Цели:
- На основе изученных ранее фактов, а также знаний, приобретенных самостоятельно, обобщить и систематизировать героические страницы нашего прошлого, когда в самые трудные моменты истории происходило единение народа, помогавшее отстоять свободу и независимость нашего Отечества.
- Развивать умения и навыки: применять знания в нестандартной ситуации; высказывать аргументированную личную точку зрения; анализировать исторический текст; способность к интеллектуальному творчеству.
- Культивировать любовь и почитание своей страны, своего народа, истории, традиций. Способствовать воспитанию патриотических чувств, коммуникативной культуры, побудить к чтению исторической литературы.
Оборудование:
- Компьютер, видеопроектор, проекционный экран.
- Портреты Д. Пожарского, К. Минина, патриарха Гермогена, И. Сусанина, М. Кутузова, П. Багратиона, Д. Давыдова, Г.К. Жукова, фотография памятника Минину и Пожарскому.
- Таблички с памятными датами истории (1612, 1812, 1941–1945).
- Карточки-задания.
- Исторические источники (2 экземпляра);
- “Блиц-турнир” – варианты ответов (звездочкой отмечены правильные ответы).
- Контурные карты.
- Материал для конкурса “Внимание, портрет”.
- Материал для картинной галереи.
- Изображения военной экипировки XVII века.
- Запись музыкальных произведений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово ведущего
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. В самые трудные и судьбоносные моменты истории единение всех народов независимо от религиозной принадлежности помогало отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в начале XVII столетия, и в 1812 году, так было и в суровые годы Великой Отечественной войны. Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.
II. Мотивация
- Представление участников игры.
- Представление жюри (оценивают ответы, делают общие выводы).
- Вступительное слово учителя (цели, задачи игры).
III. Основная часть
Конкурс 1. Разминка „События и герои”.
Команды отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для разминки.
Команда 1:
- Город, в котором в сентябре 1611 года началось формирование ополчения, сыгравшего решающую роль в освобождении Москвы от поляков. (Нижний Новгород)
- Какую часть города и крепость взяли ополченцы 4 ноября 1612 года? (Китай-город и Кремль)
- Кто мог говорить такую речь перед согражданами: “Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших; не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!”? (Минин)
- Главное сражение Отечественной войны 1812 г. (Бородинское сражение)
- Этот поэт, начавший службу юнкером, дослужился до звания генерал-лейтенанта, был адъютантом Багратиона, воевал против Наполеона, именно он предложил проект партизанской войны, который был одобрен Кутузовым. Еще при жизни стал легендой, буквально покорил свое поколение. Пушкин, Вяземский, Жуковский, Баратынский и многие другие воспевали военный и поэтический талант, огромное обаяние и прямодушие, благородство и энергию неудержимого на выдумки гусара и партизана. О нем есть фильм “Эскадрон гусар летучих”. (Денис Давыдов)
- Эту битву Наполеон оценил так: “Доблесть в ней высказана наивысшая, а вот успех достигнут наименьший”. (Бородинское сражение)
- Этим героям поставлен памятник в 1818 году, считающийся первой монументальной скульптурой Москвы. (Красная площадь. Памятник Минину и Пожарскому)
- В честь победы над Наполеоном был выстроен в 1883 году памятник героям Отечественной войны 1812 года. Назовите памятник и имя архитектора. (Храм Христа Спасителя. К.А.Тон)
- Назовите даты Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.)
- Кто командовал Парадом Победы на Красной площади в Москве? (Г.К. Жуков)
Команда 2:
- Этому человеку принадлежат следующие слова в
Думе К.Ф.Рылеева:
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.(И. Сусанин)
- Его титул звучал необычно: “Выборный всею землею человек”. (Минин)
- Кто этот герой, почему его называют злодеем?
“Злодей! – закричали враги, закипев, –
Умрешь под мечами!” Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!”(Сусанин намеренно завел польских оккупантов в непроходимый болотистый лес, чтобы спасти Михаила от опасности)
- Что пожаловал в знак благодарности М.Романов потомству Сусанина? (Половину дворцовой деревни и освобождение от всех податей.)
