Одним из направлений в английской методологии является гуманистическая методология обучения иностранным языкам. Гуманизация образования предполагает его очеловечивание, что и подразумевает, что в центр процесса обучения ставится человек. Одно из положений гуманистического образования в Англии: “Чтобы обучение стало более эффективным, необходимо признать и широко использовать эмоции учащихся”. Мотивирующим фактором в учении при этом “является познание и открытие самого себя в ходе учебного процесса”. Таким образом, в центре английской методологии находится не учитель, а ученик, а в центре внимания ученика находится не учитель, а тот учебный материал, которым он оперирует. Такой подход носит в английской дидактике название "materiel-centered “, в противовес “teacher-centered”. Учитель снижает до минимума свое присутствие на уроке, наполняя его содержанием рассказываемого.
Принципы обучения, которые выдвигают английские методисты при обучении иноязычному говорению, во многом перекликаются с принципами, выдвигаемыми отечественными методистами, например:
- заставить каждого отельного ученика говорить;
- доносить до учащихся культурные особенности страны изучаемого языка;
- обеспечить рост личности и ее познавательной способности;
- чтобы научиться языку, надо говорить на нем;
- учить языку в таком виде, в котором он не употребляется, а не в таком, в каком он должен бы употребляться;
- принцип немедленного подкрепления (immediate reinforcement): сразу же сообщать учащемуся, если он ответил правильно (кивком головы, и т.д.);
- обучать на основе рассказа или других литературных произведении;
- признание и широкое использование эмоций учащихся в целях повышения эффективности учебного процесса;
- познание и открытие самого себя как мотивирующий фактор в учении;
- принцип терпимости к речевым ошибкам учащегося в процессе его речетворчества.
В состав зарубежных УМК неизменно включается “большое количество материалов и заданий, побуждающих ученика к общению на иностранном языке”. Чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным “не только для учащихся, но и для самого учителя”. Привычные традиционные “тренировочные” приемы все чаще заменяются “проективными” приемами. Главное их различие в том, что с помощью тренировочных приемов школьники усваивают готовое содержание, а с помощью проективных - учатся самостоятельно, логически и творчески мыслить. Учитывается также и разумная дозировка “дрилла” (drill) - предварительного овладения грамматическими формами и конструкциями, а также лексикой, необходимой для организации общения в приделах данной темы или ситуации”. Уилга М. Риверс, говоря о несовершенстве обучения говорению, указывает на то, что “препятствием на пути к автономности речи является искусственность процесса общения”. Она перечислят возможные варианты использования языков в естественном общении, это:
1) установление и поддержание отношений с другими людьми;
2) получение информации;
3) сообщение информации;
4) обучение какой - либо деятельности;
5) выражение своего отношения;
6) умение срывать свои намерения;
7) умение при помощи слов найти выход из трудной ситуации;
8) разрешение проблем;
9) как проводить свободное время;
10) умение общаться по телефону;
11) развлечения;
12) демонстрация своих достижений.
Среди стратегии гуманистической методологии обучения иностранным языкам можно выделить следующие направления:
- стратегия психологизации учебного занятия - вовлечение учащихся в размышления о себе, друзьях, семье, а не о вымышленных персонажах;
- контекстная стратегия - погружение в аутентичную языковую среду (преподавание иностранного языка его носителем);
- стратегии драматизации (Using Drama), ролевых игр (Rо1е Р1ау) и стратегия рассказа (Storytelling).
Значительное число проектов по обучению иностранным языкам было разработано в английской методологии в рамках The National Oracy Project, среди них выделяются следующие проекты:
- Таlk in early years;
- Storytelling;
- Small group work approaches to secondary English;
- Аssessing task;
- Talk in the community.
Исследование, которое было проведено в английских школах в рамках Тhe National Oracy Project, имело своей целью получить ответы на ряд вопросов, таких как: “Кто разговаривает? Когда?”; “Относится ли это к работе?”; “О чем разговаривают учащиеся?”; “Что происходит, когда группа работает самостоятельно, при условии отсутствия учителя в классе?”. Большинство английских учителей было удивлено тем, как много и как хорошо говорят учащиеся при отсутствии ограничений со стороны учителя. Выяснилось, что учащиеся проводили хорошую и важную работу в группах особенно, если им были даны конкретные роли и цели, как для каждого в отдельности, так и для группы в целом. Результатом этого исследования стало выделение наиболее успешных и эффективных форм работы в классе:
- Jigsaw;
- Brainstorming;
- Twos to fours;
- Rainbow groups;
- Envoys;
- Listening triads;
- Critical friends.
