Цели: повторить и закрепить знания, умения, навыки по составу чисел 8 и 9, развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать умения работать в коллективе, самостоятельность, закрепление навыка работы с оборудованием.
I . Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
II. Введение в тему урока
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим
ранее изученный материал, но будет он не совсем
обычный. Я приглашаю вас совершить путешествие
на чудесный сказочный остров, расположенный
недалеко от жаркой Африки, со всех сторон
окруженный океаном.
А живут на этом острове бегемоты , слоны , любопытные обезьянки , жирафы , львы и
другие животные. Они все очень любят математику и
всегда рады тем, кто является истинным ее
ценителем. Без математики нельзя было бы
построить и этой школы, и парты, за которой вы
сидите, нельзя было бы запустить в космос ракету,
да что ракету, даже купить продукты в магазине и
то было бы нельзя. Вот какая это важная наука!
Итак, вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да, готовы!
III. Работа по теме
Учитель: Тогда в путь! Но вам
необходимо узнать тему нашего урока. В этом вам
помогут бусы.
Читаем выражения, которые на доске, откладываем
бусинки и решаем:
4 + 3 = 7
3 - 3 = 0
5 + 2 = 7
2 + 1 = 3
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
7 + 2 = 9
Состав чисел прикрепляется к доске – 8 и 9.
– Молодцы!
Учитель: Выполняем задание № 1.
Работа с бусами.
- 1-е слагаемое – 6, 2-е слагаемое – 2. Найди сумму.
- Узнайте сумму чисел 5 и 3.
- Если к 5 прибавить задуманное мною число, получится 8. Какое число я задумала?
- Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?
– Молодцы.
Учитель: Верните бусинки в исходное
положение (красные справа).
– Счет прямой и обратный.
– Считаем вслух по порядку бусинки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
9, 10.
– Обратно: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
– Назовите самое большое число, самое маленькое?
– Назовите однозначные числа?
– Назовите число, которое следует за числом 8.
– Какое число предшествует числу 8?
– А какие числа являются соседями числа 8?
– На сколько каждое последующее число больше
предыдущего?
– Отложите бусы. Возьмите карточки и заселите
домик № 8.
Проверка с комментированием.
Учитель: Какое свойство сложения встретилось при заселении домика цифрами?
Дети: Переместительное. От перемены мест слагаемых значение суммы не изменяется. Число 8 можно разбить на 2 и 3 слагаемых.
IV. Минутка отдыха
Учитель: Вы много трудились, пришла пора отдохнуть. Легли на парту, закрыли глаза и слушаем.
Звучит мелодия “Шум моря” На этом фоне учитель читает.
Учитель:
Корабли по морю плыли,
К Чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей.
– Морской ветер гладит вам щеки, волосы, яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи. Галдят летящие за кораблями чайки, указывают путь к острову, им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла восстановить силы.
V. Работа по теме (продолжение)
Учитель: Наши суда продолжают путь. Вы любите стихи?
Дети: Да!
Учитель: Тогда приготовьте кораблики. Они вам помогут в работе.
В одном кармане четыре каштана
В другом кармане их пять
Прошу вас, дети, каштаны эти
Пересчитать.
Дети: 4 + 5 = 9.
Учитель:
Подогрела чайка чайник,
Пригласила 8 чаек:
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!
Дети: Девять.
Учитель:
В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А четыре – спинки грели.
Сосчитать вы их успели?
Дети: 2 + 3 + 4 = 9.
Учитель: Суда наши у цели. Каждое судно должно подойти к своей пристани. Выражения, написанные под бортом каждого судна, укажут номер пристани.
9 – 3 |
7 – 5 |
4 + 3 |
– Расположите полученные числа в порядке
возрастания. Найдите пары чисел, сумма которых
равна 9. (7 и 2)
– Дополните это число до 9. (6 + 2)
– Расскажите все, что вы знаете о числе 9.
Дети:
– Соседи числа – 8 и 10.
– 9 > 8, но 9 < 10.
– 9 можно разбить на 2 слагаемых, но можно и на три.
Работа по карточкам.
Учитель: Отложите кораблики, но кому трудно, можете ими воспользоваться. Заселите домик № 9
Проверка с комментированием.
– Вот мы и на острове. Смотрите, как радуются зверюшки. Давайте поднимем руки и помашем им.
Учитель: А что это у львенка?
Дети: Рисунок цапли.
Учитель: Это цапля не простая. Она поможет вернуться домой, но только надо определить, на каком воздушном шаре мы отправимся в обратный путь.
На доску вывешивается 2 рисунка цапли: 8 и 9. Дети определяют шар под № 8.
Учитель: Закрыли глаза. Раз, два, три – и мы дома.
VI. Итог урока
Учитель: Что мы повторяли в процессе нашего путешествия?
Дети: Состав чисел 8 и 9
Учитель: ребята, вы хорошо работали на
уроке. Подведем итог.
Поднимите руки, кто правильно выполнил цифровой
домик № 8, а № 9. Я уверена, что вы хорошо знаете
состав чисел 8 и 9 . Это понадобится вам для
дальнейшей работы в новых вычислительных
приемах.
VII. Домашнее задание
– Решить столбики с выражениями, а морской воздух вам поможет.
9 = 5 + 9 = 3 + 9 = 2 + 9 = 8 + |
8 = 5 + 8 = 6 + 8 = 7 + 8 = 4 + |
Выдается карточка с выражениями и рисунком корабля-парусника.
В заключении выдается печенье из волшебного мешочка, который стоял около львёнка. Печенье в форме 8 и 9. Каждый получает приз за работу.