- Партизанка Отечественной войны, крестьянка Смоленской губернии организовала отряд из подростков и женщин. Назовите ее имя. (Василиса Кожина)
- Она стала первой женщиной-офицером русской армии. (Надежда Дурова)
- Русский полководец из шотландского рода. Оценить его заслуги оказались способными очень немногие, однако он сумел укрепить армию и сохранить ее в единственно правильном плане отхода и соединения двух русских армий в Отечественной войне 1812 года, в народе получил оскорбительное прозвище “Болтай-да-и-Только”. (М.Б. Барклай де Толли)
- Этот герой Великой Отечественной войны ушел на боевое задание в звании капитана, а вернулся генералом. (М.И. Наумов – руководитель партизанской борьбы на Украине, не пропустил к Сталинграду 10 полнокровных дивизий.)
- Назовите самое крупное танковое сражение Второй мировой и Великой Отечественной войн. (Сражение под Прохоровкой.)
- Кто был Верховным главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны? (Сталин)
Жюри записывает полученные баллы и объявляет итоги.
Конкурс 2. Исторический источник
В 1714 г. Петр I подписал указ о создании в России
Кунсткамеры, где помимо прочего повелел собирать
„письма куриозные”, т. е. древних лет. Так было
положено начало официальному собиранию в России
исторических источников.
Мы предлагаем вам выдержки из различных
документов. Постарайтесь определить, о каком
именно событии идёт речь и объяснить ход ваших
рассуждений. За правильно названное событие вы
получаете 1 балл, за логику ответа – 2 балла.
Письмо 1.
“Се братия, грядеше к нам на утешение граду нашему и на очищение Московскому государству”. (Рати, пришедшие в Новгород, – формирование народного ополчения, напутствие Минина.)
Письмо 2.
“Чтобы быти им во всем послушными и не противиться ни в чем, а для жалованья ратным людям имать у них деньги, а если денег не достанет, имать у них не только животы их, но и жен и детей имая от них закладывать, чтобы ратным людям скудости не было”. (“Мирской приговор” (документ), по которому горожане обязывались обеспечить войско всем необходимым, составлен по требованию Д. Пожарского. Возможен ответ К. Минина.)
Команды работают с текстом 5 минут. Ответ команд. Слово жюри.
Конкурс 3. “Блиц-турнир” (устно)
Участвуют по одному представителю от групп.
Представители от команд должны ответить на 5
вопросов. При этом они могут попросить помощь
команды.
За все пять вопросов отвечающий может получить 5
баллов. Ответы фиксируют консультанты.
Вопросы для турнира:
1. Из-за неё в 1812 году русские солдаты убивали иногда своих же офицеров. Особенно ночью. Кто она?
А) Птица.
Б) Утончённая Жозефина.
В) Непроглядная темнота.
Г) Французская речь.*
2. Это оружие стало первым российским рекордом, занесённым в “Книгу рекордов Гиннеса”:
А) Автомат Калашникова.
Б) Танк.
В) Царь-пушка.*
Г) Реактивная установка “Град” (Катюша).
3. Во время Великой Отечественной войны многим советским солдатам приходилось лично открывать “второй фронт”. Что это означало?
А) Английская артиллерия.
Б) Американская тушенка.*
В) Советские объятия.
Г) Французские духи.
4. Козьма Прутков советовал: “Хочешь быть красивым...”. Что же следует сделать?
А) Покрасить губы.
Б) Заняться физкультурой.
В) Поступить в гусары.*
Г) Записаться в десант.
5. Эти два имени вошли в историю Второй мировой войны, что зафиксировано кинодокументальною записью. Их звали Полюс и Кумир. Чьи это имена?
А) Кони Жукова и Рокоссовского.*
Б) Собаки советских пограничников.
В) Кони Буденного и Тухачевского.
6. Где было создано временное правительство “Совет всей земли”:
А) В Новгороде.
Б) В Ярославле.*
В) В Костроме.
7. В 1941 г. защитники Москвы страдали от нехватки продовольствия. Решить проблему могли, по словам военного интенданта царской армии, “три “С”. Назовите их.
