Цели:
- Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; показать, что человек – работник в царстве природы.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к окружающему миру.
- Воспитывать экологическую грамотность и культуру школьника, бережное отношение к природе.
Оформление:
На стенах зала висят плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися. Стена украшена цветами, ветками, горшки с кактусами. В центре зала большой плакат “Защити меня!”
Звучит песня “Я хочу узнать…”, музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Я хочу узнать об этом очень,
Но никто не скажет, как назло.
Например?
Почему темно бывает ночью?
Почему бывает днем светло?
Припев:
Почему мы любим то, что вкусно?
Почему в реке журчит вода?
Почему без друга грустно-грустно?
Почему с ним весело всегда?
Спрашиваю всех я терпеливо,
Но никто сказать не хочет мне,
Например,
Почему растет на ветке слива,
А морковка прячется в земле?
Припев.
Мне хотя бы раз ответил кто-то
На мое простое “почему”-
Например?
Почему смеяться всем охота,
А вот плакать - вовсе никому?
Припев.
Выходят юноша Миша и девушка Яна.
Яна:
– Тропинка кончилась, вокруг никаких указателей, а перед нами пустыня, песчаные барханы да редкие кактусы. Куда же нам идти?
Михаил:
– Да, вон смотри, что-то стоит. Пойдем, посмотрим.
(Подходят к памятнику, читают указатель. )
Яна:
– Великая экологическая пустыня?!
Михаил:
– Вот это да! Это же памятник врагам природы!
ПАМЯТНИК
Михаил:
– Смотри, что здесь написано:
“Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.”
Жан-Батист Ламарк
01. 08. 1744 – 18. 12. 1829 гг.
Яна:
– Какие злые слова…
Михаил:
– Что ты имеешь в виду: посвящение на памятнике или то, что написал Ламарк?
Яна:
– И то и другое! Разве можно считать всех людей врагами природы?! А если человек сажает деревья, очищает от мусора реки, не разводит костры в лесу – разве справедливо называть его врагом природы?!
Михаил:
– Эх, Яна, почти невозможно сегодня найти на Земле человека, полностью безвинного перед природой. Например, вспомни, как приятно зимой, вернувшись с улицы, ощущать тепло квартиры. Но ведь тепло это куплено ценой разрушения природы, и, радуясь ему, ты становишься соучастником преступления против планеты Земля.
Яна (сердито):
– Да почему же?
Михаил:
– Потому! Вот давай прикинем, сколько ударов наносится природе ради того, чтобы ты могла дома ходить в легком халатике. Все начинается с добычи топлива, когда мощные экскаваторы прорезают в теле земли огромные карьеры, чтобы добраться до пластов угля. Впрочем, еще раньше строители делают так, что вокруг будущего карьера резко снижается уровень почвенных вод – без этого нельзя, иначе карьер сразу превратиться в озеро! От этого гибнет вся растительность вокруг, и земля становится мертвой пустыней! Но вот уголь добыли и привезли на теплоэлектростанцию, где его сожгли в топке. При его сгорании образовался углекислый газ. Слышала о таком?
Яна:
– Конечно, он нужен деревьям для нормального развития – деревья этот газ всасывают, а выделяют кислород.
Михаил:
– Да, но беда в том, что уже лет 200 назад люди стали вырубать так много лесов, что оставшиеся деревья уже не могли справиться с углекислым газом, и его количество в воздухе стало расти. А уж когда начали возникать огромные города, которые надо было отапливать, возможности лесов и вовсе стали недостаточными для борьбы с этим газом, и за эти два века его стало в воздухе на четверть больше. А ведь этот газ и еще несколько других, тоже связанных с деятельностью человека, - парниковые, то есть чем больше их в атмосфере, тем труднее теплу уйти в космос…
Яна:
– Но это же и хорошо – меньше будет на Земле холодных мест, везде будет тепло, как в тропиках, и у нас будут расти бананы, апельсины. Вот здорово!
Михаил:
– Очень хорошо! Вот только нынешние тропики Земли погибнут – там будет только подчистую выжженная солнцем пустыня. Пустыней станут и многие районы в США, где сейчас процветает земледелие, плоды которого спасают от голодной смерти несколько миллиардов человек. Что ждет их? А потом – все активнее тают льды на полюсах, и потому поднимается уровень Мирового океана. К середине века – тебе тогда будет лет 70 – вода может подняться еще на метр, и тогда погибнут, подобно легендарной Атлантиде, крупнейшие города – порты: Нью-Орлеан, Каир, Шанхай, Лондон,Одесса… И это еще не вся плата, которой требует от природы Земли теплая батарея в нашем доме…
Яна:
– Хватит! И так уже на душе нехорошо. Лучше скажи, козу – то зачем на этот памятник поставили? Она-то в чем виновата?
Михаил:
– Коза?! А ты разве не слышала никогда, что именно с помощью коз человек создал на Земле новые пустыни?
