Цели урока:
Образовательные.
- Систематизировать знания детей о правописании гласных после шипящих.
- Закреплять навыки работы с текстом, предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти, проверять написанное.
Развивающие.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Увеличивать словарный запас.
Воспитательные.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в паре.
Оборудование.
- Доска классная.
- Индивидуальная доска.
- “Светофоры” индивидуальные.
- Плакат-образец написания буквы Ч строчной (по Илюхиной).
- Учебник по русскому языку 2 класс 1 часть авторы Зеленина, Хохлова.
- Кроссворд в форме ключа,,Волшебный ключ,, (слова на правило жи-ши, ча-ща, чу-щу).
- Иллюстрация,,города,, с башнями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Ход урока.
Орг. момент.
Словарная работа.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда и на чем мы поедем, вы узнаете, если разгадаете, что здесь написано (на доске цепочка букв):
(Дети читают слово по точкам внизу МАШИНА, и по точкам вверху ГОРОД.)
- Итак, мы отправляемся с вами на машине в город. Это наши новые словарные слова. Давайте прочитаем их орфографически (как пишутся).
(Дети читают и переписывают слова в тетрадь, делят на слоги, ставят ударения, выделяют,,опасные места,,. Устно составляют со словами словосочетания).
- А теперь составьте предложение, используя оба слова. (Запись одного из вариантов учеником на доске и детьми в тетрадях):
Машина едет в город.
- Найдите главные члены предложения.
- Что содержит это предложение? (Сообщение)
- Какое оно? (Совествовательное).
Постановка темы урока.
- Поедем мы в город по необычной дороге (на доске открывается запись):
ЖКШЩЧ
- Только никуда мы не доедем, пожалуй. Что-то здесь не так. Найдите ошибку.
(Дети объясняют, что буква К не шипящая, поэтому лишняя).
- Вот и город перед нами! (Открывается иллюстрация города, где в каждой из трех башен,,живет,, одно из правил ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).
Кто же здесь живет? (Ответы детей).
Актуализация знаний.
- Пройти в город мы сможем через волшебную дверь, разгадав кроссворд,,Волшебный ключ,, (учитель вывешивает кроссворд в форме ключа).
Вспомните слова с каждым из наших правил (Дети на доске заполняют кроссворд).
(орфографическое чтение слов, запись по памяти, проверка по образцу, выделить правила с шипящими).
- Молодцы, ребята. Теперь мы можем войти в город:
Ключ волшебный разгадали.
В город поспешим теперь.
Вы об этом и не знали:
Непростая эта дверь!
(Учитель открывает,,дверь,, в город, в которой использована музыкальная открытка. Звучит музыка).
- Давайте, ребята, порадуемся нашему успеху и отдохнем (выполняется физминутка).
Работа с деформированным текстом.
- В город мы попали. Но надо теперь подружиться с его жителями. Каждое правило приготовило нам задание. Вот задание от правила ЧУ-ЩУ.
ЩУКА КАРАУЛИТ ДОБЫЧУ ПРЯЧУТСЯ РЫБКИ ОТ ЩУКИ
(На индивидуальной доске записан деформированный текст. Один ученик исправляет ошибки в тексте, затем дети записывают текст с комментированием на доске и в тетради, подчеркивают правила).
Узнавание правил в словах на слух.
- Вот задание от правила ЧА-ЩА. Я буду называть слова. Если в слове вы услышите наши правила с шипящими, показывайте зелёный цвет, если правила нет- красный. (У детей на партах,,светофоры,,).
ЧУДО, ЩЕПКА, ЧЕК, ЩИ, ПИЩА, ЧЕРЕПАХА, ДАЧА, ЧАЩА,ЧАСТО
Чистописание.
- А вот ещё задание. Отгадайте, какая буква так о себе рассказывает:
,,Ставлю ручку на середину рабочей строки, пишу секрет, провисшая веревочка, наклонная линяя вниз, качалочка, крючок до середины. (Дети по описанию угадывают букву Ч строчную, учитель вывешивает плакат-образец написания буквы, дети записывают букву около каждой наклонной линии).
- Как буква Ч присоединяет букву А? (Дети отвечают: ломаем секрет вправо, возвращаемся по написанному).
- Запишите слог ЧА около каждой наклонной линии.
Работа с учебником.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Осталось выполнить задание от нашего самого первого правила, которое мы знаем ещё с первого класса-правила ЖИ-ШИ.
Откройте учебники на стр. 90. Мы будем выполнять упражнение 149. Прочитайте задание самостоятельно. Объясните, как будете работать.
Упражнение 149.
Поспешишь - людей насмешишь.
Ошибся, что ушибся - впредь наука.
(Дети читают и объясняют смысл обеих пословиц, списывают пословицы в тетрадь, подчеркивают изучаемые правила. Взаимопроверка тетрадей.)
Итог урока.
Ребята, вы сегодня очень хорошо выполняли задания всех жителей этого необычного города и, надеюсь, не будете допускать ошибок в этих правилах. Какие правила русского языка мы сегодня повторяли?