А) Сапоги, сухари, самокрутки.
Б) Спирт, сало, сухари.*
В) Сало, сухари, сапоги.
Г) Сапоги, смелость, сила.
8. “Советом всей земли” был учрежден герб. Какой?
А) Двуглавый орел.
Б) Два стоящих льва.*
В) Сокол.
9. Один из героев 1612 года благословлял ополченцев на борьбу с поляками. В 1914 году был прославлен как святой. Кто он?
А) Филарет.
Б) Дионисий.
В) Гермоген.*
10. В каком городе поставлен памятник И.Сусанину?
А) В Новгороде.
Б) В Ярославле.
В) В Костроме.*
Конкурс 4. Внимание, портрет
Узнай историческую личность. (Иван Сусанин <Рисунок 1>, Г.К. Жуков <Рисунок 2>, Д. Давыдов <Рисунок 3>, Д. Пожарский <Рисунок 4>, Н. Дурова <Рисунок 5>, Гермоген <Рисунок 6>, К. Минин <Рисунок 7>, Барклай де Толли <Рисунок 8>, П. Багратион <Рисунок 9>. (Портреты пронумерованы, каждой команде предоставлены 4 исторические персоны.)
Конкурс 5. Знатоки военно-исторической экипировки
За правильный ответ – 1 балл.
- Перед вами шлем XVII века. Его название способствовало появлению слова “ерихониться”, т.е. важничать. Носили его знатные и богатые. Как он называется? (Ерихонка) <Рисунок 10, 11, 12>
- С помощью этого оружия в XVII веке охранялись посольские приемы. Назовите его. (Посольский топор) <Рисунок 13>
- Часть древнерусского парадного доспеха из металлических пластин, надевалась поверх брони. (Зерцала) <Рисунок 14>
- Как назывался оруженосец-телохранитель? (Рында) <Рисунок 15>
Конкурс 6. Самый знающий биограф
Биографии тех, кто оставил в истории страны заметный след, – это в какой-то мере ключ к пониманию самой истории. По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить, о ком идет речь. За правильный ответ – 1 балл.
Портрет 1 (Патриарх Гермоген). Будучи патриархом в 1610–1613 г.г. как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, рассылал грамоты с призывом к всенародному восстанию против захватчиков. Поляки заточили его в подземную келью Чудова монастыря. Но он и там продолжал обличать интервентов. Озлобленный этим, Гонсевский, не смея открыто расправиться с патриархом, приговорил его к голодной смерти: на пропитание заключенному стали отпускать раз в неделю лишь сноп необмолоченного овса да ведро воды. Существует предание, что перед смертью, в глубоком подземелье, он сеял овес и поливал водой. Когда узнали о его смерти и открыли подземелье, то увидали Гермогена стоящим на коленях среди проросшего и уже зеленевшего овса. Похоронен он был в кремлевском Чудовом монастыре.
Портрет 2 (Кузьма Минин). “Муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен”. В лихую годину стал старостой, до этого торговал мясом и рыбой, был уважаем за честность. Когда понадобились средства для ополчения, он пожертвовал в казну свои сбережения, сумел быстро собрать чрезвычайный военный налог, вооружить горожан и запасти необходимое продовольствие. Он убеждал всех идти выручать Москву. В боях за Москву проявил высокие качества военного организатора и личную храбрость. За заслуги перед Отечеством был введен в состав Боярской думы. Умер в 1616 году, похоронен в нижегородском Спасо-Преображенском соборе.
Портрет 3 (Д.М. Пожарский): Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Фёдор был сослан, а имение конфисковано. Прадед Иван Баженев, друг Максима Грека, был казнён за вольнодумство. Мать воеводы состояла “верховной боярыней” при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с И. Болотниковым. Участник Первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей и командующих Второго земского ополчения и Временного правительства. Участвовал в войне с Польшей в звании второго воеводы. Был также воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском. Руководил приказами – Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным. В дни смертельной опасности, нависшей над Москвой в 1941 г., И.В.Сталин призвал советский народ вспомнить о его мужественном образе наряду с Александром Невским, Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым. Погребен в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре.
