Цель урока: закрепление теоретических знаний, вокально-хоровых навыков по теме четверти.
Задачи:
- Образовательная:
- закрепление знаний о музыкальных жанрах – “песня”, “балет”, введение музыкального понятия “ритм”.
- Развивающая:
- развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
- Воспитательная:
- воспитание доброго и бережного отношения к семье, игрушкам.
Музыкальный материал:
- Музыкальные попевки: “Колокольчик нам поёт…” – начало урока; “До свидания” – окончание урока.
- “Мой папа” – сл. В. Иванова, муз. Е. Бриской.
- “Марш” из “Детского альбома” – муз. П.И. Чайковского.
- “Испанский”, “Арабский”, “Китайский”, “Русский” – танцы из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского; видеосюжет балета “Щелкунчик” (запись 2004 г.)
ТСО: видеомагнитофон, аудиозаписи, СD-диски, магнитная нотная доска.
Музыкальные инструменты: фортепиано.
ХОД УРОКА:
I. Организационная часть урока
1. Музыкальное приветствие
Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока и пропевает приветствие: “Здравствуйте”.
Колокольчик нам поёт,
Всех на “Музыку” зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок:“Динь-дон” (пропевает учитель),
“Динь-дон” (пропевают ученики),
“Здравствуйте” (пропевает учитель),
“Здравствуйте” (пропевают ученики).
2. Учитель объявляет тему урока и опрашивает ребят об основных признаках музыкальных жанров.
Учитель. Песня и балет. Для “кита” песня – основной деятельностью является исполнение голосом (вокал), а для балета движение (танец). Балет – это “музыкальная страна”, которая находится в театре, на сцене, где артисты с помощью танцев рассказывают сюжет.
4. Учитель наигрывает мелодию песни, просит тех, кто узнает – начать петь.
1.
Умеет папа делать всё
И знает всё на свете.
Ему вопросы задают
И взрослые, и дети.
Он может ездить на коне,
А может на машине,
Рассказывает сказки мне,
Мои игрушки чинит.
2.
Со мной он любит поиграть,
Он мне читает книжки,
И может ёжика собрать
Мне из сосновой шишки.
Он скажет: “Туча дождь несёт” -
И, правда, дождь закапал.
А почему он знает всё -
Мой потому что папа!
3.
И знает папа, почему
Тот гром такой гремучий,
И знает кактус почему
Всегда такой колючий.
И заяц почему косой,
А мишка косолапый.
Девочки:
Когда ты вырастешь большой,
Ты тоже будешь папой.
Мальчики:
Когда я вырасту большой,
Я тоже буду папой.
Этапы вокально-хоровой работы:
- вспомнить и пропеть хором вторую часть каждого куплета, с целью повторения слов: “Он может ездить на коне…”; “Он скажет: “Туча дождь несёт”…”; “И заяц почему косой…”;
- работа с магнитной нотной доской, исполнение восходящих интонаций со словами каждого куплета: “Ему вопросы задают…”, “И может ёжика собрать”, “И знает кактус почему…”;
- концертное хоровое исполнение песни с образно-ритмическими движениями и ролевым исполнением 3 куплета.
5. Смысловая связка-блиц.
Учитель предлагает кратко ответить на вопросы хором:
– Что является важным для песенного жанра? (Голос)
– Какие игрушки названы в песне? (Косолапый мишка, заяц, ёжи)
II. Основная часть урока
1. Вопрос-загадка
Учитель предлагает отгадать учащимся стихотворную загадку, в которой говорится об основных моментах сюжета “Щелкунчика”.
Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем стал музыкальным –
Уже в балет попал.
Придумал же Чайковский –
И я затанцевал!!!
И с дядей Дроссельмейром
Был приглашён на бал.
Среди других игрушек.
Я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я,
Врагами были мыши -
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра...
Блиц – опрос по сюжету балета:
На вопросы учителя возможны индивидуальные и хоровые ответы:
- Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик)
- Как звали героиню сказки? (Мари)
- Какое имя у этой героини в балете? (Клара)
- Как помогла Хансу-Пéтеру Клара в решающей битве? (С помощью башмачка, который бросила в Короля мышей)
- В какую волшебную страну отправил Дроссельмейр детей? (В Страну сладостей)
2. Кроссворд
Просмотр видеосюжета балета “Щелкунчик. Учитель предлагает вспомнить название танцев,
которые исполняли гости на балу у Феи Драже, с
помощью видеофрагментов балета и заполнения
кроссворда.
Название танцев из балета заполняется по
демонстрируемым видеофрагментам каждого танца.
По вертикали:
Для этого танца характерна резкость движений и преобладание красного цвета в одежде.
По горизонтали:
- Для этого танца необходима гибкость и плавность движений.
- Название танца – бодрящий утренний напиток.
- Танец восточной страны – основа движений – высокие прыжки.
- Название танца – утренний напиток, может быть чёрным и зелёным.
- В этом танце – удаль, задор, основа движений – присядки.
- Название танца родилось в России в XIX веке, Мужская пляска – соревнование.
1. и | |||||||||||
2. а |
р |
а |
б |
с |
к |
и |
й |
||||
7. т |
р |
е |
п |
а |
к |
||||||
5. ч |
а |
й |
|||||||||
н |
|||||||||||
6. р |
у |
с |
с |
к |
и |
й |
|||||
3. к | о |
ф |
е |
||||||||
4. к |
и |
т |
а |
й |
с |
к |
и |
й |
|||
й |
3. Первичное обобщение материала
Учитель предлагает закончить мысль.
