Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью, наклонностями и т.д. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. При этом слабые учащиеся не могут воспринимать материал, не рассчитанный на их способности и подготовку.
Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима. Для старших классов она частично решается введением факультативов, специализированных школ и классов (с тем или иным профилем), так же разработкой уроков с использованием дифференцированного обучения.
Предлагаю повторительно-обобщающий урок, на котором используется дифференцированное разноуровневое обучение.
Цели урока:
Обучающая:
- способствовать осознанию существенных признаков понятия о явлении прямолинейного распространения света в однородной среде, отражения (включая полное) и преломления света; линзы и оптические системы;
- сформировать умение использовать законы отражения и преломления света для объяснения простейших оптических явлений;
- сформировать практические навыки по построению изображений в плоском зеркале и линзах; хода лучей через плоскопараллельную пластинку и призму.
Развивающая:
- способствовать обучению школьников умению устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
- выдвигать гипотезы и проверять их, используя
физический эксперимент;
- делать обобщения.
Воспитательная:
- воспитание организованности, уверенности в себе, честности, самостоятельности, взаимопроверки, ответственности.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, приборы и материалы к экспериментальным заданиям.
Место проведения: кабинет физики.
Этапы урока
Этапы урока | Форма обучения | Уровни | Задания | |||
I | II | III | ||||
I этап – актуализация знаний, умений и навыков | 1. | Индивидуальная | + | Выполнить физический диктант с помощью компьютера составленный в программе Power Point | ||
2. | Индивидуальный письменный опрос | + | + | Вывести формулы тонкой линзы, закона отражения и преломления | ||
3. | Работа в паре сменного состава | + | + | Построение оптических изображений | ||
II этап – углубление в тему | Групповая
|
+ | + | + | Выполнение заданий с выбором ответа | |
III этап –практическое применение законов геометрической оптики в быту и технике | Индивидуальная
|
+ | + | + | Защита творческих заданий Слушание сообщений |
|
IV этап – самостоятельная теоретическая работа | Индивидуальная
|
+ | + | + | Решение расчетных задач | |
V этап – подведение итогов урока Ответы учителя на вопросы учащихся. |
Этап I – разминка
1. Устные ответы на вопросы в паре.
Задание I уровня для всех: Выполнить физический диктант с помощью компьютера, составленный в программе Power Point, по теме “Геометрическая оптика”.
I вариант | II вариант |
1. Закон преломления… | 1. Закон отражения … |
2. В однородной среде луч распространяется…, а при переходе луча в оптически более плотную среду угол падения … | 2. В однородной среде луч распространяется…, а при переходе луча в оптически менее плотную среду угол падения … |
3. Полное отражение возможно тогда, когда … | 3. С увеличение угла падения предельный угол отражения на границе раздела двух сред “вода-воздух” … |
4. Мнимое изображение … | 4. Мнимое изображение в плоском зеркале находится на расстоянии … |
5. Фокусом линзы … | 5. Фокусным расстоянием линзы … |
6. Зеркальное отражение … | 6. Диффузное отражение … |
7.Увеличением линзы … | 7. Оптической силой линзы … |
8. Облако непрозрачное, потому что … | 8. В жаркий день асфальт на дороге кажется мокрым, потому что … |
9. Лунные ночи светлее (летом или зимой), так как … | 9. На освещенных солнцем покатых крышах снег тает …, чем на плоских, так как … |
10. Дальнозоркость исправляют с помощью … | 10. Близорукость исправляют с помощью … |
2. Индивидуальный письменный опрос.
Задание II и III уровня выполняется по желанию: вывести формулы а) тонкой линзы; б) закона отражения и преломления.
3. Форма-решение задач в парах сменного состава.
Задание I-II уровня: построение оптических изображений – учащиеся дома решают карточки с задачами самостоятельно, а на уроке идет работа в парах, при положительном решении задач партнёров, пара распадается и продолжает работу в новой паре. Перед началом работы учащимся демонстрируется видеофильм “Построение в линзах”.
Карточка 1
1. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале. Определите графически область видения этого предмета в зеркале.
2. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение A1B1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
Карточка 2
1. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале. Определите графически область видения этого предмета в зеркале.
2. Определите построением положение фокусов линзы, если задана главная оптическая ось и ход произвольного луча.
Карточка 3
1. Постройте изображение трех светящихся точек А, В и С в плоском зеркале. Определите графически область видения изображения всех точек в зеркале.
2. Определите построением положение фокусов линзы, если А — светящаяся точка, ai — ее изображение. ММ — главная оптическая ось линзы.
Карточка 4
1. Постройте изображение треугольника ABC в плоском зеркале. Определите графически область видения изображения.
2. Определите построением положение фокусов линзы, если А — светящаяся точка, ai — ее изображение. ММ — главная оптическая ось линзы.
Карточка 5
1. Постройте изображение прямоугольника ABCD в плоском зеркале. Определите графически область видения изображения.
2. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1 Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
Карточка 6
1. Постройте изображение многоугольника в плоском зеркале. Определите графически область видения изображения.
2. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
Работа в парах сменного состава предоставляет возможность каждому ученику разобраться с решением любой задачи.
Этап II – углубление в тему
а) Задание наиболее простой степени сложности. Выполнение заданий с выбором ответа. Текст проецируется через проектор.
I вариант
1. Угол между падающим лучом и плоскостью зеркала равен 30°. Чему равен угол отражения:
а) 30°;
б) 60°;
в) 15°;
г) 90°?
