Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой

Разделы: Работа с дошкольниками


Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. По утверждению В.К. Кузнецовой, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Специалисты психолого-педагогических центров, занимающиеся изучением причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении младших школьников, доказали, что основной причиной неуспеваемости учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу школьного обучения /по М.М. Безруких/.

Поэтому представляется чрезвычайно важным преодоление неготовности детей к школьному обучению, соблюдение преемственных связей между дошкольным и начальным образованием.

О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л.И. Божо-вич, Л.А. Венгер, В.В. Холмовский, И.В. Дубровина. Исследователи утверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Определение дошкольного детства как подготовительного этапа к школьному обучению привело к широкому распространению в практике детских садов регламентированной и формализованной системы обучения детей, по многим признакам схожей с обучением школьного типа /по Т.И. Чирковой/.

Критикуя данное положение с позиций признания самоценности дошкольного детства, педагоги пришли к другой, не менее опасной ситуации – к отрицанию систематического, специально организованного обучения, к стремлению подменить его игрой, экспериментированием, свободной деятельностью с детьми, что заключает в себе опасность упустить сенситивные периоды развития обучаемости ребенка. При поиске решений данной проблемы преемственность рассматривается как двусторонняя связь между детским садом и начальной школой, как осуществление связи при переходе с одной ступени обучения на другую, обеспечение опоры на предыдущие знания, создание перспектив для дальнейшего развития детей. Поэтому выявился важный вопрос – необходимость поиска путей эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.

Актуальность проблемы позволила педагогическому коллективу детского сада “Белочка” п. Федоровский выдвинуть цель проводимой работы по осуществлению преемственности: Разработка системы мероприятий, способствующих развитию преемственных связей в образовании детей на этапе “дошкольник – младший школьник”. Коллектив выдвинул гипотезу о том, что создание преемственных связей в обучении старших дошкольников и младших школьников, в работе педагогов и родителей обеспечивает необходимую базу для успешного обучения в школе.

Успешное развитие личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению.

В понятие “готовность к школьному обучению” или “школьная зрелость”, входят следующие параметры: развитие эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивавшийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер. В структуре психологической готовности, педагоги детского сада “Белочка” и МОУ Федоровской начальной школы № 4 выделили следующие наиболее значимые компоненты:

1. Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно – двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.

Среди параметров готовности к школьному обучению большое значение имеют когнитивная готовность - сформированность познавательных процессов и навыков, необходимых для учебной деятельности; речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи; а также мотивационная и социальная готовность детей к школьному обучению.

Основой деятельности детского сада и начальной школы является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне психофизического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. В организации работы в контексте качественной реализации принципов преемственности первостепенным для нас являлось проведение мониторинга состояния работы по подготовке и адаптации детей к школе: это диагностика школьной зрелости и проявлений дезадаптации, анализ профессиональной компетенции воспитателей и учителей, тематическая проверка “Готовность детей к школе”, исследование среди родителей. Проанализированы условия, созданные в детском саду и начальной школе для подготовки и адаптации детей к школьному обучению, изучены современные нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по осуществлению преемственности в воспитании и обучении детей, современные инновации в области развития детей. Выработан алгоритм взаимодействия, спроектирована модель системы совместной работы образовательных учреждений. Результаты мониторинга показали тенденцию появления трудностей у поступающих в школу детей, при их достаточно высоких достижениях в детском саду.

С целью нахождения существующих проблем единства условий для подготовки детей к школе, выработана модель взаимодействия педагогов ДОУ с родителями: Современная модель сотрудничества детского сада “Белочка” с семьей понимается как процесс общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания детей, созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки способствовали совместные мероприятия в детском саду, на которых родители выступали в роли ведущих. Используемые в детском саду программы дошкольного образования предусматривают создание единого пространства развития ребенка в семье и детском саду.

Исследование проявлений дезадаптации у первоклассников, проведенное педагогом-психологом начальной школы, позволило выявить трудности детей и разработать рекомендации по их устранению.

Ситуация перехода ребенка в школу из детского сада осложнена большим разрывом между высокими достижениями выпускника детского сада и требованиями, которые предъявляет школа. Поэтому педагоги старших и подготовительных к школе групп основные усилия направили на подготовительную работу: в совместной деятельности – сюжетно – ролевые игры “Школа”, “Библиотека”, игры с количественными отношениями и геометрическое конструирование, игры на развитие речи и звуковой анализ слов, игры на развитие произвольности, упражнения с целью развития познавательных функций (памяти, мыслительных операций, внимания, воображения). На занятиях – акцент на совершенствование мотивационной готовности, развитие познавательной активности. Удачно оборудованные Уголки будущего школьника для игр детей (с партой, настоящими тетрадями, пеналом, портфелем, головоломками, штриховками, настольными играми для развития мелкой моторики рук, логического мышления) позволили детям в самостоятельной игровой деятельности найти возможности для саморазвития.

После консультаций и тренингов с педагогом – психологом в воспитательно-образовательный процесс включены игры и упражнения по развитию отдельных психических функций (творческого воображения, пространственно-временной ориентировки).

Особое внимание уделено было и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствовали организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители тоже могли прийти в школу. Дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, музыкальный зал, могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производили на детей неизгладимое впечатление и резко повышали школьную мотивацию. После посещения школы дети делились впечатлениями, стремились выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.

Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания.

Стало традицией проведение в начале учебного года “Круглого стола” с обсуждением основных вопросов обеспечения преемственности на предстоящий год, с корректировкой образовательных программ ДОУ и школы. Ключевые проблемы обсуждаются и на совместных консультациях, семинарах и педагогических советах с приглашением обеих сторон.

В связи с тем, что особое беспокойство вызывают трудности, возникающие у ребенка при переходе в школу, на базе начальной школы был организован совместный педагогический Совет с приглашением педагогов всех детских садов, осуществляющих сотрудничество с ФНОШ № 4. Особое внимание уделено трудностям во время адаптационного периода, вопросам. связанным с возрастными возможностями выпускников детского сада, проблемами индивидуальных различий детей. На протяжении трех лет сотрудничества объединенными усилиями педагогов детского сада и начальной школы налажены стыковка программ, оптимальные условия для коррекционной работы, развития познавательных способностей, охраны психофизического здоровья дошкольников и младших школьников. Перспектива работы связана с сохранением здоровья каждого ребенка, использованием здоровьесберегающих технологий; с подготовкой детей к школе с позиции развития способностей ребенка, становления основ личностной культуры, обеспечения общей готовности к обучению, развития коммуникативных способностей и познавательной активности.

Работа по всем направлениям отражена в Адаптационной программе, разработанной совместными усилиями специалистов начальной школы № 4 и детского сада “Белочка”, рассматривающей преемственность как основное средство непрерывности образования. Разработаны и рассмотрены общие принципы организации воспитательно-образовательного процесса, построения программ и методик, отбора и подготовки кадров. При поступлении в школу важна успешность процесса адаптации. Данный период требует специально выделенного на него времени для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению. Всеми специалистами МДОУ и школы разработаны адаптационные мероприятия, проводимые с будущими первоклассниками.

Приложение