Цель: показать учащимся, что понятие “чужая боль” во взаимоотношениях между людьми сохранило свою значимость, не потеряло глубины чувствования и восприятия в современном мире.
Задачи:
Все – суета. Все – проходящий
сон. И свет звезды – свет гибели мгновенной. И человек – ничто. Песчинка в мире он. Но боль его огромнее вселенной.
Аветик Исаакян |
CCC | |
К.М. Чюрлёнис |
Учащиеся сидят за столами, расставленными вдоль стен. На каждом столе чистые листы бумаги, ручки.
У каждой группы к столам крепятся высказывания, которые нашли они сами:
Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются. (Ю. Бондарев)
Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)
.Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)
Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет. (П. Буаст)
Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)
Педагог:
Уважаемые друзья! Тема сегодняшнего диспута - “Чужая боль”. Вы видите репродукцию картины литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса “Дружба”. А ведь, как известно, дружба- это бескорыстная, основанная на любви и уважении, связь людей, на умении быть неравнодушным, ведь
В каждом маленьком случае,
В каждом горе и счастье
Мир приучен к сочувствию,
Мир приучен к соучастию.Равнодушие не свойственно
Каждой клетке моей!
Презираю спокойствие
Закрытых дверей.
Напоминаю каждому об основном правиле любого диспута:
“Если ты пришел на диспут, обязательно выступи, аргументируя свою точку зрения”
На сцену приглашаются 8 ведущих:
Первый ведущий: Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.
(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)
Второй ведущий: Боль - ощущение страдания.
(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)
Третий ведущий: Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?
Четвертый ведущий: Безжалостные ритмы дискотек, приказные интонации эстрадных песен, стандартная, но в то же время очень дорогая одежда, вытягивающая последние жилы из родителей, - все это приучает к одинаковому мышлению, к стадности.
Пятый ведущий: А ведь стадность – страшное понятие. Формула, “как все, так и я” очень удобна: она позволяет оправдывать многие неблаговидные поступки, она же подвигает на сделки с совестью.
Шестой ведущий: В нелегкой борьбе со стандартом выживают только личности. Но как научить молодого человека быть личностью, как помочь ему, как научить чувствовать чужую боль?
Седьмой ведущий:
Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повториться.
Восьмой ведущий: Чтение страницы из “Мгновений” Ю. Бондарева “Крик”.
(Звучит “Осенняя песнь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”)
КРИКБыла осень, теплый, ясный день, везде в воздухе
разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с
тополей листья, летели, скользили по асфальту
мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом
стен домов. В этом тихом уголке московской улицы
до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего
золота колеса машин, как бы покинутых, грустно
стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, и
сухие листья летали на крыльях, на радиаторах,
собирались кучками на ветровых стеклах, а я шел,
слушал хруст под ногами и думал:
“До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как
хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее
винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, ее
тепло и ее горная свежесть… Никогда вот так не
замечал, как добра природа в своем обновлении и
утратах. Да, да, все естественно и потому
прекрасно!..”
И тут мне почудилось, что где- то в доме, над этими
безлюдными тротуарами, одинокими машинами,
засыпанными листьями, кричала женщина.
Я вздрогнул, остановился, я поднял голову, глядя
на освещенные солнцем окна, пронзенный
неожиданным страшным криком боли, страдания, как
будто там, на верхних этажах обычного
московского дома, пытали человека, заставляя его
корчиться, извиваться в муке под каленым железом.
Они были все одинаковы, эти окна, были уже по -
предзимнему закрыты наглухо, а крик женщины то
затихал наверху, то нарастал нечеловеческим
воплем, визгом и рыданиями последнего отчаянья,
какое бывает перед холодом небытия и бездной…
Что там было? Кто мучил ее? Зачем? Почему она
рыдала так страшно?
И все погасло во мне – и благословенный
московский листопад, и свет осеннего дня, и
умиление естественной прекрасной порой бабьего
лета, и почудилось, что это кричала от
непереносимой боли само человечество,
потерявшее ощущение великого и единственного
блага всего сущего - радости неповторимого
своего существования.
Эпиграфом к нашему диспуту мы взяли слова Аветик Исаакян в переводе Михаила Дудина:
Все – суета. Все – проходящий сон.
