Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся. Наша обязанность – развивать их способность не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать в них радость познания.
Исходя из этого, становится ясно, что активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения является одной из важнейших на сегодня как дидактических, так и общественных проблем. Данная проблема не нова, но достаточно актуальна.
Для решения я постановила перед собой следующую цель: выявить и развивать способности каждого ученика, сформировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями средней школы, способную адаптироваться в условиях новой жизни.
Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи:
- считать одним из приоритетных направлений деятельности – включение в традиционную систему обучения элементов нестандартной методики;
- конкретизировать содержание обучения с учетом возможностей и запросов учащихся, корректировать учебные программы с учетом дифференцированного обучения;
- определить оптимальные формы и методы преподавания для подготовки к самостоятельной деятельности учащихся организации учебного процесса;
- разработать адекватную методику преподавания в классах со средним уровнем обученности;
- создать благоприятный психологический микроклимат вокруг учащихся.
Основу моей деятельности составляют следующие принципы:
- Принцип гуманизации дифференциации обучения. Это предполагает наиболее полную реализацию способностей учащихся при адекватной дифференциации форм, методов и средств учебного процесса.
- Принцип добровольности. Он реализуется учителем в выборе программ и методик обучения.
- Приоритет понимания, мыслительной деятельности над заучиванием и действиями по аналогии.
- Принцип компетентности учителя. Он предполагает готовность учителя к теоретическому и практическому совершенствованию с учетом запросов ученика и общества.
Пробудить у ребенка интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным и радостным – нелегкая задача для каждого учителя. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хорошо знать учебный предмет, необходимо также владеть педагогическим мастерством, уметь активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно, сделать процесс познания увлекательным.
Семнадцать лет работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК методическим системам, но творческим подходом к их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельно в решении поставленных задач.
Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научит учащихся творчески мыслить лишь тот, кто сам творчески подходить к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям.
Совокупность форм, методов и средств обучения и воспитания, а также организационная структура при активизации речемыслительной деятельности учащихся обуславливает следующие шаги моей деятельности:
Первый шаг – изучение новинок передового педагогического опыта и современных технологий, основательное продумывание каждого урока. Считаю необходимым основательно продумывать каждый урок, чтобы провести его как единое, с четкими установками, направленными на развитие мыслительной и речевой активности учащихся, с обоснованными переходами от этапа к этапу.
Мой девиз: “Пусть урок будет не только полезным, но и интересным!”
Планируя урок, продумываю его основательно, максимально воздействующее на учащихся и обеспечивающее использование языка как средства общения. Комбинирую материал разных уроков в один новый, связывая его с жизненными ситуациями, предусматриваю индивидуальные задания различного характера. Особое внимание уделяю организации самостоятельной работы учащихся (парами, тройками, группами, коллективно, индивидуально), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого.
Второй шаг – создание адаптивной модели применительно к учащимся 5-11 классов.
Критерии - учебные возможности учащихся.
Средства - нормы, задаваемые на:
5-6-7 классы | |||
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | НАВЫКИ | |
А. | Активизация лексических единиц по изучаемым темам, акцентируя внимание на использование схем по составлению грамматически правильных предложений (высказываний). | Расширение умения за счет знаний, а именно умение устанавливать ассоциативные связи, использовать аналогию и перенос, делать выводы и обобщения. Ведущее место занимает диалогическая речь. | Отработка деятельности использования
умений в нестандартных ситуациях. Самостоятельная деятельность. |
Б. | Выполнение требований учебных программ. | ||
8-9 классы | |||
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | НАВЫКИ | |
А. | Углубленное изучение грамматики на материале текстов страноведческого характера. | Расширение умения за счет знаний, требующих логического мышления, создания системы ориентиров, необходимых и достаточных для осуществления деятельности чтения. | Отработка деятельности использования
умений в нестандартных ситуациях. Самостоятельная учебная деятельность. |
Б. | Выполнение требований учебных программ. | ||
10-11 классы | |||
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | НАВЫКИ | |
А. | Более широкое ознакомление с современным миром с использованием дополнительной литературы. | Расширение умений за счет знаний, требующих многовариантного решения. | Обработка деятельности использования умений в нестандартных ситуациях. |
Б. | Выполнение требований учебных программ. |
Третий шаг – дифференциация методик (А и Б), средств обучения на основе выполнения разных уровней учебных требований.
А. Самостоятельная работа с учебником, дополнительной литературой. Уроки – консультации, уроки-телемосты, уроки-конференции, уроки-путешествия и т.п.
Б. В соответствии с программными требованиями. Занимательные элементы применения средств эмоциональной разрядки. Использование мер дифференцированного группового подхода к слабоуспевающим учащимся.
Одним из верных средств, как показала практика, являются нестандартные формы и приемы работы. Они наиболее действенные, т.к. при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться.
Как же “нестандартность” урока и отдельных его этапов выглядит на деле?
Каждый момент процесса обучения нуждается в выборе таких форм, приемов и методов, которые подходят к данной теме, к данному классу и, наконец, к данному учителю. Так как время учителя и учеников ограничено, необходимо определить приемы интенсификации, обеспечивающие более напряженный и производительный труд в единицу времени.
Одной из эффективных форм активации речемыслительной деятельности учащихся является групповая форма работы, позволяющая значительно увеличить их языковую практику, развивать их творческую инициативу. Материалом для групповой работы служат упражнения и тексты учебника, представленные учащимися в форме возможного общения. Обязательное условие - краткое ознакомление слушателей с ситуацией. Это делает консультант.