В зарубежной методике вопросами обучения монологической речи занимается Джо Шейлз, который выделяет определенное число приемов ("с1assroom activities"), направленных на развитие именно монологической речи, которые где - то пересекаются с приемами, используемыми в отечественной методике. Сюда входят:
- Statements;
- Ranking;
- Decision - making;
- Logical problems
- Narrative activities (reconstituting a story, stories from pictures, stories from words, stories from objects);
- Expressing emotions; и некоторые другие.
Остановимся более подробно лишь на некоторых приемах, показавшихся наиболее интересными и заслуживающими внимания, а именно:
- Storytelling;
- Decision making;
- Brainstorming;
- Expressing emotions;
Storytelling (Стратегия рассказа)
Одним из главных условий Storytelling является непосредственное предъявление истории слушателя ("person-to-person presentation") и обязательный рассказ в противовес чтению. Для Storytelling не требуется никакого специального оборудования, необходимы только воображение и умения говорить и слушать. Дети любят слушать разные истории, рассказы, сказки. При этом создаются “идеальные условия для введения языкового материала в контексте, для ненавязчивой тренировки ребят в употреблении лексических единиц, грамматических структур, для развития умении в аудировании”. Мы сочетаем приятное с полезным, устраняя при этом ряд трудностей, возникающих при обучении иностранному языку на уроке, одна из которых: сохранение дисциплины. Если мы заинтересуем детей, мы сможем удержать их внимание и интерес, ведь дисциплину очень редко нарушают дети, занятые интересующим их делом, “большинство дисциплинарных проступков вызывается скукой”. Storytelling не убивает интереса к деятельности, а интерес является “главной движущей силой познавательной деятельности”. Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера, обилие каковых и представляет учителю стратегия Рассказа.
Expressing emotions (Выражение эмоций)
Ведя разговор о своих чувствах и эмоциях в парах или малых группах, учащиеся узнают лучше свои товарищей и самих себя. Использование разговора о чувствах и эмоциях обеспечивает необходимую при обучении иностранным языкам мотивацию учащихся. Они делятся информацией, которая имеет для них большое значение. С другой стороны, если они не хотят выражать свои эмоции по тому или иному вопросу, учитель должен уважать их чувства. В подобных случаях можно предложить им сделать доклад по другим, не столь деликатным темам, например: идеальный друг, идеальный выходной, идеальный учитель и т.д. При использовании этого приема даются задания описать то, как учащиеся чувствуют себя в той или иной ситуации, рассказать о своих чувствах, ощущениях в каждой из них. Затем дается задание расспросить соседа по парте, или делается установка на проведение группового обсуждения, с целью выяснения чувств и эмоций их одноклассников. Необходимые грамматические структуры и лексический материал могут быть записаны на доске.
Brainstorming (Мозговой шторм)
Группа или весь класс выдвигают свои идеи (в форме отдельных слов, предложений, развернутых высказываний и т.д.), по поводу определенной темы, вопроса или проблемы. Все предложения записываются без комментариев. Данный вид работы представляет работу по развитию навыка монологической речи на уровне сверхфразового единства. В дальнейшем список выдвинутых предложений используется для дальнейшей работы над темой. Список может также уточняться, могут отбираться лучшие идеи, может составляться список наиболее популярных, чаще встречающихся предложений. В дальнейшем на основе этих высказываний может проводиться работа по развитию неподготовленного монологического высказывания.
Decision making (Принятие решения)
Одной из разновидностей данной стратегии является постановка и обсуждение моральной проблемы ("moral dilemma"). Ученикам предлагается какая - та определенная ситуация в которой они могут повести себя так или иначе. Их задача высказать свое мнение и обосновать его. Логическая проблема ("logical problem") представляет собой предъявление ситуации в виде загадки. Задача учащихся найти объяснение, решение и обосновать его.