Урок математики во 2-м классе по теме: "Деление" (урок "открытие" нового знания)

Разделы: Начальная школа


“Учитель должен стать другом ребёнка, проникнуться его интересами, переживать его радости и тревоги…
И тогда ребёнок откроется перед ним”

Цели использования на уроке динамических пауз:

  • избежать утомления и переутомления детей;
  • поддержать работоспособность учащихся в течении всего урока;
  • активизировать зрительное восприятие материала;
  • улучшать речемыслительные способности;
  • способствовать усвоению знаний;
  • профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей;
  • повышение эмоционального уровня урока.

Оборудование:

  • Учебник Л.Г. Петерсон “Математика” 2 класс, 2 часть.
  • Карточка с названием темы.
  • Карточка “Деление”.
  • Раздаточный материал:
    • карточки с изображением 32 кружков;
    • кружки.
  • Аудиозапись.
  • Наглядные пособия:
    • карточки с числами;
    • 3 рисунка с изображением яблок;
    • 4 рисунка с изображением точек;
    • картинка с изображением гриба, яблока, марки, на обратной стороне которых написаны слоги: МО-ЛОД-ЦЫ!

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать представления о действии делении.
    • раскрыть смысл действия деления и взаимосвязь с действием умножением.
    • составить таблицу деления на 2.
  • Развивающие:
    • развивать математическую речь учащихся.
    • развивать внимательность, логическое мышление, творческие способности, познавательные мотивы деятельности.
  • Воспитательные:
    • воспитывать такие качества, как доброжелательность, взаимовыручка, умение работать в коллективе через парную и групповую форму работы.
    • воспитывать любовь к математике.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (1 минута)

Цель: включение в учебную деятельность.

– Ребята, мы начинаем наш урок. Поприветствуем наших гостей. Перед началом урока сделаем несколько упражнений, которые подготовят нас к работе на уроке (выполняются под музыку):

1) Дыхательные упражнения по диафрагменному типу.
Делаем вдох, поднимая руки вверх, и в животе надуваем шарик. Делаем задержку дыхания на 7 секунд. Выдыхаем воздух, опускаем руки вниз и сдуваем шарик. Делаем задержку дыхания на 7 секунд. (5 раз)

2) Массаж головы.
Делаем массирующие движения в направлении от затылка ко лбу. Про себя говорим, что у меня всё получится, я молодец.

3) Массаж ушных раковин.
Начинаем растирать мочки ушей и постепенно поднимаемся вверх. Движения пальцев напоминают, когда солим пищу.

4) Массаж кистей рук и каждого пальца в отдельности.
Делаем намыливающие движения рук, а затем каждого пальца в отдельности.

II. Проверка домашнего задания ( 4 минуты)

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

– А сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнюю работу. Проверка будет выборочная.

1) №7 – стр.88

– На какое число надо умножить 3, чтобы получить 6?
– Какое число умножили на 6 и получили 12?
– При умножении каких чисел вы получили число 10?
– Что вам помогло выполнить это задание? (Таблица умножения)

2) №12 (б) – стр.89

– Что известно? (Объект операции)
– Как узнать? (Надо из 301 вычесть 46)
– Почему выбрали действие вычитание? (Это обратная операция действию сложению)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Игра “Прямое и обратное действие”

– Мы только что говорили о прямых и обратных операциях, но обратные действия есть не только в математике, но и в играх и упражнениях. Вот мы сейчас и поиграем.

Учитель показывает 3 движения, проговаривая их последовательность, а дети выполняют в обратном порядке.

III. Актуализация знаний (14 минут)

Цель: проверить готовность мышления к построению нового способа действия; активизация мыслительных операций; постановка учебной задачи, постановка темы урока.

1. На доске:

– Что общего в записях? (Неизвестен объект операции)

– Как найти неизвестный объект? (Выполнить обратную операцию)

– Найдите неизвестное число.

Запись на доске: 8, 16, 24.

– Что интересного заметили? Продолжите.

2. Придумайте задачу по выражению и решите её: 80 – 32

– Составьте и решите обратную задачу. (Карточки переворачиваются, и появляется новая запись.) 48 + 32 = 80

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (для подготовки прохождения новой темы):

– Проведём упражнение, которое поможет нам стать ещё более внимательными и активными.

    “Ленивые восьмёрки”

Вытягиваем руки вперёд. Сплетаем пальцы в замок, оставляя лишь большие пальцы. Начинаем рисовать лежащую восьмёрку обеими руками, отслеживая её взглядом. Повторить 3 раза.

– А теперь придумайте задачу по рисунку.

На рисунке изображены три тарелки. На каждой тарелке нарисованы шесть яблок.

