М. Чюрлёнис “Дружба”.

К.М. Чюрлёнис
“Дружба”

Учащиеся сидят за столами, расставленными вдоль стен. На каждом столе чистые листы бумаги, ручки.

У каждой группы к столам крепятся высказывания, которые нашли они сами:

Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются. (Ю. Бондарев)

Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)

.Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)

Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет. (П. Буаст)

Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

Педагог:

Уважаемые друзья! Тема сегодняшнего диспута - “Чужая боль”. Вы видите репродукцию картины литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса “Дружба”. А ведь, как известно, дружба- это бескорыстная, основанная на любви и уважении, связь людей, на умении быть неравнодушным, ведь

В каждом маленьком случае,
В каждом горе и счастье
Мир приучен к сочувствию,
Мир приучен к соучастию.

Равнодушие не свойственно
Каждой клетке моей!
Презираю спокойствие
Закрытых дверей.

Напоминаю каждому об основном правиле любого диспута:

“Если ты пришел на диспут, обязательно выступи, аргументируя свою точку зрения”

На сцену приглашаются 8 ведущих:

Первый ведущий: Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.

(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)

Второй ведущий: Боль - ощущение страдания.

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)

Третий ведущий: Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?

Четвертый ведущий: Безжалостные ритмы дискотек, приказные интонации эстрадных песен, стандартная, но в то же время очень дорогая одежда, вытягивающая последние жилы из родителей, - все это приучает к одинаковому мышлению, к стадности.

Пятый ведущий: А ведь стадность – страшное понятие. Формула, “как все, так и я” очень удобна: она позволяет оправдывать многие неблаговидные поступки, она же подвигает на сделки с совестью.

Шестой ведущий: В нелегкой борьбе со стандартом выживают только личности. Но как научить молодого человека быть личностью, как помочь ему, как научить чувствовать чужую боль?

Седьмой ведущий:

Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повториться.

Восьмой ведущий: Чтение страницы из “Мгновений” Ю. Бондарева “Крик”.

(Звучит “Осенняя песнь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”)

КРИК

Была осень, теплый, ясный день, везде в воздухе разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов. В этом тихом уголке московской улицы до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых, грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, и сухие листья летали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах, а я шел, слушал хруст под ногами и думал:
“До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, ее тепло и ее горная свежесть… Никогда вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. Да, да, все естественно и потому прекрасно!..”
И тут мне почудилось, что где- то в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими машинами, засыпанными листьями, кричала женщина.
Я вздрогнул, остановился, я поднял голову, глядя на освещенные солнцем окна, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. Они были все одинаковы, эти окна, были уже по - предзимнему закрыты наглухо, а крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаянья, какое бывает перед холодом небытия и бездной…
Что там было? Кто мучил ее? Зачем? Почему она рыдала так страшно?
И все погасло во мне – и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета, и почудилось, что это кричала от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всего сущего - радости неповторимого своего существования.

Эпиграфом к нашему диспуту мы взяли слова Аветик Исаакян в переводе Михаила Дудина:

Все – суета. Все – проходящий сон.
И свет звезды – свет гибели мгновенной.
И человек – ничто. Песчинка в мире он.
Но боль его огромнее вселенной.

Первый ведущий:

ОБИДА

Жаль, что вы не видели,
Как его обидели!
С беспощадной раной
Был он в дождь, как пьяный.
А теперь непрошено
На могилу брошено

Сколько белых лилий!
Сколько слез пролили!
Почему же немыслимо
Дать цветы при жизни нам–
Часть бы этих лилий?
Мы б еще пожили…

Второй ведущий: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку?

(Идет обсуждение)

Третий ведущий:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

(М. Матусовский)

Четвертый ведущий: Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский советовал щадить чужое горе, чужие переживания.“Сочувствие, - говорил он – если за ним нет никакого движения души, хуже равнодушия”.

