“Учитель должен стать другом
ребёнка, проникнуться его интересами, переживать
его радости и тревоги…
И тогда ребёнок откроется перед ним”
Цели использования на уроке динамических пауз:
- избежать утомления и переутомления детей;
- поддержать работоспособность учащихся в течении всего урока;
- активизировать зрительное восприятие материала;
- улучшать речемыслительные способности;
- способствовать усвоению знаний;
- профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей;
- повышение эмоционального уровня урока.
Оборудование:
- Учебник Л.Г. Петерсон “Математика” 2 класс, 2 часть.
- Карточка с названием темы.
- Карточка “Деление”.
- Раздаточный материал:
- карточки с изображением 32 кружков;
- кружки.
- Аудиозапись.
- Наглядные пособия:
- карточки с числами;
- 3 рисунка с изображением яблок;
- 4 рисунка с изображением точек;
- картинка с изображением гриба, яблока, марки, на обратной стороне которых написаны слоги: МО-ЛОД-ЦЫ!
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать представления о действии делении.
- раскрыть смысл действия деления и взаимосвязь с действием умножением.
- составить таблицу деления на 2.
- Развивающие:
- развивать математическую речь учащихся.
- развивать внимательность, логическое мышление, творческие способности, познавательные мотивы деятельности.
- Воспитательные:
- воспитывать такие качества, как доброжелательность, взаимовыручка, умение работать в коллективе через парную и групповую форму работы.
- воспитывать любовь к математике.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (1 минута)
Цель: включение в учебную деятельность.
– Ребята, мы начинаем наш урок. Поприветствуем наших гостей. Перед началом урока сделаем несколько упражнений, которые подготовят нас к работе на уроке (выполняются под музыку):
1) Дыхательные упражнения по диафрагменному
типу.
Делаем вдох, поднимая руки вверх, и в животе
надуваем шарик. Делаем задержку дыхания на 7
секунд. Выдыхаем воздух, опускаем руки вниз и
сдуваем шарик. Делаем задержку дыхания на 7
секунд. (5 раз)
2) Массаж головы.
Делаем массирующие движения в направлении от
затылка ко лбу. Про себя говорим, что у меня всё
получится, я молодец.
3) Массаж ушных раковин.
Начинаем растирать мочки ушей и постепенно
поднимаемся вверх. Движения пальцев напоминают,
когда солим пищу.
4) Массаж кистей рук и каждого пальца в
отдельности.
Делаем намыливающие движения рук, а затем
каждого пальца в отдельности.
II. Проверка домашнего задания ( 4 минуты)
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
– А сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнюю работу. Проверка будет выборочная.
1) №7 – стр.88
– На какое число надо умножить 3, чтобы получить
6?
– Какое число умножили на 6 и получили 12?
– При умножении каких чисел вы получили число 10?
– Что вам помогло выполнить это задание?
(Таблица умножения)
2) №12 (б) – стр.89
– Что известно? (Объект операции)
– Как узнать? (Надо из 301 вычесть 46)
– Почему выбрали действие вычитание? (Это
обратная операция действию сложению)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Игра “Прямое и обратное действие”
– Мы только что говорили о прямых и обратных операциях, но обратные действия есть не только в математике, но и в играх и упражнениях. Вот мы сейчас и поиграем.
Учитель показывает 3 движения, проговаривая их последовательность, а дети выполняют в обратном порядке.
III. Актуализация знаний (14 минут)
Цель: проверить готовность мышления к построению нового способа действия; активизация мыслительных операций; постановка учебной задачи, постановка темы урока.
1. На доске:
– Что общего в записях? (Неизвестен объект операции)
– Как найти неизвестный объект? (Выполнить обратную операцию)
– Найдите неизвестное число.
Запись на доске: 8, 16, 24.
– Что интересного заметили? Продолжите.
2. Придумайте задачу по выражению и решите её: 80 – 32
– Составьте и решите обратную задачу. (Карточки переворачиваются, и появляется новая запись.) 48 + 32 = 80
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (для подготовки прохождения новой темы):
– Проведём упражнение, которое поможет нам стать ещё более внимательными и активными.
“Ленивые восьмёрки”
Вытягиваем руки вперёд. Сплетаем пальцы в замок, оставляя лишь большие пальцы. Начинаем рисовать лежащую восьмёрку обеими руками, отслеживая её взглядом. Повторить 3 раза.
– А теперь придумайте задачу по рисунку.
На рисунке изображены три тарелки. На каждой тарелке нарисованы шесть яблок.
– Решите: 6 . 3 = 18 (ябл.)
– Что значит, 6 умножить на 3?