– Решите: 6 . 3 = 18 (ябл.)
– Что значит, 6 умножить на 3?
– Расставьте карточки 6  . 3 ?

Один ученик расставляет карточки, остальные учащиеся с помощью сигналов проверяют правильность выполнения. Учитель переворачивает карточки.

– А теперь составьте обратную задачу. Какая операция будет обратной умножению?
– Кто знает, как записать действие деление?
– Итак, наша тема – ДЕЛЕНИЕ (карточка вешаесяна доску).
– А вам приходилось выполнять деление поровну?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (активизирует внимание учащихся и улучшает чтение):

“Сова”

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево и посмотрите через плечо, сделайте вдох и, вдыхая, поворачивайте голову направо, и посмотрите на пол за правым плечом. Уроните голову вперёд, положив подбородок на грудь, и подышите.
Повторите это упражнение с другой стороны (левая рука на правое плечо).

IV. Открытие детьми нового знания

Цель: выявление затруднения, построение нового способа действия, формирование способности к его выполнению.

1. Учитель даёт задание на листках (1 лист на двоих учащихся), на которых изображены 32 точки и дана схема:

– Разделите 32 ириски на 4 равные части.
– Смогли разделить? Почему не смогли?
– А можно сделать так: в одной группе 6 ирисок, в другой – 8, а в третьей – 15? Почему нельзя? (Нам надо разделить поровну)
– Чему же сегодня нам надо научиться? (Научиться делить на равные части)

2. Работа в группах по 4 человека.

У учащихся по 32 кружка, которые они раскладывают на 4 части.

– Что же мы получили?
– На сколько частей вы делили? (На 4 части)

На доску вывешиваются четыре больших овала.

– По сколько конфет получилось в каждой части? (По 8 конфет)
– Рисунки переворачиваем и убеждаемся, что это так. (Овалы переворачиваем, и на них оказывается по восемь точек)
– Посмотрите на картинку. Какое действие она напоминает? (Умножение)
– Составьте равенство. (8 . 4 = 32)
– Какое действие выполнили?
– А какое действие было у нашей задачи?
– Покажите на схеме.

– Давайте попробуем сделать выводы:

  • Деление обратно умножению.
  • Чтобы выполнить деление мы можем воспользоваться… таблицей умножения.

– Проверим, верны ли наши выводы.

Вывешивается таблица “Деление”.

V. Первичное закрепление

Цель: усвоение нового способа действия через внешнюю речь.

Работа по учебнику: стр. 91 –  № 4 (первый столбик) с проговариванием – 4 : 2 будет 2, т.к. 2 . 2 = 4 и т.д.

VI. Самостоятельная работа

Цель: включение нового способа действия в деятельность.

1. Стр. 91 – № 2 (второй столбик)

Проверка: что интересного заметили?

2. Стр. 91 – № 7 (устно)

Вывод: чтобы разделить одно число на другое, воспользуемся таблицей умножения.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Цель: снять усталость, повысить общий тонус и сконцентрировать внимание.

  1. Потягивание. Переплести пальцы в замок, вытянуть руки вперёд, прогнуть спину.
  2. Завести правую руку через это же плечо за спину, левой рукой снизу дотянуться до правой. Постараться сомкнуть пальцы обеих рук. Повторить с другой стороны.
  3. “Волны”. Сплести пальцы рук в замок, образовав круг, потом этот круг выгибать наподобие волн.
  4. “Веер”. Ладони рук повернуть к лицу. Растопырить пальцы наподобие веера и держать в напряжении несколько секунд, расслабить и сомкнуть.
  5. Вращение кистей в одну сторону, потом в другую.
  6. Руки вниз. Встряхнуть кистями рук.

VII. Закрепление

Цель: применение нового знания.

Стр. 91 –  № 5.

– Сейчас вы будете решать задачи (устно), используя новые знания. Если вы решите задачи правильно, мы сможем прочитать слово, которое даст оценку вашей работы.

Учащиеся читают задачи про себя, дают ответ и объясняют, как они получили то или иное число.
Учитель по ходу решения задач вывешивает на доску картинки с изображением гриба, яблока, марки, вызывает ученика, который переворачивает рисунки и на обратной стороне появляются слоги:   "МО-ЛОД-ЦЫ!".

VIII. Подведение итогов. Оценивание

Цель: самооценка результатов деятельности; проговаривание способа действия.

– Слово, которое вы прочитали, является моей оценкой вашей работы на уроке. А как вы сами оцениваете свою деятельность?

Учащиеся показывают карточки (сигналы): зелёная – хорошо, красная – плохо.

– Что же вы сегодня поняли на уроке?

IX. Домашнее задание

– На стр. 92 выберите задания по желанию.