Вопрос ко всем:

Как думаете вы? Согласны ли вы с В. А. Сухомлинским?

(Идет обсуждение)

Вывод: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человека.

Пятый ведущий: Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существуют на Земле предательство и убийство.

Шестой ведущий: Чтение страницы из “МГНОВЕНИЙ” Ю. Бондарева

ОТЧАЯНИЕ

“Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:

-Что ты наделал? За что же ты голубя?

И мальчик ответил испуганно и тихо:

- Он не может летать без ног.

- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..

Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, ссутулясь, подрагивая бледными губами, готовый уже заплакать, повел его к дому. В квартире был один отец, в застиранной пижаме, одутловатый, плохо выбритый, скрипнул протезом, и твердо подымаясь из- за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.

-Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием нетрезвого человека, падавшего в бездну. – Он у тебя, что ли, ноги отрезал?”

Вопрос ко всем: Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?

(Идет обсуждение)

Исполняется песня “КРЫША ДОМА ТВОЕГО”. Муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского

Седьмой ведущий: Люди ценят силу: сначала физическую; взрослея, - силу ума, таланта, понимания; старея, - силу внимания, добра. Люди тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надежнее, интереснее, кто их поймет. И как важно, чтобы этим человеком была ваша мама…

Вопрос ко всем:

Как вы относитесь к своим матерям? Стараетесь ли как можно меньше причинять им боли?

(Идет обсуждение)

Вывод:

Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.

Им нежность ваша – это целый мир,
Им дорога любая ваша малость,
Попробуйте представить хоть на миг
Вы в молодости собственную старость.

Восьмой ведущий: Как вы понимаете смысл народной пословицы “За добро добром платят”? Ну а если не заплатят? Тогда как? Как обогащается духовно человек, сделавший добро не за плату, а ради добра?

(Идет обсуждение)

Фрагмент из книги А. Грина “АЛЫЕ ПАРУСА”.

Первый ведущий: “Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

Второй ведущий: Все мы очень разные. Но каждый из нас человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

Вашему вниманию предлагаются “УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОНЕТИКЕ” поэта Р. Рождественского

Хоровое чтение:

В руках у в руках учащихся по букве

  1. Чтецы (2)
  2. Гласные (а, о, э, у, ю, и, е, ы, я, ё)
  3. Согласные (р, л, м, н)
  4. Звонкие (б, в, г, д, з)
  5. Глухие (п, к, с, ф, т)
  6. шипящие

1 чтец:

Звуки делятся на ….
Вереницы
   согласных и гласных …
Какова им цена?
Что подвластно им?
Что неподвластно?
Что понять им дано
    в человеческих
        предназначениях?
Будто в бурю окно,
Сам собою раскрылся учебник…

Гласные (хором): (а, я, о, э, е, ё, ы, и, у, ю)

Мы – гласные,
Мы – гласные.
Стоглазые и властные
Мы –
В вашем первом крике.
На фронте
И на рынке
В “Ура!”
И в “Помогите!”…
На сцене.
На могиле.
В страдании.
И в злобе …
Мы –
   как фундамент в слове,
   приходим будоража …
        Кричите,
               если страшно.
        Кричите,
                если больно…

Мы -
     в лихости футбольной,
Когда - удар!
                И – мимо.
Когда орут:
                “На мы-ы-ы-ло”
Мы рвемся
                из гортани.
И вы нас не глотаете.
Мы не хотим обратно …
Мы – гласные.
Мы – правда.

