Литературная композиция, посвященная 60-летию со дня победы в ВОВ: "Снова ожили в памяти были живые…"

Разделы: Внеклассная работа


Тихо, как бы издалека, доносится мелодия одной из песен военных лет.

1 ведущий: Чтение стихотворения Степана Щипачева 22 июня 1941 года.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной.
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу. (1943 г.)

2 ведущий: Почти 60 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа ВОВ, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины, войну, унесшую и искалечившую миллионы жизней, оставившую миллионы сирот и вдов.

1 ведущий: Но не только страшные события, испытания и несчастья принесла ВОВ.

Принесла она и много прекрасного - стихи и песни. Одна из поговорок гласит: “Когда говорят пушки, музы молчат”. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”.

2 ведущий: Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

1 ведущий: Рождались Песни на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить, дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.

2 ведущий: Есть среди песен ВОВ такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. Но все они составляют своеобразную летопись ВОВ.

И слова тех честных песен звали
За отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали,
Каплями смертельного свинца.

1 ведущий: Для одних война стала далеким воспоминанием, для других - историей. Никто и сейчас не остается равнодушным, когда слышит “главную песню ВОВ”, ставшую ее своеобразным гимном, песню, написанную в первые дни войны поэтом В. Лебедевым-Кумачом и композитором А. Александровым.

Звучит начало песни “Священная война”, затем музыка приглушается.

2 ведущий: “Священная война” - это “песня воин, песня-полководец, песня-пророк”.

Ее слова были опубликованы одновременно и в “Известиях” и в “Красной звезде” через два дня после начала войны, а 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. До сих пор эта песня заставляет нас вспомнить
грозные, озаренные пламенем дни начала войны; она напоминает о небывалом мужестве советских людей, отстоявших нашу Родину, не позволивших врагу одержать победу.

1 ведущий: Своеобразным ответом на песню Лебедева-Кумача стала песня Михаила Исаковского “До свиданья, города и хаты”, песня, которую пели сотни бойцов, уходящих на фронт.

Звучит песня “До свидания, города и хаты”.

2 ведущий: Символом несгибаемого духа нашего народа, своеобразным памятником тем героическим дням стала “Песня о Днепре” поэта Евгения Долматовского, корреспондента “Комсомольской правды”. В стихотворениях Долматовского отразились боль и страдания украинского народа за то, что враг пьет воду из Днепра, и безграничная вера в то, что мы еще вернемся к Днепру, мы победим.

Ученик читает стихотворение Долматовского “Песня о Днепре”.

1 ведущий: Песни военных лет - музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы ВОВ: героические и патриотические, лирические и трагические, веселые и грустные, общественные и личные.

Об одном трагическом эпизоде войны повествует популярная песня Бориса Мокроусова и Александра Жарова “Заветный камень”, которую авторы назвали “Черноморской легендой”.

2 ведущий: Авторы воплотили в своей песне легенду о севастопольском камне, рассказанную писателем Леонидом Соловьевым на страницах газеты “Красный флот”: уходя из Севастополя после кровопролитных боев, один моряк подобрал кусок серого гранита от памятника

“Погибшим кораблям” и поклялся вернуться сюда и положить камень на место.

3 ведущий: Но моряк погиб. Умирая, он передал камень своим боевым друзьям с наказом: вернуть его в Севастополь. Воин-снайпер, получивший камень, был убит, но успел передать его своему другу - разведчику. Завещанный матросом камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков, каждый из которых стремился воплотить завет неизвестного матроса: вернуть гранитный осколок на родную землю.

Звучит песня “Заветный камень” (первые звуки мелодии возникают при последних словах ведущего).

2 ведущий: В песенной летописи ВОВ особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих песен заключается в том, что они были тихие, повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и ощущение постоянной опасности, и героические подвиги, совершенные в тылу врага.

1 ведущий: Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать ... песню. Этот заказ выполнили композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов, написавший песню “Шумит сурово брянский лес”. Премьера ее состоялась в партизанском крае, окруженном со всех сторон врагами.

Звучит песня “Шумит сурово брянский пес”.

2 ведущий: Почти в каждой части был гармонист. Именно гармонь сглаживала, позволяла хоть на миг забыть тяготы войны, суровую реальность. В минуты передышки между боями, когда части отходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка и пелась лирическая “Смуглянка” на стихи Якова Шведова. Эта песня была популярна не только в годы войны, но известна и сейчас, благодаря фильму “В бой идут одни старики”.