И свет звезды – свет гибели мгновенной.
И человек – ничто. Песчинка в мире он.
Но боль его огромнее вселенной.
Первый ведущий:
ОБИДАЖаль, что вы не видели,
Как его обидели!
С беспощадной раной
Был он в дождь, как пьяный.
А теперь непрошено
На могилу брошеноСколько белых лилий!
Сколько слез пролили!
Почему же немыслимо
Дать цветы при жизни нам–
Часть бы этих лилий?
Мы б еще пожили…
Второй ведущий: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:
"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"
Вопрос ко всем:
А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку?
(Идет обсуждение)
Третий ведущий:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М. Матусовский)
Четвертый ведущий: Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский советовал щадить чужое горе, чужие переживания.“Сочувствие, - говорил он – если за ним нет никакого движения души, хуже равнодушия”.
Вопрос ко всем:
Как думаете вы? Согласны ли вы с В. А. Сухомлинским?
(Идет обсуждение)
Вывод: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человека.
Пятый ведущий: Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существуют на Земле предательство и убийство.
Шестой ведущий: Чтение страницы из “МГНОВЕНИЙ” Ю. Бондарева
ОТЧАЯНИЕ
“Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:
-Что ты наделал? За что же ты голубя?
И мальчик ответил испуганно и тихо:
- Он не может летать без ног.
- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..
Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, ссутулясь, подрагивая бледными губами, готовый уже заплакать, повел его к дому. В квартире был один отец, в застиранной пижаме, одутловатый, плохо выбритый, скрипнул протезом, и твердо подымаясь из- за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.
-Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием нетрезвого человека, падавшего в бездну. – Он у тебя, что ли, ноги отрезал?”
Вопрос ко всем: Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?
(Идет обсуждение)
Исполняется песня “КРЫША ДОМА ТВОЕГО”. Муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского
Седьмой ведущий: Люди ценят силу: сначала физическую; взрослея, - силу ума, таланта, понимания; старея, - силу внимания, добра. Люди тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надежнее, интереснее, кто их поймет. И как важно, чтобы этим человеком была ваша мама…
Вопрос ко всем:
Как вы относитесь к своим матерям? Стараетесь ли как можно меньше причинять им боли?
(Идет обсуждение)
Вывод:
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.Им нежность ваша – это целый мир,
Им дорога любая ваша малость,
Попробуйте представить хоть на миг
Вы в молодости собственную старость.
Восьмой ведущий: Как вы понимаете смысл народной пословицы “За добро добром платят”? Ну а если не заплатят? Тогда как? Как обогащается духовно человек, сделавший добро не за плату, а ради добра?
(Идет обсуждение)
Фрагмент из книги А. Грина “АЛЫЕ ПАРУСА”.
Первый ведущий: “Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.
Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.
Второй ведущий: Все мы очень разные. Но каждый из нас человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.
Вашему вниманию предлагаются “УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОНЕТИКЕ” поэта Р. Рождественского
Хоровое чтение:
В руках у в руках учащихся по букве
- Чтецы (2)
- Гласные (а, о, э, у, ю, и, е, ы, я, ё)
- Согласные (р, л, м, н)
- Звонкие (б, в, г, д, з)
- Глухие (п, к, с, ф, т)
- шипящие
1 чтец:
Звуки делятся на ….
Вереницы
согласных и гласных …
Какова им цена?
Что подвластно им?
Что неподвластно?
Что понять им дано
в человеческих
предназначениях?
Будто в бурю окно,
Сам собою раскрылся учебник…
Гласные (хором): (а, я, о, э, е, ё, ы, и, у, ю)
Мы – гласные,
Мы – гласные.
Стоглазые и властные
Мы –
В вашем первом крике.
На фронте
И на рынке
В “Ура!”
И в “Помогите!”…
На сцене.
На могиле.
В страдании.
И в злобе …
Мы –
как фундамент в слове,
приходим будоража …
Кричите,
если страшно.
Кричите,
если больно…
Мы -
в лихости футбольной,
Когда - удар!
И – мимо.
Когда орут:
“На мы-ы-ы-ло”
Мы рвемся
из гортани.
И вы нас не глотаете.
Мы не хотим обратно …
Мы – гласные.