Портрет 4 (М.И. Кутузов). Происходил из старинного дворянского рода, ведущего свое начало от дружинника Александра Невского Гаврила Олексича, его праправнук получил прозвище от тюркского “вспыльчивый”, другой родственник за свой рост прозывался “Голенище”, нашему же герою был присвоен титул “Смоленский”, в результате чего фамилия стала тройной. За блестящие победы он был произведен в генерал-фельдмаршалы, знал семь языков, служил в пехотном полку А.В. Суворова.
Конкурс 7. Картинная галерея
В картинной галерее представлены портреты наших героев. Вы должны назвать имя художника и картину. За полный ответ дается 2 балла, за половину – 1 балл.
- “Кутузов принимает в Петербурге ополченцев”. С. Герасимов. <Рисунок16>
- “Смертельное ранение Багратиона”. А. Велхвадзе. <Рисунок17>
- “Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам”. А. Кившенко. <Рисунок18>
- “Военный совет в Филях”. А. Кившенко. <Рисунок19>
- “Дмитрий Пожарский”. В.Е. Савинский. <Рисунок20>
- “Г.К. Жуков”. П. Корин. <Рисунок21>
Конкурс 8. Реконструкция прошлого (домашнее здание)
От имени Кузьмы Минина, М.И. Кутузова или Г.К. Жукова составьте воззвание к народу, которое вы произнесете в тяжелую годину испытаний. Желательно подготовить костюм, отражающий ту или иную эпоху. Максимальное количество баллов за 1 часть задания – 5; за 2 часть – 5.
Конкурс 9. Знатоки карты
Отметить путь народного ополчения Минина и Пожарского из Нижнего Новгорода до Москвы на контурной карте. Обозначить города, через которые проходило ополчение. За правильный ответ – 1 балл.
Конкурс 10. Музыкальный ринг (звездочкой отмечены записанные музыкальные файлы)
Для той и другой команды звучит музыка. Вы должны назвать произведение и композитора. На размышление дается 1 минута. За правильный ответ 1 балл, если его нет, то за последующий вопрос дается 2 балла. Готовность к ответу определяется первым поднятым флажком.
- *Д. Шостакович. Седьмая симфония. <Приложение 1>
- *Музыка А. Журбина к фильму “Эскадрон гусар летучих”, 1980. Режиссеры Никита Хубов, Станислав Ростоцкий. В роли Дениса Давыдова актер Андрей Ростоцкий. <Приложение 2>
- *М. Глинка “Жизнь за Царя”. <Приложение 3>
- Музыка Ю. Шапорина к фильму “Минин и Пожарский”, 1939. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Минин – актер Александр Ханов, Пожарский – актер Борис Ливанов.
- *Т. Хренников. “Давным-давно”, музыка из кинофильма “Гусарская баллада”, режиссер А. Гладков при участии Э. Рязанова, 1962. По мотивам повести А. Гладкова “Давным-давно”, (О девушке-гусаре, Шурочке Азаровой, сражавшейся в отечественной войне 1812 года.) <Приложение 4>
- С.С. Прокофьев “Война и мир”.
- Музыка В. Овчинникова к фильму “Война и мир”, 1966. Режиссер С. Бондарчук.
IV. Подведение итогов
Слово жюри.
Материалы к уроку.
- История государства Российского: Жизнеописания. XVII век / Рос. нац. библиотека. – М.: Изд-во “Книжная палата”, 1997. – 478 с.: ил.
- История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII–XVIII вв. / РГБ. – М.: Изд-во “Книжная палата”, 1994. – 416 с.
- История государства Российского: Жизнеописания XIX век. Пер. пол. / М.А. Опалинская, С.Н. Синегубов, А.В. Шевцов; Рос. нац. библиотека. – М..: Изд-во “Книжная палата”, 1997. – 784 с.: ил.
- Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. А.Б. Драхлер. М.: 2001 г.
- Интернет-ресурс: http://www.sgu.ru