I. Введение
1.1. Условия для реализации личных прав человека на образование.
Россию великой державой сделали не газ или нефть, а её достижение в науке и технике. Решающим для жизнедеятельности любой страны становится человеческий ресурс, уровень его потенциала. В Республике Саха (Якутия) окружили государственной и общественной заботой образование, здравоохранение, науку и культуру, физкультуру и спорт, здоровый образ жизни людей, семью и детей, молодёжь и т.д.
Указами Президента республики были проведены Год образования (1997), Год молодёжи (1996), Годы детства и детского спорта (1999 – 2000).
Государство создает условия для реализации личных прав человека на образование. Во все времена люди были заинтересованы в освоении знаний, их применении, накоплении и передаче последующим поколениям. Но только во второй половине ХХ века проявилась закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, тем выше поднимается общество по пути цивилизации. Первый видный учёный из народа Саха Г.В.Ксенофонтов писал, что чем образованнее народ, тем он лучше живёт. В наше время конкурентоспособность стран стала напрямую зависеть от уровня интеллектуального потенциала общества, развития научно-образовательной сферы. Неслучайно в последние годы качество образования стало рассматриваться с позиций национального развития, национальной безопасности.
В образовательной практике нашей республики появилось много различных моделей образовательных учреждений с новыми концепциями, нестандартными подходами к формированию содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, иными стали и представления о качественных результатах образования.В школе стараемся активизировать, зажечь искорку творческого потенциала личности каждого учащегося.
В период становления суверенного государства в республике произошли глубокие качественные изменения в области образования, науки и культуры. Особое место в процессе преобразований занимала перестройка системы образования, её регионализация и демократизация, которые осуществлялись по двум основным направлениям: обновление и развитие национальной школы; усовершенствование системы высшего и среднего профессионального образования, подготовка научных кадров.
Основные идеи и принципиальные позиции политики в области среднего образования были сформулированы в Концепции обновления и развития национальных школ, утвержденной в мае 1991г. Её основополагающими принципами стали: реализация конституционного права обучения и воспитания детей на родных языках, начиная с дошкольного возраста и до окончания среднего учебного заведения; освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа; приобщение к мировой культуре и культурам народов Якутии; подготовка к жизни и труду современных реалий, создание реального многообразия в образовательной среде.
1.2. Познание – основа развития личности.
Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?
Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания – основа развития личности.
Путь к новой школе лежит через любовь. Философия образования старой школы опиралась на принцип классового подхода. Теперь задача школы – отречься от идеологии ненависти и утвердить любовь как идеологию. Учить наших детей – учить их жизни без насилия, без страха строить отношения по законам гуманизма, бережного отношения к человеку и человеческой жизни как высшей ценности.
Помочь понять детям, что без любви к человеку и к жизни не будет ни здоровых отношений, ни здорового общества, ни общественного прогресса, ни нравственной ориентации в познании добра и зла. Любовь – залог от деградации человечества.
И школа начинается с любви. Опыт школ Толстого, Сухомлинского, Монтессори тому подтверждение. Лучше этих школ – школ воспитания на любви и без насилия. Настоящая педагогика – это и есть наука о любви. “Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему” (Ю.Азаров).
Ещё один путь к новой школе лежит через утверждение правды – правды во всем: в содержании образования, особенно истории и литературы, в отношениях между учителем и учениками, между родителями и детьми, во всех проявлениях школьной жизни. Избавиться от фальши, показухи, двойной морали, от расхождения между словом и делом. Вопрос правды – это вопрос нравственного выбора между правдой и кривдой, добром и злом, честью и бесчестием. Новая школа – школа правды, чести и совести. Главный смысл в свободе, в любви и правде.
В свете новой философии образования мы рассматриваем: не “лепить”, а развитие творческого потенциала, оберегая в ребенке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу.
II. Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности
Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.
Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.
Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной школы – школы личностного развития и самосовершенствования.
Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий как внутри семьи, между семьями, районами, селами, группами сел, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам.
Цели и задачи новой школы
Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Главные задачи:
- научить мыслить (развитие интеллекта);
- воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
- здоровье (физическая закалка).
Научить мыслить:
- развитие мыслительных способностей учащихся;
- обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
- формирование познавательных интересов;
- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
- выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Воспитание чувств:
- научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;
- формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;
- индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;
- развивать коммуникативные качества личности.
Здоровье:
- физическая закалка детского организма;
- систематическое занятие физкультурой и спортом;
- квалифицированная диспансеризация детей;
- постоянный медико-психологический контроль.
Бесконечное возникновение и образование нового характеризует непрерывный процесс самодвижения личности. Это активный, саморегулирующийся процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.
Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.