– Расставьте карточки 6 . 3 ?
Один ученик расставляет карточки, остальные учащиеся с помощью сигналов проверяют правильность выполнения. Учитель переворачивает карточки.
– А теперь составьте обратную задачу. Какая
операция будет обратной умножению?
– Кто знает, как записать действие деление?
– Итак, наша тема – ДЕЛЕНИЕ (карточка
вешаесяна доску).
– А вам приходилось выполнять деление поровну?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (активизирует внимание учащихся и улучшает чтение):
“Сова”
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и
сожмите его. Поверните голову влево и посмотрите
через плечо, сделайте вдох и, вдыхая,
поворачивайте голову направо, и посмотрите на
пол за правым плечом. Уроните голову вперёд,
положив подбородок на грудь, и подышите.
Повторите это упражнение с другой стороны (левая
рука на правое плечо).
IV. Открытие детьми нового знания
Цель: выявление затруднения, построение нового способа действия, формирование способности к его выполнению.
1. Учитель даёт задание на листках (1 лист на двоих учащихся), на которых изображены 32 точки и дана схема:
– Разделите 32 ириски на 4 равные части.
– Смогли разделить? Почему не смогли?
– А можно сделать так: в одной группе 6 ирисок, в
другой – 8, а в третьей – 15? Почему нельзя? (Нам
надо разделить поровну)
– Чему же сегодня нам надо научиться? (Научиться
делить на равные части)
2. Работа в группах по 4 человека.
У учащихся по 32 кружка, которые они раскладывают на 4 части.
– Что же мы получили?
– На сколько частей вы делили? (На 4 части)
На доску вывешиваются четыре больших овала.
– По сколько конфет получилось в каждой части? (По
8 конфет)
– Рисунки переворачиваем и убеждаемся, что это
так. (Овалы переворачиваем, и на них
оказывается по восемь точек)
– Посмотрите на картинку. Какое действие она
напоминает? (Умножение)
– Составьте равенство. (8 . 4 = 32)
– Какое действие выполнили?
– А какое действие было у нашей задачи?
– Покажите на схеме.
– Давайте попробуем сделать выводы:
- Деление обратно умножению.
- Чтобы выполнить деление мы можем воспользоваться… таблицей умножения.
– Проверим, верны ли наши выводы.
Вывешивается таблица “Деление”.
V. Первичное закрепление
Цель: усвоение нового способа действия через внешнюю речь.
Работа по учебнику: стр. 91 – № 4 (первый столбик) с проговариванием – 4 : 2 будет 2, т.к. 2 . 2 = 4 и т.д.
VI. Самостоятельная работа
Цель: включение нового способа действия в деятельность.
1. Стр. 91 – № 2 (второй столбик)
Проверка: что интересного заметили?
2. Стр. 91 – № 7 (устно)
Вывод: чтобы разделить одно число на другое, воспользуемся таблицей умножения.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Цель: снять усталость, повысить общий тонус и сконцентрировать внимание.
- Потягивание. Переплести пальцы в замок, вытянуть руки вперёд, прогнуть спину.
- Завести правую руку через это же плечо за спину, левой рукой снизу дотянуться до правой. Постараться сомкнуть пальцы обеих рук. Повторить с другой стороны.
- “Волны”. Сплести пальцы рук в замок, образовав круг, потом этот круг выгибать наподобие волн.
- “Веер”. Ладони рук повернуть к лицу. Растопырить пальцы наподобие веера и держать в напряжении несколько секунд, расслабить и сомкнуть.
- Вращение кистей в одну сторону, потом в другую.
- Руки вниз. Встряхнуть кистями рук.
VII. Закрепление
Цель: применение нового знания.
Стр. 91 – № 5.
– Сейчас вы будете решать задачи (устно), используя новые знания. Если вы решите задачи правильно, мы сможем прочитать слово, которое даст оценку вашей работы.
Учащиеся читают задачи про себя, дают ответ и
объясняют, как они получили то или иное число.
Учитель по ходу решения задач вывешивает на
доску картинки с изображением гриба, яблока,
марки, вызывает ученика, который переворачивает
рисунки и на обратной стороне появляются слоги:
"МО-ЛОД-ЦЫ!".
VIII. Подведение итогов. Оценивание
Цель: самооценка результатов деятельности; проговаривание способа действия.
– Слово, которое вы прочитали, является моей оценкой вашей работы на уроке. А как вы сами оцениваете свою деятельность?
Учащиеся показывают карточки (сигналы): зелёная – хорошо, красная – плохо.
– Что же вы сегодня поняли на уроке?
IX. Домашнее задание
– На стр. 92 выберите задания по желанию.