Мы – правда.
Согласные (хором): (р, л, м, н)
А мы – согласные.
А мы
Из века энного
Не так круглы,
Не так прямы, -
Но что из этого?!
В застолье
говорит ханжа
Слова прекрасные.
На земле кровь течет
с ножа,
а мы – согласные.
В тупые уши
клевета
ползет
заглазная.
А нам то что?
А ни черта!
Ведь мы –
согласные …..
Не суйтесь переубеждать,
на дружбу сваливая.
Нам просто
надо оправдать
свое название.
Живем покорно как ковер.
Витые.
Разные…
Что?
Нам подписан приговор?
Пусть
мы - согласные
Звонкие (хором): (б, в, г, д, з)
Дайте слово
звонким!
Пузыритесь
елей!
Звонким,
будто сводки
с ледяных полей!
Звонким
по призванью.
Звонким,
словно медь,
Звонким,
если свадьба,
Звонким,
если смерть.
Звонким,
будто струны.
Звонким,
как мулла…
Дело звонких –
трубы
И колокола!
Глухие (хором): (н, к, с, ф, т)
Говорите громче.
Мы - глухие.
Вы на инвалидов глаз не пяльте.
Глухи мы,
как старые графини.
Глухи мы,
как новые распятья.
Вы спокойно
нас произносите.
В сущности,
мы не совсем плохие…
Помощи и денег
не просите.
Мы вас не услышим.
Мы – глухие.
Шипящие (хором): (ж, ш, ч, щ)
Шипящие.
Шипящие.
Сопящие.
Знобящие …
То –
в шоке
то – в шаманстве.
В ожоге.
В жеманстве.
В жаре.
В мешанине.
В желе.
В мещанине.
В зеленом
змеином
жале.
То – в шепоте.
То - в шелесте.
То – в желуде.
То – в жесте.
То – в жалости
отчасти….
И (почему-то) –
в счастье.
2 чтец:
По причине,
без причин,
Для прекрасного,
для злого
Мы –
и мысленно –
звучим!
И тогда
приходит слово!
Погибаем,
изменяясь,
В гулкой звуковой пучине…
Люди!
Изучите нас
так,
Как мы вас изучили.
Первый ведущий:
Чужого горя не бывает …
(несет глобус с “горячими точками планеты”)
Этот круглый, крепкий
Шар земной
Неделим, как тело человека;
Боль, родившись в стороне одной,
В стороне другой
Застонет эхом!
Второй ведущий:
Стихотворение М. Матусовского “ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ПЛАНЕТЫ”
Зенитки ударила где-то,
И дело опять началось,
Горячие точки планеты
Прожгли мое сердце насквозь.
Солдат умирает от раны,
На дальнем упав рубеже.
И кровь его с телеэкрана
Стереть невозможно уже.
Там мать ограждающим жестом
К груди прижимает дитя.
И поднята в виде протеста
В подмокшей подвязке культя.
Не может не думать в тревоге
Земля о грядущем конце,
Когда она видит ожоги
От фосфорных бомб на лице.
То пламя, что дом чей-то гложет,
Сводя погорельцев с ума,
Легко перекинуться может
На чьи-то другие дома.
Убийцы в черных банданах
Все рушат и губят подряд.
Горячие точки планеты
Под их сапогами горят.
Они в беззащитных и слабых,
Не целясь, стреляют в упор.
И бредит в глобальных масштабах
Басаев, Бен-Ладан… Террор…
Свеченьем сигнальной ракеты
С утра начинается бой.
Горячие точки планеты –
Моя неизбывная боль…
Третий ведущий: Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вывел чудесную формулу: “Единственная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.
Четвертый ведущий: Мы как бы стоим на маленьком плацдарме, бывает в горах такая площадочка, когда забираешься на самую вершину, и там можно стоять вчетвером, даже впятером. Только нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь в пропасть. По существу, это образная картина нашей жизни.
Боль от неосторожного движения, которого ты сам не замечаешь порой, может принести гибель, нравственную или физическую, близкому тебе человеку.
Пятый ведущий: Нам очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:
Будь же сам к себе
построже,
И добрее к прочим
людям, -
Ведь и ты шагаешь тоже
По тропинкам чьих-то
судеб.