Цели:
- Формировать умение обосновывать написание путем подбора проверочного слова, распознавать в слове безударные гласные, подбирать проверочное слово и пользоваться им.
- Развивать умение различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные, выполнять звукобуквенный разбор слов, писать словарные слова, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать любознательность, активность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к птицам.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь-дорогу.
До клада тайного дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Опасности нас ждут,
Но знанья, дружба, память, ум
К победе приведут!
2. Минутка чистописания, сообщение целей.
На пути разрушен мост,
Да, Безграмотник не прост!
Чтобы мост восстановить,
Нужно буквы повторить.
На доске – текст:
Дуб зеленый над холмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буковки живут,
Нас к себе они зовут.
Учитель: Прочитайте четверостишие шепотом. Найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах.
Дети: В слове зеленый безударный гласный Е, проверочное слово зелень. В слове холмом безударный гласный О. Его можно проверить словами холм, холмик. В слове стоит безударный гласный О, проверочное слово стойка, постой.
Учитель: Все безударные гласные мы отыскали, чтобы мост восстановить?
Дети: В слове живут безударный гласный И, который можно проверить словами жизнь, живность, житель. В слове зовут безударный гласный О, проверочное слово зов.
Учитель: Запишите эти буквы в тетрадь: Е, О, И.
Какие еще буквы надо записать?
Дети: Еще надо записать букву А, так как звук А может быть безударным. Например: трава, глаза, старик, часы.
Учитель: Вот и буквы у нас в тетрадке
Или еще не все в порядке?
Дети: Гласная Я тоже может быть безударной (в словах мячи, ряды, глядит, тяжелый, мясной, пятачок и другие).
Учитель: Запишем и эту букву. Все теперь у нас в порядке, наши буковки в тетрадке.
Определите тему урока (Безударные гласные в корне слова). На уроке мы должны закрепить умение подбирать проверочные слова.
Как проверить безударный гласный в корне слова? (Повторение правила)
3. Словарная работа.
Мост мы с вами восстановили и привел нас мост куда? (На доске иллюстрация с изображением города)
Дети: В город.
Учитель: Вспомним словарные слова по теме “Город”. А для этого нам нужно выполнить такое задание – заменить предложение одним словом.
Крупный населенный пункт, торговый, промышленный и культурный центр. (ГОРОД)
Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. (ДОРОГА)
Промышленное предприятие с механизированными процессами производства. (ЗАВОД)
Надпись на письме с указанием места назначения и получателя. (АДРЕС)
Столица России, город-герой. (МОСКВА)
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (УЛИЦА)
На какой улице вы живете?
На какой улице расположена наша школа?
Прочитайте слово орфоэпически. Назовите первый слог, второй, третий. Назовите ударный слог. Какую гласную должны запомнить? Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Выполните звукобуквенный разбор слова УЛИЦА.
Учитель: Когда так говорят:
Будет и на нашей улице праздник? (И для нас наступит радость, торжество)
Зеленая улица. (Открытый, свободный путь для чего-либо)
На последующих уроках вы продолжите знакомство с новыми словами по теме “Город”.
4. Физминутка. (На доске появляется рисунок мухи)
Так откуда эта тень?
Ну, конечно, это лень
Прилетела нам мешать!
Как ее нам отогнать?
Я придумала, друзья,
Сделать упражнения!
Цапля.
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение дети повторяют несколько раз, каждый раз меняя ногу)
5. Повторение правила проверки безударных гласных.
С этими гласными нам нелегко:
“А” говорим, а писать надо “О”.
Ребята, давайте вспомним правило проверки безударных гласных в корне слова. Приведите примеры.
6. Работа с текстом.
Прочитайте текст.
В л…су мы слышим птичьи г…л...са. Но птички не только нап…лняют лес своим пением. Они сп…сают его от вр…дителей. Поэтому в…сной друзья леса развешивают на д…ревьях скв…речники. С новосельем, л…сные жители.
Учитель: Какую пользу приносят птицы?
Дети: Спасают деревья от вредителей. Мы любуемся внешним видом птиц, восхищаемся их пением.
(Слушание записи с голосами птиц)
Учитель: Выпишите слова с безударными гласными, вставьте пропущенные буквы.
В данном тексте говорится о том, как люди помогают птицам весной. А как мы можем помочь им сейчас, зимой?
Чтение учащимися стихотворения А. Яшина “Покормите птиц”
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: В зимнее время года надо обязательно подкармливать птиц, так как им под снегом очень трудно находить корм и они летят ближе к жилью человека. В садах, парках, на окнах домов вывешивают кормушки. Скажите, чем можно подкармливать птиц?
Чтобы наши птички не замерзли зимой, выполним такое задание. У вас на партах карточки с гласными буквами. Я называю слово с пропущенным безударным гласным, а вы мне показываете, какую букву надо писать в этом слове. Устно доказываем свой выбор.
7. Минутка здоровья. Упражнения для глаз.
8. Работа с учебником.
Учитель:
Безграмотник хитрый смеется опять
Учитесь детишки, я буду мешать.
В словах из учебника буквы стащил-
Вписать их попробуйте, хватит ли сил?
Сейчас мы, ребята, напишем слова
В словах безударная буква нужна.
Откройте учебник на стр. 93, упр. 248.
Самостоятельное выполнение упражнения учащимися в тетрадях.
Проверка – с помощью карточек с гласными буквами.
9. Итог урока.
Подведем итог. А поможет нам в этом стихотворение.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Помогите Безграмотнику найти и исправить ошибки в словах.
(На доске плакат с изображением Безграмотника и ошибками в словах).
Что на уроке вам сегодня понравилось? Чему учились на уроке?
10. Оценивание.
11. Домашнее задание: стр. 94, упражнение 250.
Урок окончен.