Практика оправдала создание самостоятельных наглядных пособий, т.к. они включают в себя опоры для говорения и, в конечном итоге, стали своеобразной программой для говорения. Это пособие эффективно, надежно, удобно. Из самостоятельных наглядных пособий заслуживают внимания символы темы в форме ярких, образных, ориентирующих на основное содержание темы рисунков, плакатов, аппликаций, знаков. Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной деятельности игра “Угадай-ка!”, карточки для которой находятся в красочных пакетах. В старших классах игра несколько видоизменилась, стала называться “Что? Где? Когда?!” Считаю результативными условиями, приемы и формы работы, которые обеспечивают желание учащихся выполнить каждое задание. Зачастую это ролевая игра, в которой участвуют все, т.к. она интересна каждому сюжетом и темой.
Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми, важно понять каждого, уметь увидеть их глаза, не терять ход их мыслей, “шагать” вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить школьников учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу.
Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспитанию осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы – единое целое, заинтересованы и работоспособны, целенаправленно идем к решению поставленных задач. Пути решения их у нас зачастую нестандартны. Нестандартность бывает “чисто нашей”, т.е. найденной мною и детьми, иногда же мы применяем приемы, рекомендуемые авторами УМК, но вносим в них “изюминку”, что-то добавляем, например, установку на выполнение заданий.
Основным материалом, подлежащим усвоению является материал учебника, но работа с ним организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе ролевой, группами, индивидуально, коллективно.
Каждому из нас свойственная неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же прием длительное время невозможно, т.к. от него устают и дети, и учитель. А новая установка как заряд на работу позволяет активизировать каждого. Можно дать задание: прочитать текст, а можно сформулировать его иначе: чтение на конкурс, чтение как подарок классу.
Ощутимую помощь учащимся оказывают нестандартные установки, приемы и формы работы с грамматическими упражнениями. Так научить учеников употреблять глаголы, выражающие предметную направленность авторы УМК предлагают в течение нескольких уроков, я же веду ее на одном уроке “ромашкой”, “дарю” ее детям. Мы “перелетаем” с лепестка на лепесток, с глагола на глагол, применяя различные игровые приемы. Один из них “У меня в кармане гвоздь!”. Взяв за основу любое детьми стихотворение, разбиваю учеников на группы, определяю консультанта в каждой, предлагаю им интересный и удобный вариант тренировки в употреблении глаголов.
Иногда класс превращается в улицу, на которой каждый ученик встречает массу знакомых, завязываются короткие беседы.
На уроке дети не скованны. Учу их пользоваться жестами, мимикой, двигаться по кабинету. Так тренировку в спряжении глаголов и склонении притягательных местоимений превращаю в упражнения-действия. Подкрепляю произносимое показом, жестами, добиваюсь тем самым осмысления явления в целом, его скороспешного усвоения, умения практического применения. Нестандартные установки, приемы и формы работы использую на всех этих этапах.
Например, в VI классе учеников следует ознакомить со степенями сравнения имен прилагательных, легко и быстро усваивают они массу прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях, если мы “отправляемся” в путешествие в незнакомую страну, где видим один город большой, другой больше, третий – самый большой, улицы в нем – одна широкая, другая шире, третья – самая широкая. В таком предъявлении запоминают прилагательные, подлежащие усвоению. Об этой же поездке они слушают рассказ на немецком языке. При этом их задача – наблюдать, определить суффиксы, сформулировать правило. Далее, как всегда, следуют интересные упражнения. Например: Остановитесь. Оглянитесь вокруг себя. Ищите! Сравнивайте!
Нестандартные приемы оживляют урок, помогают ученика быстро и осмысленно усваивать лексический и сложный грамматический материал. Эмоциональный настрой, необычность, таинственность и сказочность приобщают к работе каждого.
Впереди – тренировка в употреблении этих имен существительных. Один из ее вариантов – игра “Угадай-ка!”. Яркий пакет с карточками, рисунками, записями. Угадай-ка, кто лежит в пакете? (Именительный падеж). Угадай-ка, чей хвост, уши, голову я нарисовала? (Родительный падеж). Угадай-ка, кому мужчина дает корм? (Дательный падеж). Угадай-ка, кого рисует Тиль Уленшпигель? (Винительный падеж). Угадать хочется каждому, активны все. А ведь изучается сложная грамматическая тема – слабое склонение имен существительных. Быстро с пониманием всех оттенков значений усваиваются модальные глаголы, если на урок “приходят” хорошо известные детям своим характером и поведением герои мультфильмов: старуха Шапокляк, Чебурашка, Мистер Фикс и другие.
Очень результативны опережающие задания, с помощью которых классу предъявляется новый материал в форме “подарка” или “сюрприза”, но, конечно, с соответствующей установкой.Например: Постарайтесь понять разговор матери и сына, определить грамматическую форму, в которой вела беседу мама, обратите внимание на второе и последнее места в реплике сына. Данную установку получили учащиеся, еще не зная о том, что они будут знакомится с грамматической временной формой Futurum. Позднее они с моей помощью сделают очень точные выводы об образовании данной формы.
Было бы неправильно думать, что нестандартные установки, приемы и формы работы носят только развлекательный характер. Игра по-своему серьезна, т.к. она является средством достижения цели, содержит то новое, что подлежит усвоению или тренировке в употреблении, в ходе игры или по ее завершении можно провести анализ, сделать обобщения, выводы, организовать практическое применение изучаемого материала.
Итак, стремясь активизировать мыслительную, речевую деятельность каждого, воспитать думающую и творчески действующую личность, использую приемы и формы работы, позволяющие достичь этого.