Урок "Мастер-класс" по математике на тему: "Состав чисел 8 и 9"

Разделы: Начальная школа


Цели: повторить и закрепить знания, умения, навыки по составу чисел 8 и 9, развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать умения работать в коллективе, самостоятельность, закрепление навыка работы с оборудованием.

I . Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

II. Введение в тему урока

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал, но будет он не совсем обычный. Я приглашаю вас совершить путешествие на чудесный сказочный остров, расположенный недалеко от жаркой Африки, со всех сторон окруженный океаном.
А живут на этом острове бегемоты , слоны , любопытные обезьянки , жирафы , львы и другие животные. Они все очень любят математику и всегда рады тем, кто является истинным ее ценителем. Без математики нельзя было бы построить и этой школы, и парты, за которой вы сидите, нельзя было бы запустить в космос ракету, да что ракету, даже купить продукты в магазине и то было бы нельзя. Вот какая это важная наука!
Итак, вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да, готовы!

III. Работа по теме

Учитель: Тогда в путь! Но вам необходимо узнать тему нашего урока. В этом вам помогут бусы.
Читаем выражения, которые на доске, откладываем бусинки и решаем:

4 + 3 = 7
3 - 3 = 0
5 + 2 = 7
2 + 1 = 3
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
7 + 2 = 9

Состав чисел прикрепляется к доске – 8 и 9.

– Молодцы!

Учитель: Выполняем задание № 1.

Работа с бусами.

  • 1-е слагаемое – 6, 2-е слагаемое – 2. Найди сумму.
  • Узнайте сумму чисел 5 и 3.
  • Если к 5 прибавить задуманное мною число, получится 8. Какое число я задумала?
  • Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?

– Молодцы.

Учитель: Верните бусинки в исходное положение (красные справа).
– Счет прямой и обратный.
– Считаем вслух по порядку бусинки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
– Обратно: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
– Назовите самое большое число, самое маленькое?
– Назовите однозначные числа?
– Назовите число, которое следует за числом 8.
– Какое число предшествует числу 8?
– А какие числа являются соседями числа 8?
– На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
– Отложите бусы. Возьмите карточки и заселите домик  № 8.

Проверка с комментированием.

Учитель: Какое свойство сложения встретилось при заселении домика цифрами?

Дети: Переместительное. От перемены мест слагаемых значение суммы не изменяется. Число 8 можно разбить на 2 и 3 слагаемых.

IV. Минутка отдыха

Учитель: Вы много трудились, пришла пора отдохнуть. Легли на парту, закрыли глаза и слушаем.

Звучит мелодия “Шум моря” На этом фоне учитель читает.

Учитель:

Корабли по морю плыли,
К Чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей.

– Морской ветер гладит вам щеки, волосы, яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи. Галдят летящие за кораблями чайки, указывают путь к острову, им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла восстановить силы.

V. Работа по теме (продолжение)

Учитель: Наши суда продолжают путь. Вы любите стихи?

Дети: Да!

Учитель: Тогда приготовьте кораблики. Они вам помогут в работе.

В одном кармане четыре каштана
В другом кармане их пять
Прошу вас, дети, каштаны эти
Пересчитать.

Дети: 4 + 5 = 9.

Учитель:

Подогрела чайка чайник,
Пригласила 8 чаек:
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!

Дети: Девять.

Учитель:

В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А четыре – спинки грели.
Сосчитать вы их успели?

Дети: 2 + 3 + 4 = 9.

Учитель: Суда наши у цели. Каждое судно должно подойти к своей пристани. Выражения, написанные под бортом каждого судна, укажут номер пристани.

9 – 3
6

7 – 5
2

4 + 3
7

– Расположите полученные числа в порядке возрастания. Найдите пары чисел, сумма которых равна 9. (7 и 2)
– Дополните это число до 9. (6 + 2)
– Расскажите все, что вы знаете о числе 9.

Дети:

– Соседи числа – 8 и 10.
– 9 > 8, но 9 < 10.
– 9 можно разбить на 2 слагаемых, но можно и на три.

Работа по карточкам.

Учитель: Отложите кораблики, но кому трудно, можете ими воспользоваться. Заселите домик № 9

Проверка с комментированием.

– Вот мы и на острове. Смотрите, как радуются зверюшки. Давайте поднимем руки и помашем им.

Учитель: А что это у львенка?

Дети: Рисунок цапли.

Учитель: Это цапля не простая. Она поможет вернуться домой, но только надо определить, на каком воздушном шаре мы отправимся в обратный путь.

На доску вывешивается 2 рисунка цапли: 8 и 9. Дети определяют шар под № 8.

Учитель: Закрыли глаза. Раз, два, три – и мы дома.

VI. Итог урока

Учитель: Что мы повторяли в процессе нашего путешествия?

Дети: Состав чисел 8 и 9

Учитель: ребята, вы хорошо работали на уроке. Подведем итог.
Поднимите руки, кто правильно выполнил цифровой домик № 8, а № 9. Я уверена, что вы хорошо знаете состав чисел 8 и 9 . Это понадобится вам для дальнейшей работы в новых вычислительных приемах.

VII. Домашнее задание

– Решить столбики с выражениями, а морской воздух вам поможет.

9 = 5 +
9 = 3 +
9 = 2 +
9 = 8 +
8 = 5 +
8 = 6 +
8 = 7 +
8 = 4 +

Выдается карточка с выражениями и рисунком корабля-парусника.

В заключении выдается печенье из волшебного мешочка, который стоял около львёнка. Печенье в форме 8 и 9. Каждый получает приз за работу.