Цель: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие интереса к учению;
- освоения понятия “Одушевлённые и неодушевлённые существительные”;
- выработку навыков культурного общения.
ХОД УРОКА
Учитель: Объектом нашего исследования будет имя существительное. Мы знаем, что у каждого слова есть лексическое значение и грамматическое. Лексическое значение – это что слово называет (неживой предмет или живое существо) и об этом нам рассказывает основа слова. Носителем грамматического значения является окончание. Назовите грамматические значения имени существительного.
Дети: Это значение падежа, числа, рода (постоянное), одушевлённости, неодушевлённости.
Учитель: Мы сегодня поговорим об одушевлённости и неодушевлённости существительных. Попробуйте разобраться со словом стол. Сначала разберитесь с лексическим значением этого слова, а потом – с грамматическим.
Дети: Стол по лексическому значению – это неживой предмет. По грамматическому значению – неодушевлённое существительное, так как отвечает на вопрос что это?.
Учитель: Сравните лексическое значение этого слова с грамматическим.
Дети: Неживой предмет, неодуш. существительно, т. е. лексическое значение совпадает с грамматическим.
Аналогичная работа проводится со словами конь, паук, сын, лес, пень.
Учитель: Вы замечательно справились с этим заданием. Как же вы определяли грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительного?
Дети: По вопросам: одушевлённое – кто? неодушевлённое – что?
Учитель: Попробуйте разобраться со “страшным” словом мертвец.
Работу лучше проводить в группах .
Дети: Лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно: кто? или что?
Учитель: Давайте проверим, какие существительные по грамматическому значению мы отнесли к одушевленным, а какие к неодушевленным, а также грамматическое значение нашего слова мертвец.
Дети: одушевлённое – ед. ч., м. р., и. п.
неодушевлённое – ед. ч., м. р., и. п. или в. п.
мертвец – ед. ч., м. р., и. п.
Всё одинаково. Признаки различия выделить
нельзя.
Учитель: Согласны искать дальше признаки, по которым можно определить грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительных? Мы знаем, что у каждого слова есть ещё много его изменений. Как может изменяться имя существительное?
Дети: По числам, по падежам.
Учитель: Будем проверять?
Дети: Изменяем по числам:
кон[и] паук[и] сын[ы] |
стол[ы] пн[и] лес[а] |
мертвец[ы] |
Везде фонема [и], есть [а]. Единого признака не видим.
Изменяем по падежам:
И.п. Р. п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
паук |
стол[ ] |
Учитель: Сравните окончания существительных в каждом столбике.
Дети: Мы заметили, что у одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного.
Учитель: Вот вы и нашли признак по которому можно определить грамматическое значение одушевленности или неодушевленности существительных. Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одушевленности или неодушевленности слова мертвец.
Дети:
и.п. – мертвец;
р. п. – мертве[ца];
в. п. – мертве[ца].
Совпадают окончания родительного и винительного падежа, следовательно, это – одушевлённое существительное.
Учитель: Сравните лексическое значение этого слова и грамматическое.
Дети: По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое существительное.
Учитель: Как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим.
Для работы в группах можно предложить слово народ.
– Если вам понравилась работа, попробуйте в группах разобраться со словом матрёшка.
Дети выйдут на то, что открытый ими способ не срабатывает.
– Вспомните, как мы с вами изменяли слово. А есть ли ещё у слова какие-нибудь изменения?
Дети: Да. Во множественном числе тоже можно изменять по падежам.
Дети выполняют работу, находят совпадающие окончания.
и.п. – матрёшки;
р.п. – матрёш[ек];
в.п. – матрёш[ек].
Следовательно, это по грамматическому значению – одушевлённое существительное, а по лексическому – неживой предмет.
Учитель: Как видим, лексическое значение опять не совпадает с грамматическим. Давайте попробуем записать наш способ так, чтобы он был понятен и для нашего робота Сам Самыча.
Выслушать все предложения детей и выбрать самый удобный.
- одушевлённые существительные: окончания в.п. совпадают с окончаниями родительного падежа (в обоих числах или хотя бы только во множественном числе).
- неодушевлённые существительные: окончания винительного падежа совпадают с окончаниями именительного падежа (хотя бы в одном из чисел).