– Этот танец был медленным ... (Арабский).
– Это парный танец ... (Испанский).
– В этих танцах солируют танцоры-мужчины ... (Китайский
и Русский).
– В музыкальную страну "Балет" мы попали
благодаря “киту”... (Танец).
III. Обобщающая часть урока
1. Смысловая связка
Учитель: Для исполнителей любых музыкальных жанров и, в частности, для балета очень важно слышать музыкальное время, например: 1-2-3, 1-2-3-4.
2. Определение ритма (с учётом возрастного восприятия)
Ритм – это короткие и длинные звуки, которые строго подчинены определённому музыкальному времени (пульсу).
Ритмическая разминка – смена видов деятельности, двигательная активность.
3. Повторение детьми ритмических движений под счёт 1-2-3-4
В качестве помощи выбирается один ученик, который показывает последовательность, аккомпанемент исполняется учителем на фортепиано “Марш деревянных солдатиков” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
- хлопки руками на счёт 1-2-3-4, 1-2-3-4;
- повороты головой на счёт 1-2 – направо, 3-4 – прямо; 1-2 – налево, 3-4 – прямо;
- маршевый шаг на счёт 1-2-3-4, 1-2-3-4;
- прыжки (руки на пояс) на счёт 1-2-3-4, 1-2-3-4.
IV. Итог урока
1. Совместные выводы учителя и учащихся:
– На уроке мы говорили о музыкальном жанре – … (балет).
– Балет – это … (музыкальная страна, которая находится на сцене в театре, где играют на музыкальных инструментах в оркестре, а главное – артисты с помощью танца рассказывают нам сюжет).
– Для танцоров очень важно чувство … (ритма).
– Ритм состоит из … (коротких и длинных звуков, которые строго подчиняются музыкальному времени).
– В балете “Щелкунчик” мы увидели танцы: … (Испанский, Арабский, Китайский, Русский).
– В балет нас привёл “кит” … (танец).
– Для “кита”- танец важны … (движения), а для “кита” - песня – … (голос).
– Какие игрушки “живут” в песне, а какие в балете? (В песне – косолапый мишка, заяц, ёжик; в балете – Щелкунчик, конь и т. д.)
Учитель выборочно просит назвать свою любимую игрушку и обязательно спрашивает о том, как дети относятся к своей любимой игрушке.
2. Анализ работы учащихся, попевка
Учитель: До свидания.
Ученики повторяют музыкальную фразу: “До свидания”.
Анализ этапов урока
Урок построен на 3 основных этапах: организационная, основная, обобщающая часть урока, каждая часть предполагает свои пункты работы.
Организационная часть (организация внимания, определение темы урока, подготовка корпуса, голоса, дыхания).
Урок начинается с традиционного приветствия “Колокольчик…”. Данное распевание написано учителем для удобства организации начала урока и подготовки певческого аппарата для исполнения песенного репертуара.
Повторение теоретических основ адаптировано для первоклассников, музыкальный жанр – балет сравнивается с “музыкальной страной”.
“Мой папа” – на уроке включена как региональный компонент (знакомство с творчеством волжского поэта Виталия Иванова), а также как песенный материал, удобный в тесситурном, возрастном, жанровом отношении и являющийся воспитательным моментом для учащихся. Для ребят этого класса сложно сразу вспомнить и воспроизвести слова, мелодию и характер песни от начала до конца, поэтому сначала работа построена над текстом второй части каждого куплета (вспоминаем слова), затем воспроизводстве восходящего движения мелодии со словами, помогая движениями рук. Только выполнив эти этапы работы, песня исполняется стоя, “как на концерте”. В процессе работы помогают образные движения рук, нотная запись на магнитной доске.
Основная часть урока (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения, микрообобщения по теме).
Начало этой части – стихотворная загадка. Она позволяет сосредоточить внимание, сменить активный двигательный этап на интеллектуальную работу. Кроме того, данный приём рассчитан на “забегание вперёд” (по программе Д.Кабалевского) и свидетельствует о взаимопроникновении литературного и музыкального жанров. Далее сложный период урока, в котором детям предложена видеозапись танцев из балета П.И. Чайковского и анализ музыкального характера танца. Для того, чтобы внимание ребят было постоянным, название танца, характеристика даётся сразу после просмотра одного танца и поэтапное заполнение кроссворда на доске. На данном этапе вводится понятие “ритма”, повторение жанровых основ “балета” и сюжетного развития. Заканчивается эта часть микрообощением, в котором повторяются основные моменты.
Обобщающая часть урока (проверка усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока, анализ работы учащихся на уроке)
Начинается сменой деятельности – с интеллектуальной на двигательную. Выбрана форма игры “ритмической разминки”. Она позволяет в игровой форме усвоить понятие “ритм” и является “физкультпаузой”. Ребята считают вслух и стоя выполняют ритмическую последовательность движений. После этого подводится итог урока, который строится на совместных выводах. Ребятам сложно сформулировать ответы с начала до конца, поэтому фразы начинаются учителем и завершаются хоровыми ответами учеников.
Материал урока содержит авторские сочинения: текст и мелодия музыкального вступления к уроку “Колокольчик”, песня “Мой папа”, загадка “Щелкунчик” в стихотворной форме, кроссворд, формулировки терминов “Балет” и “Ритм” с учётом восприятия младших школьников.