Учащиеся исполняют песню “Смуглянка”.

1 ведущий:

Война... Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.

2 ведущий: Песня о Москве “Дорогая моя столица” появилась почти случайно. Автор ее не москвич, он родился у Черного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда ушел на фронт.

1 ведущий: Когда грузовик, в котором ехали младший лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина, возле редакции журнала “Новый Мир”, Лисянский успел передать секретарю редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор И.Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.

Ведущий: Очень известной в годы войны стала “Песня защитников Москвы”, песня, наполненная любовью к столице и к Родине в целом.

Звучит “Песня защитников Москвы”.

1 ведущий: Эту песню знали и любили на всех фронтах и в далеком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей. Родина, ее свобода, красота и величие были тем, что давало бойцам силу на борьбу с врагом, силу, выстоявшую среди тягот войны и преодолевшую все.

Учащийся читает стихотворение К. Симонова “Родина”.

Учащийся читает стихотворение Семена Гудзенко.

Когда на смерть идут – поют
А перед этим можно плакать
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв. И умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.
За мной одним идёт пехота.
Будь проклят сорок первый год –
Ты, вмерзшая в снега пехота.

2 ведущий: В суровых снегах Подмосковья родилась знаменитая песня композитора К. Листова на слова поэта А. Суркова “Бьется в тесной печурке огонь”. Родилась случайно... “Это были 16 “домашних строк” из письма к жене, - говорил Алексей Сурков. - А написал я их в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “что-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте...”.

Звучит песня “Бьется в тесной печурке огонь” в исполнении учащихся.

1 ведущий: Именно к женщине, к жене, к верной спутнице жизни обращено стихотворение К.Симонова “Жди меня, и я вернусь...”, стихотворение-заклинание, стихотворение-надежда,
стихотворение-вера...

Учащийся читает стихотворение Симонова “Жди меня, и я вернусь”.

2 ведущий: В 1945 году М. Исаковский написал стихотворение “Русской женщине...”. Это стихотворение звучит своеобразным гимном силе, терпению, стойкости, вере и преданности женщины, гимном, воспевающим русскую женщину.

Учащийся читает стихотворение “Русской женщине” Исаковского.

1 ведущий: 1945 год. Уже виден свет грядущей победы. Советская Армия освободила народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей все чаще стали появляться улыбки.

Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен - “Дороги”.

Звучит песня А. Новикова “Дороги”.

2 ведущий: Автор песни - композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин - создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который бескрайними солдатскими дорогами шел к победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и неувядаемая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь, идя по страшным дорогам войны.

Снег ли, ветер –
Вспомним, друзья,
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

1 ведущий: Успех этой песни и подобных ей Маршал Советского Союза К.Г. Жуков объяснилтак: “Это - бессмертные песни. А почему? Потому   что в них отразилась большая душа народа”.

2 ведущий: В 1945 году поэт Алексей Сурков написал стихотворение “Утро победы”.

Учащийся читает стихотворение “Утро победы”.

1 ведущий: Большинство песен о войне появилось в те тяжелые для нашей родины годы. Но и после 1945 года они не иссякли. Новые песни о войне написаны поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мерзли в землянках,
не ходили в атаку.

2 ведущий: Главную мысль, которую несут послевоенные песни - об ответственности

сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира, за судьбы поколений грядущих, за судьбы, которые отстояли русские солдаты в жестокой и кровопролитной войне:

Ведя за годом год
Жестокую борьбу,
Он, в громе исполинских наступлений,
На сотни лет вперед
Устраивал судьбу
Рожденных и грядущих поколений.

1 ведущий: Так в своем стихотворении “Солдат” сказал Александр Сурков. И мы должны помнить о подвиге, совершенном нашими прадедами.

2 ведущий: Одной из послевоенных песен является песня “День Победы”, написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым более чем через четыре десятилетия после победы. Она сразу стала близкой и необходимой, и кажется, что родилась она шестьдесят лет назад, в первые дни великой победы.

Звучит песня “День Победы”.

1 ведущий: Наш вечер завершён. Но, уходя, давайте будем помнить всегда о подвиге, совершённом ради нас, ради нашей жизни и свободы нашими прадедами.