2. Почему для транспорта световым сигналом опасности является красный цвет:
а) ассоциирует с цветом крови;
б) лучше бросается в глаза;
в) имеет самый малый показатель преломления;
г) имеет наименьшее рассеивание в воздухе?
3. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами, если угол падения увеличить на 15°
а) увеличится на 30°;
б) уменьшится на 30°;
в) угол между лучами увеличится на 15°;
г) угол не изменится?
II вариант
1. Угол отражения равен 60°. Чему равен угол между падающим лучом и плоскостью зеркала:
а) 60°;
б) 30°;
в) 90°;
г) 15°?
2. Почему рабочие на стройке носят каски оранжевого цвета:
а) оранжевый цвет хорошо заметен на расстоянии;
б) мало изменяется во время непогоды;
в) имеет наименьшее рассеивание света;
г) согласно требованию безопасности труда?
3. Происходит ли смещение луча, падающего из воздуха под углом 30° на стеклянную плоскопараллельную пластинку? От чего оно зависит:
а) смещение происходит и зависит от толщины пластинки;
б) происходит и зависит от цвета луча;
в) ""происходит и зависит от материала пластинки и цвета луча;
г) смещение луча не происходит?
Задания средней степени сложности. Индивидуальное решение задач с компьютерной проверкой.
I вариант.
1. Указать ход светового луча в прямоугольной трехгранной призме, если преломляющий угол равен 30°, а п =1,5 (рис.1).
рис.1.
2. Указать ход параллельных монохроматических лучей (красного и фиолетового) через плоскопараллельную пластинку (рис. 2).
рис.2.
3. Как “расходуется” энергия светового луча при его падении на плоскопараллельную пластинку под углом 0° (поглощением пренебречь):
а) вся световая энергия проходит через пластинку, поэтому мы наблюдаем ход луча; б) часть световой энергии идет на отражение, а почти вся энергия проходит сквозь пластинку; в) вся световая энергия уносится вместе с лучом, так как он скользит вдоль пластинки; г) значительная часть отражается (поверхность пластинки — светлая), а незначительная часть проходит сквозь пластинку?
II вариант. 1. Где правильно показан ход светового луча (рис. 1) через прямоугольную равнобедренную призму с п= 1,5?
рис.1.
2. На плоскопараллельную пластинку (рис.2) падают лучи красного и фиолетового цвета, которые выходят из нее. Какой рисунок верен?
рис.2.
3. Попадет ли световая энергия в точку, где построением получено действительное изображение, мнимое изображение:
а) световой поток не поступает в точку действительного и мнимого изображения;
б) световой поток поступает и в точку действительного и мнимого изображения;
в) световой поток концентрируется только в точке мнимого изображения;
г) световой поток концентрируется только в точке действительного изображения?
в) Задания III степени сложности – это экспериментальные задания по геометрической оптике на выбор учащихся. Задания выполняются в группе.
Задание 1. Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получилось изображение: трех-, четырех- и пятиугольника?
Приборы и материалы: плоское зеркало, бумага.
Задание 2. Сколько изображений предмета получается между двумя зеркалами, если их расположить перпендикулярно друг к другу? если угол уменьшать? если параллельно одно другому?
Приборы и материалы: два плоских зеркала, предмет (шарик, пуговица).
Задание 3. Почему в зеркале правая рука оказывается слева и наоборот?
Приборы и материалы: плоское зеркало.
Задание 4. При помощи каких опытов можно отличить собирающую линзу от рассеивающей?
Приборы и материалы: свеча, рассеивающая и собирающая линзы, экран.
Задание 5. Как можно, не применяя формулу линзы, определить ее фокусное расстояние?
Приборы и материалы: свеча, линза, экран и линейка.
Задание 6. В двух закрытых одинаковых шаровых колбах находятся спирт и вода. Как, пользуясь только источником света и экраном, определить, в какой колбе находится спирт, а в какой — вода?
Задание 7. Найти наименьшее расстояние от предмета до собирающей линзы, при котором изображение предмета является действительным.
Приборы и материалы: собирающая линза, экран, свеча, линейка.
Задание 8. С помощью двояковыпуклой линзы получить увеличенное, уменьшенное и натуральное изображение пламени свечи. Определить фокусное расстояние линзы, не применяя формулу линзы.
Приборы и материалы: линза, свеча, экран, линейка.
Этап III – рассмотрение практических применений законов геометрической оптики в быту и технике
Для всех уровней одинаков. Прослушивание сообщений, заранее подготовленных в ходе домашней работы.
Этап IV – самостоятельная теоретическая работа
Решение расчетных задач.
1. Двояковыпуклая линза с фокусным расстоянием 0,2 м сложена вплотную с двояковогнутой линзой, оптическая сила которой равна –3 дпрт. На какое расстояние от линз находится предмет, если его изображение расположено на расстоянии –0,5 м?
2. Мнимое изображение предмета, увеличенное в три раза, находится на расстоянии –0,2 м от собирающей линзы. Какова оптическая сила линзы?
Этап V – подведение итогов урока
На данном уроке учащиеся повторили материал по геометрической оптике, углубили знания по теме, рассмотрели практическое применение геометрической оптики, усовершенствовали навыки решения задач по данной теме.
В результате такого построения занятия каждый ученик опрошен не менее трех раз, а главное – работа дифференцирована.