Количественное и качественное расщепление, распутывание, наращивание внутреннего положительного потенциала личности (С.Д.Поляков), который при благоприятных условиях переходит в актуальное (Т.И.Артемьева). Перевод из потенциального в актуальное происходит в соответствии с внутренними законами актуализации, опирающимися на внутренний потенциал психобиологического.
Если собственный природный, возрастной и т.д. потенциал человека умножается на способность своевременно включаться в социальные структуры и процессы, на активность личности, то её жизненное движение и развитие оказывается оптимальным. Следовательно, нравственные ценности усваиваются легче при условии воссоединения социального и природного.
Термин “развитие” применим к нравственности человека. Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.
- потребности как первичное в развитии, возвышении интересов, мотивов, чувств;
- нравственные представления ребенка, возникающие в ходе его взаимодействия с миром, на основе которых формируются нравственные убеждения;
- эмоционально-волевая сфера ребенка как основа его нравственных качеств. Чувства и воля являются интегрирующим началом, увязывающим в единую целостность все компоненты нравственной сфере.
Нравственное развитие – это не выработка отдельных качеств личности (честности, ответственности, совестливости), а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. Характер отношений проявляется в эмоциональных переживаниях, адекватном поведении, в соответствии сознания и поведения.
Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуума и поэтому глубоко индивидуален.
Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность. Субъективность среды есть потенциал для дальнейшего нравственного развития личности.
Мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.
Целевые ориентации.
Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:
- цели государственной образовательной политики;
- региональные социально-воспитательные цели;
- цели развития данной школы;
- цели, как планируемые результаты развития личности школьника.
Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”, “Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”):
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
- разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.
Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:
- включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
- формирование доминанты саморазвития и самосовершенствование личности;
- развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;
- приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;
- включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
- организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО “В новое тысячелетие” они сформулированы так:
- научить учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать.
2.1. Основные противоречия, существующие в системе образования:
- несоответствие социальных потребностей общества с деятельностью функционально-организационных структур образования и с результатами их работы;
- унифицированное содержание образования и личностные интересы и способности обучающихся;
- большой объем профессиональных знаний и ограниченное время обучения в конкретном образовательном институте, а также быстрое “старение” полученной информации;
- преобладающие объяснительно-иллюстративно способы преподавания и поисково-исследовательская сущность познания;
- доминирование фронтальных форм обучения не в полной мере учитывающих индивидуальные способности усвоения знаний школьником и студентом;
- преобладание специальных знаний и умений в системе преподавания и недостаточное внимание гуманитарным дисциплинам и гуманизации образования;
- финансирование образования по остаточному принципу и дороговизна получения высококачественного образования.
Поэтому, в системе среднего и высшего образования должна использоваться дидактическая система особого рода, дающая необходимый минимум профессиональных знаний, а главное – способность выпускникам к самообучению, умению добывать нужную информацию самостоятельно, а также организовывать свою деятельность кооперативно для большей активности труда. Именно открытость образовательной системы позволит сформировать эти необходимые способности, умения и навыки.
Указанные проблемы носят государственный характер и каждая рассматривается даже не одно столетие. Они будут актуальны еще долго и решать их следует исходя из конкретных условий и требований времени.
2.2. Становление личности - центр образования.
Этап становления новой образовательной парадигмы, в основе которой личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира. Большое значение придается образовательным технологиям.
Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – функция жизни.
Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают три основные вида деятельности:
- значимая деятельность, которая способна повлиять на “вхождение в собственный внутренний мир”, деятельность по совершенствованию себя;
- общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности, где акцент делается на глубинное общение, вызревание “коммуникативного ядра”;
- деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.
Цели воспитания ориентируются на формирование социальности личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению, в пространстве саморазвития, в пространстве “взросления”, идет очеловечивание человека, где ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в констекте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Сначала неумело и нерешительно, в силу недостаточно развитого опыта субъектности. Затем этот опыт обогащается и осознанно реализуется в субъектной позиции: субъект сначала собственной учебной деятельности, а затем и своей становящейся жизни, тем самым ориентирует человека на развитие его возможностей как личности – на активный личностный рост. Таким образом, деятельностный аспект, как одна из подсистем индивидуальной культуры, должен быть направлен на изменение предметности человека, изменение его отношения к собственной деятельности. Данные подсистемы индивидуальной культуры личности – субъекта могут быть реализованы в условиях гуманизации образовательного пространства. Как вызревание образа “Я”, образа мира, образа мыслей, образа действий, образа жизни и дают ответ на вопрос: какова моя социальная роль. Чувство моего переживания, внутреннее мое состояние, в какой я позиции, каков уровень моего самосознания,когда содержание образования прикасается к личности всей своей полнотой, как культура, которая определяет более высокий уровень социализации личности.
2.3. Формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания.
Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Обновление советского общества привело к тому, что многие традиционные для нас запреты оказались сегодня устаревшими. Есть ценности, которые определяются законом, средой, обычаями, всеобщим одобрением. Есть ценности, которые “дают” семья, социум, средства массовой информации, сама жизнь и само учреждение.
На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и деятельности, ценность паритетности отношений, ценность общения. Таким образом, факты индивидуальной культуры личности соотносятся с принятой системой ценностей и, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.
Этапы развития, где само развитие рассматривается как социализация и инкультурация человека, воспитание индивидуальной культуры личности субъекта, приспособление к культуре, адаптация и защита собственного “Я”.
III. Работа с детьми путь проб, ошибок, счастливых открытий
Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
Э. Кант
Цели:
- Создать и поддерживать у учащегося доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личности самой себя.
- Помощь в самоопределении, саморазвитию, т.е. должна создать условия для развития учащегося как личности.
- Развивать познавательные интересы через соответствующую организацию внеклассной работы.
Задачи:
- Помочь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения.
- Ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического роста.
Работа с детьми путь проб, ошибок, счастливых открытий.
Воспитание успешно, если оно системно. С одной стороны, это – система психолого-педагогическая, и влияет она на учащихся не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы). Но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках школы).
Главный критерий эффективности системного воспитания личности – развитие личности учащегося.
Родители доверяют нам самое ценное детей, свою надежду, своё будущее.
Мы воспитываем из детей завтрашних людей и в силу этого обязаны проектировать качества наших воспитанников, прививать им лучшие черты личности, взгляды и привычки, нормы и навыки поведения.
В школу приходят дети в значительной степени сформировавшимися как личности – в той степени, в какой это обеспечено воспитанием в начальной школе.
Разумеется, этот “материал” ещё достаточно пластичен и податлив для последующей “лепки” в положительную или отрицательную сторону. Важно не упустить их, помочь им развиваться, не допустить нежелательные качества.
Воспитание направляется на творческое развитие и обогащение интеллекта, но и на формирование благородных моральных и эстетических качеств – готовности отдавать свои знания людям, трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни.
Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни. Атмосфера творчества, исследования – важная черта коллектива. Формирование воспитания влияния коллектива на личность зависит от того, чем и как живет коллектив.
От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову. Учитель – благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.
3.1. Изучения классного коллектива по системе “Познай себя”.
С этой целью начали I шаг (в 5 кл.) изучения классного коллектива по системе “Познай себя”. Руководствуясь высказыванием В.А.Сухомлинского: “Первый и наиболее важный результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе”.
Постаралась понять, вникнуть в их психологию. В течение года учащиеся оценивали себя по 13 аспектам:
- Моё полное имя.
- Мне нравится.
- Мой телефон.
- Мой день рождение.
- Что мне по душе.
- Путь к силе.
- Мои особые чувства.
- Цель моей жизни.
- Меня раздражает.
- Я – глазами.
- Вот кем я был и почему.
- Если бы я был…
- Несколько моих ярких воспоминаний.
Главное было выявить собственные положительные качества, потенциалы, способности. Рассмотрение в самом себе таких нравственных качеств, как доброта, честность, совестливость, порядочность. Выявление и осознание собственных отрицательных, нежелательных качеств.
Изучение психологии личности проводили при помощи тестов в виде домашнего задания, самоанализов качеств. Каждый аспект обязательно анализировала, доводилось до сведения родителей, проводила индивидуальные беседы с родителями, с ребёнком, некоторые вопросы обсуждали на классных часах.
Вели всестороннюю организацию интеллектуально – познавательной деятельности на уроках, вне урока.
Учеба школьника – это прежде всего интеллектуальная работа, в результате которой ученики развивают свои творческие способности, приобретают знания и практические навыки. Творчески умственные способности развиваются там, где знания включаются в интеллектуальную жизнь коллектива, становятся средством духовного общения личностей.
Интеллектуальные взаимоотношения – самые крепкие, самые длительные. Благодаря им обогащается духовная жизнь коллектива, умственные интересы переплетаются с интересами дружбы, товарищества. Без мысли, без умственного интереса, без стремления познавать не может быть богатых коллективных взаимоотношений.
Провели выставку “Осенняя фантазия”, которое впоследствии становится традиционным и конечно радует то, что с каждым годом ребята становятся изобретательнее и активнее. Также с 5 класса взяли в шефство прабабушку, бабушку Дениса. Ребята с удовольствием помогают, общаются с бабушками. Провели диспут “Что значит быть бережливым”, проводили рейды по состоянию учебников, помогали библиотекарю школы по ремонту учебников, книг.
Классные часы: “Мир моих увлечений”, “О взаимоотношениях в классе”, часы общения по этике, игры по станциям.