Яна:
– Как это создал? Да какому сумасшедшему нужны пустыни?
Михаил:
– Никому. Но беда людей в том, что они обычно сначала губят природу неразумным экономическим поведением, а потом начинают думать – почему это жить на Земле становится все хуже и хуже? И история с козами – классический тому пример. Видишь ли, когда-то в Азии и Северной Африке коза была главным домашним животным. И в конце концов люди развели огромные стада коз, которые они все время перегоняли с одного пастбища на другое. Но мирная коза – страшный враг природы, потому что выедает без остатка весь растительный слой, а ее копыта еще разрушают почву. Там, где прошло большое стадо коз, больше уже ничего не растет! И потому массовое разведение коз кончилось тем, что на месте некогда зеленых полей и лесов образовались сначала безжизненные пустыри, а потом – пустыня…
Яна:
– Но что можно сделать, чтобы и люди хорошо жили, и природа не гибла?
Михаил:
– Конечно, можно закрыть глаза и уши, чтобы не слышать и не видеть, как гибнет природа планеты, но разумнее жить в согласии с природой, бережно относиться ко всему живому и научиться перерабатывать отходы.
Яна:
– А зачем что-то перерабатывать? Собрал весь мусор и на свалку, а потом пошел в магазин и купил все новое.
Михаил:
– А ты знаешь, что переработка – это вторая жизнь отходов? Среди них часто бывают ценные материалы, которые слишком расточительно выбрасывать в мусор. Вещи, бывшие в употреблении, или отходы, получающиеся при изготовлении другой продукции, часто можно применять как сырье для новых изделий. Многие синтетические и искусственные материалы можно использовать снова, а из старой бумаги делать новую. Так, баночки для джема необязательно отливать из нового стекла. При изготовлении трех баночек к шихте – смеси, из которой выплавляют стекло, - добавляются осколки двух старых баночек.
(Тут появляется группа детей. В руках у них сетки с пустыми пластмассовыми, стеклянными банками и бутылками, старыми газетами, журналами, книгами. )
Яна:
– Привет, ребята! Куда путь держите?
Юра:
– Мы идем в Центр безотходных технологий!
Яна:
– А зачем это вы с собой этот мусор несете?
Михаил:
– Просто у нас другого выхода нет. Мы всех призываем очистить нашу Землю от мусора, дать ему вторую жизнь. Ученые подсчитали, что если в стране не наступят коренные перемены, то к середине XXII века природа окончательно истощится и 99% всех затрат энергии и труда человечеству придется тратить на то, чтобы на Земле можно было хоть как-то жить. А на поддержание уровня жизни и развитие человеческой цивилизации останется всего навсего один – единственный процент этих затрат. И тогда человечество покатится назад в своем развитии, а проще говоря – будет стремительно нищать и хиреть!
Михаил:
– И что же делать?
Александр:
– Самый лучший способ сегодня – это создание безотходных и ресурсосберегающих технологий. Эти технологии позволяют совершенно не загрязнять окружающую среду отходами, а на производство тратить намного меньше энергии, воды, материалов. . . А еще не жалеть деньги на охрану природы и заменять старые способы производства новыми – безотходными технологиями. Специалисты подсчитали, что уже сегодня всем странам мира нужно ежегодно тратить на охрану природы 1/20 от стоимости всех товаров, что производятся за год. Пока решается на это только Япония, а остальные тратят в 4-5 раз меньше, но зато и теряют от порчи природы куда больше, чем сэкономили на таких тратах. Сейчас нужно заново учиться способам изготовления всех товаров. Привыкать жить как на космическом корабле, где отходы просто некуда девать и новый воздух по трубочке с Земли не подсосешь, а потому его надо очищать и снова пускать в кабину.
Яна:
– Я поняла! Так, значит, этот центр придумывает такие новые безотходные технологии?
Александр:
– Совершенно верно. Хотите пойти с нами и посмотреть, что получится со всего этого мусора?
Яна и Миша:
– Конечно! Только где он находится?
Юра:
– В Японии!
Яна:
– Но как мы туда попадем?
Миша:
– Но мы же в волшебной стране! Если мы все закроем глаза и пожелаем все вместе одного и того же, то мы обязательно туда попадем! Давайте попробуем!
Дети закрывают глаза. В зале гаснет свет. Ассистенты ставят ширму, изменяют декорацию. Звучит японская музыка, зажигается свет в зале и появляется женщина в японском наряде. Дети открывают глаза. На лицах восторг и изумление. )
Дети (хором):
– Ура! Получилось! Мы правда в Японии?
Воспитатель:
– Правда. Чего вы хотите дети?
Андрей:
– Мы хотим посмотреть, как этим отходам дадут вторую жизнь в Вашей стране.