Согласные (хором): (р, л, м, н)

А мы – согласные.
     А мы
Из века энного
Не так круглы,
            Не так прямы, -
Но что из этого?!
      В застолье
             говорит ханжа
Слова прекрасные.
На земле кровь течет
             с ножа,
а мы – согласные.
В тупые уши
      клевета
              ползет
                      заглазная.
А нам то что?
              А ни черта!
Ведь мы –
              согласные …..
Не суйтесь переубеждать,
              на дружбу сваливая.
Нам просто
              надо оправдать
                       свое название.
Живем покорно как ковер.
              Витые.
                        Разные…
Что?
        Нам подписан приговор?
Пусть
        мы - согласные

Звонкие (хором): (б, в, г, д, з)

Дайте слово
                    звонким!
Пузыритесь
                    елей!
Звонким,
                    будто сводки
                с ледяных полей!
Звонким
                      по призванью.
Звонким,
                      словно медь,
Звонким,
                       если свадьба,
Звонким,
                       если смерть.
Звонким,
                       будто струны.
Звонким,
                        как мулла…
Дело звонких –
                        трубы
И колокола!

Глухие (хором): (н, к, с, ф, т)

Говорите громче.
        Мы - глухие.
Вы на инвалидов глаз не пяльте.
Глухи мы,
        как старые графини.
Глухи мы,
        как новые распятья.
Вы спокойно
        нас произносите.
В сущности,
        мы не совсем плохие…
Помощи и денег
            не просите.
Мы вас не услышим.
Мы – глухие.

Шипящие (хором): (ж, ш, ч, щ)

Шипящие.
Шипящие.
Сопящие.
Знобящие …

То –
            в шоке
то – в шаманстве.
В ожоге.
В жеманстве.
В жаре.
В мешанине.
В желе.
В мещанине.
В зеленом
        змеином
                жале.

То – в шепоте.
То - в шелесте.
То – в желуде.
То – в жесте.
То – в жалости
            отчасти….
И (почему-то) –
            в счастье.

2 чтец:

По причине,
        без причин,
Для прекрасного,
            для злого
Мы –
        и мысленно –
                звучим!
И тогда
            приходит слово!
Погибаем,
            изменяясь,
В гулкой звуковой пучине…
                Люди!
Изучите нас
                    так,
Как мы вас изучили.

Первый ведущий:

Чужого горя не бывает …
(несет глобус с “горячими точками планеты”)
Этот круглый, крепкий
Шар земной
Неделим, как тело человека;
Боль, родившись в стороне одной,
В стороне другой
Застонет эхом!

Второй ведущий:

Стихотворение М. Матусовского “ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ПЛАНЕТЫ”

Зенитки ударила где-то,
И дело опять началось,
Горячие точки планеты
Прожгли мое сердце насквозь.

Солдат умирает от раны,
На дальнем упав рубеже.
И кровь его с телеэкрана
Стереть невозможно уже.

Там мать ограждающим жестом
К груди прижимает дитя.
И поднята в виде протеста
В подмокшей подвязке культя.

Не может не думать в тревоге
Земля о грядущем конце,
Когда она видит ожоги
От фосфорных бомб на лице.

То пламя, что дом чей-то гложет,
Сводя погорельцев с ума,
Легко перекинуться может
На чьи-то другие дома.

Убийцы в черных банданах
Все рушат и губят подряд.
Горячие точки планеты
Под их сапогами горят.

Они в беззащитных и слабых,
Не целясь, стреляют в упор.
И бредит в глобальных масштабах
Басаев, Бен-Ладан… Террор…

Свеченьем сигнальной ракеты
С утра начинается бой.
Горячие точки планеты –
Моя неизбывная боль…

Третий ведущий: Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вывел чудесную формулу: “Единственная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.

Четвертый ведущий: Мы как бы стоим на маленьком плацдарме, бывает в горах такая площадочка, когда забираешься на самую вершину, и там можно стоять вчетвером, даже впятером. Только нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь в пропасть. По существу, это образная картина нашей жизни.

Боль от неосторожного движения, которого ты сам не замечаешь порой, может принести гибель, нравственную или физическую, близкому тебе человеку.

Пятый ведущий: Нам очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе
                    построже,
И добрее к прочим
                    людям, -
Ведь и ты шагаешь тоже
По тропинкам чьих-то
                                судеб.