- Кто хочет стать миллионером?;
- Веселые старты 5 “а”;
- Брейн Ринг по сказкам Пушкина 5 “а”;
- Пионербол 5 “а”;
- Леди класса;
- Джентльмен класса;
- Шашечный турнир 5 “а”;
- День здоровья;
- День мам;
- Папа, мама, я – спортивная семья;
- День бега;
- Выпуск газет;
- Интеллектуальный марафон;
- Новогодний маскарад;
- Спортивное “Поле чудес”;
- Олимпиада по русскому языку, математике;
- Бизнес игра;
- Базар головоломок;
- Веселая минутка в 1 “б”;
В ходе изучения психологии учащихся выявила интересы, склонности и способности ребенка, старалась сформировать правильное отношение к себе, к одноклассникам.
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | ||
1. | Добросовестно и в срок выполняют задания | 8 | 14 | 15 |
2. | Задания выполняют не всегда | 7 | 4 | 3 |
3. | Не выполняют | 2 | - | - |
4. | Проявляет настойчивость и сам доводит дело до конца | 8 | 10 | 12 |
5. | Пасует перед трудностями | 9 | 7 | 4 |
6. | Проявляет любознательность, самостоятельность | 13 | 15 | 16 |
7. | Уважает окружающих людей | 14 | 15 | 16 |
8. | Проявляет уважение только в узком кругу | 4 | 3 | 2 |
9. | Груб, невнимателен | 3 | 1 | - |
10. | Инициативен, активно участвует во всех делах | 10 | 14 | 15 |
11. | Может поставить личные интересы выше | 9 | 5 | 3 |
12. | Уважением не пользуется | 3 | 1 | - |
3.2. Самовоспитание по системе “Сделай себя”.
Достигнутые условия для выделения ребенком качеств своей личности из единства с поступками, для их осознания как причин своих достижений или неудач, для самовоспитания создаются лишь в подростковом возрасте.
Поэтому в 6 классе работали по системе “Сделай себя”, т.е. самовоспитание.
Достигнутый уровень позволяет школьнику посредством качеств характеристики собственных поступков оценить свои возросшие умственные и физические силы. Это касается прежде всего взаимоотношений с друзьями, девочками и мальчиками, занятий в свободное время, стремления к самостоятельности.
И с этой целью были подобраны темы классных часов, коллективно творческих дел и темы родительских собраний.
И в конце года были обнаружены положительные изменения в поведении, они стали добросовестно выполнять свои обязанности, улучшили успеваемость, активнее стали участвовать в общественной работе.
Все, без исключения были ответственны за ту или иную деятельность в классе, и с этими работами справлялись. Были такие например, ответственные за библиотечным делом, за интеллектуальные игры, за информационную работу и т.д. Каждый в течение года отчитывался перед коллективом за свою работу.
Стали за год более активны не только в работе класса, но и школы, более инициативнее, сплоченнее.
3.3. Личностная нестабильность семиклассников.
Одним из особенностей 7-классников является личностная нестабильность.
Возраст этого года называют затянувшимся кризисом: в нем накладываются, пересекаются физические, физиологические, психологические, социальные неравномерности развития. С одной стороны они с удовольствием принимают участия в различных мероприятиях, а с другой – бунтуют против всего. Стремятся во взрослую жизнь.
Думаю, что только в ответственности, в долге проявляется то, на что способен человек. Самое главное, чтобы в этих взаимоотношениях никто не чувствовал себя слабым, беззащитным, вечно опекаемым.
Поэтому работа велась по системе “Научи себя учиться”, с целью сформирования сознательного отношения к учению, ознакомить учащихся с методами и приемами самообразования, составляем индивидуальные планы самообразования, планирование работы на день, на неделю, на месяц, разбор социальных ситуаций.
IV. Заключение
От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову.
Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.
Использованная литература:
- М. Е. Николаев. Образование – абсолютная ценность общества. Якутск - 2003 г.
- А. П. Николаев, В.В. Ушницкий и др. Республика Саха (Якутия): путь к суверенитету. Якутск – 2000 г., стр. 251.
- Р.Е.Тимофеева, Д.М.Винокурова, Д.Е.Винокурова, Е.П.Тимофеева. Активизация человеческих ресурсов жителей Хангаласского улуса РС (Якутия). Чапаево – 2004 г., стр. 54.
- Журнал “Наука и школа” - №4, 1999 г., стр. 30.
- Журнал “Школьные технологии” - №1,2 – 1999 г., стр. 105.
- Журнал “Развитие личности” - №2, 1999 г.
- Этнос. Образование. Личность. Издательство ИПКРО, 2003 г.
- Журнал “Народное образование” - №1, 1993 г.
- Журнал “Открытая школа” - №3, 1998 г.
- Г.К. Селевко. Руководство по самовоспитанию школьников.