Воспитатель:
– Ну, что ж, добро пожаловать в Японию! У нас выбрасывать теперь не в моде – модно перерабатывать. Общество расточителей начинает всерьез заниматься переработкой. Средний японец использует у себя в доме много бытовых электроприборов и потребительских товаров. Жизнь в Японии благоустроенная, даже зажиточная. С 80-х годов Япония предпринимает меры для изменения положения к лучшему. Раньше люди сжигали пищевые отходы и мусор на заднем дворе, а теперь сдают городским властям для сжигания в специальных печах. В 1993 году был принят основной закон “Об экологии”, в 1995 году – вышел закон “О содействии сортированному сбору и переработке емкостей и упаковок”. Кроме того, в 1991 году, а потом еще раз в 1997 году был пересмотрен закон “Об удалении отходов и уборке общественных мест”. Эти законодательные меры содействуют развитию и разработке систем, призванных перерабатывать использованные продукты и отходы. Давайте, посмотрим, что же получится из того, что вы принесли.
(Перед детьми находятся 5 пунктов приема отходов)
ПУНКТ приема стеклопосуды | ПУНКТ приема пластмассовых бутылок | ПУНКТ приема пищевых отходов | ||
ПУНКТ приема отходов кулинарного жира | ПУНКТ приема фотопленки, фотоаппаратов |
Воспитатель:
(Подводит детей к пункту приема стеклопосуды, отдает сетку с содержимым. ) В Японии есть два основных способа эффективной утилизации стеклянных бутылок. Их можно вымыть и использовать повторно, или, разбив и переплавив, изготовить из них новое стекло. (Рисунки – блоки керамической плитки нового типа, которой можно выкладывать тротуары или облицовывать здания. Самое главное то, что такие изделия экологически чисты. Такая плитка пользуется большим спросом, как в Японии так и за рубежом.)
Воспитатель:
– В этом пункте мы сдадим ваши пластмассовые бутылки. Взамен мы получаем разноцветную ковровую плитку, ковровое покрытие для багажников автомобилей и еще много других полезных вещей.
Воспитатель:
– В этот пункт приема мы отдадим вашу макулатуру, а взамен получаем:
1. Модель бумажной колонны: Архитектор Бан Сигэру с рядом добровольцев воздвиг на месте уничтоженной землетрясением в 1995 году в области Кобэ церкви колонны из переработанной бумаги с овальным куполом. Он создает жертвам землетрясения защиту и безопасность.
2. Фукусима Хирохико из Бюро защиты окружающей среды, использует бумажные горшки для саженцев в учебном центре “Райский сад” при районной администрации Сумида. Администрация ежемесячно избавляется примерно от 10 тонн бумаги, что достаточно для изготовления около 5000 горшочков. Так как пластмассовые горшки являются биологически неразложимыми, то бумажные ценятся дороже. Так этот район показывает на деле, что природа – это важно.
(Так воспитатель проходит с детьми все пункты приема отходов, а им в подарок отдали новый фотоаппарат; коробочку с удобрением из пищевых отходов и прозрачное растительное мыло “Кинарикко” из отходов кулинарного жира. )
Воспитатель:
– Все эти товары высокого качества, и, конечно, экологически чистые.
Воспитатель:
– Путешествие наше заканчивается. Пора возвращаться домой. Надеюсь, что вам понравилось наше путешествие по Японии, до свидания.
(В зале гаснет свет, японская музыка звучит все тише и тише, зажигается свет, убирается ширма и дети оказываются опять в пустыне. )
Дети:
– Вот это да! Вот это здорово! (Разглядывают свои подарки). Надо обязательно рассказать все своим друзьям!
(Звучит запись голоса ПРИРОДЫ и появляется знак.)
– Природа существовала задолго до появления человека. Все, что возникло на Земле без участия человека, и есть природа: горы, реки, озера, растения и весь животный мир. Потом по всем материкам расселились люди и сильно изменили природу. Еще 2 тысячи лет назад всю Европу покрывали леса. Затем в них стали прокладывать дороги, строить деревни, города и фабрики. Леса вырубали для постройки кораблей, их корчевали, чтобы распахать поле и посеять пшеницу или пасти там скот. Такое вмешательство в природу обернулось печальными последствиями. Многие животные и растения вымерли, воздух и вода сильно загрязнены. Вам надо помнить: ВЫ нуждаетесь в природе. Поэтому ВЫ должны сохранить вашу среду обитания. Иначе человечество погибнет. ПОМНИТЕ: ПРИРОДА НЕ НУЖДАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ – ЭТО ЧЕЛОВЕК НУЖДАЕТСЯ В ПРИРОДЕ!
МОНОЛОГ ПРИРОДЫ
(Сергей Викулов. )
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить –
В моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
Восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
(Звучит песня Н. А. Заболоцкого “Просьба” Приложение 4)
Воспитатель:
– Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Вспомним слова Михаила Пришвина: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.