Цели:
- используя русский народный календарь, познакомить детей с традициями русского народа, связанные с днём Сретенья, с явлениями природы и деятельностью людей в этот период;
- познакомить с понятием “одушевлённые и неодушевлённые существительные”.
ХОД УРОКА
Звучит русская народная песня “Четыре ветра” в исполнении И.Банковского – дети вслушиваются в слова песни, перед каждым текст песни.
Четыре ветра
(русская народная песня)
– Ой, ты, братец ты мой, ветер с по'лудня,
Раздуй, разгони, разбросай тучу чёрную.
– Ой, ты, братец ты мой, ветер с во'схода,
Раздуй, разгони, разбросай тучу страшную.– Ой, ты, братец ты мой, ветер с во'схода,
Раздуй, разгони, разбросай тучу грозную.
– Ой, ты, братец ты мой, ветер северный,
Раздуй, разгони, разбросай тучу смертную.Очнись, земля, разбуди поля,
На четыре ветра расцветай, земля!
Беги, вода, из-под снега, льда,
На четыре ветра выходи, вода!Шуми, река, заливай берега,
На четыре ветра выходи, река!
Заря ясна', весна-красна,
На четыре ветра приходи, весна!
I. Вступительное слово учителя
– К чему обращается певец в русской народной песне? (К ветрам, дующим со всех четырёх сторон, чтобы разбудили они землю холодную, заснеженную.)
– К чему призывает певец в конце песни? (Приди, Весна)
– Народ устал от долгих зимних дней и поэтому своими песнями призывал долгожданное возвращение весны, её тёплых и ласковых дней, ожидая возрождения природы, а значит, и начала земледельческих работ. Сегодня наш урок будет посвящён встрече зимы и весны. С давних пор этот день считался первой встречей весны. “Зима с весною встретилась” – гласи?т пословица. Слово “встреча” означает в переводе на греческий язык “сре'тенье”.
II. Подготовка тетради к работе
– Какие названия имел в старину месяц февраль? Февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли лю'тенем, сне'женем, вьюгове'ем, но давали и ласковые названия: бокогрей, сва'дебник.
Запись в тетрадях:
Февраль – лютень, снежень,
вьюговей, бокогрей, свадебник
Показ правильных соединений букв: Фев, ал, ют, еж,
вью, бок, ре, вад
– Как вы думаете, почему? (Лютый – очень холодный, вьюговей – богатый метелями, вьюгами, свадебник – традиционно свадьбы на Руси справлялись после Святок до Масленицы)
– Назовите слова, в которых количество букв и звуков неодинаково. (Февраль, лютень, снежень, вьюговей)
III. Работа по теме урока
– Так как у нас урок русского языка, то не будем забывать и про орфограммы. На материале народоведения познакомимся с признаком имён существительных.
– Что такое имя существительное?
Дети дают хором определение.
– Я хочу поделиться с вами, ребята, своей находкой при подготовке к этому уроку. Послушайте, пожалуйста, слова старинной песни, которую пели наши прабабушки:
Пришёл месяц-бокогрей.
Землю-матушку не грел – бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику Морозу Морозычу…
Ты, Морозко, не серчай, из деревни убегай –
Что за тридевять земель, что за тридесять морей!
Там твоё хозяйство ждёт тебя – заброшено,
Белым снегом запорошено,
За ледяными печатями,
За семью железными замками
Да за семью засовами!
– Понятно теперь, почему февраль имеет такое интересное название “бокогрей”?
Сре'тенье.
Запись на доске и в тетрадях.
– Этот праздник, посвящённый весеннему солнышку, празднуют 15 февраля. В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому оставаться. Морозы чередуются с оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. На улице ещё зима, а люди радуются наступлению весны. В старину говорили: “Солнце – на лето, зима – на мороз”.
Запись предложений:
В этот день зима с весной встречается. Солнце – на лето, зима – на мороз.
Диалог Зимы с Весной исполняют две ученицы в соответствующих платьях и коронах.
С Весной Зимушка повстречалась,
О здоровьице всё справлялась:
– Ой, здорова будь, Зима снежная!
– Бью челом тебе, Весна тёплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
– Потому что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная.
Я же тёплая и приветливая,
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
– Недаром русская пословица гласит:
Зима кончается, весна начинается.
Запись в тетради, подчеркнуть антонимы.
Подбор родственных слов к словам “зима”, “весна” – устно
- Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовщик, зимующие…
- Весна – весенний, веснянка, веснушки, веснушчатый…
– Обычно ребятишки ещё до восхода солнца выбегали на “сугробы” закликать солнышко, просили его показаться:
Солнышко – батюшка, покажись, покажись!
Из-за гор-горы поднимись, поднимись!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут, по сугробам скачут.
Солнышко – вёдрышко, выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
– Давайте и мы с вами поддержим эту традицию русского народа. Сделаем физминутку.
IV. Физминутка
– Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх, приветствуя светило)
Выкатись на брёвнышко! (делают руками круг над головой)
Сделай тепло, всем светло! (наклоняют круги из рук вправо и влево)
Дай нам мотыльков! (имитируют руками взмах крыльев бабочки)
– Если солнышко выходило, значит, весна
откликнулась, и первая встреча с ней прошла
благополучно. Если этого не случалось, то нужно
было ожидать суровых февральских морозов.
В этот праздник было принято кататься на санках.
С гор без страха летели на санях дети и взрослые,
т.к. считалось, что соприкосновение с землёй
приносит счастье и богатый урожай. В это же время
играли последние свадьбы.
Основной обычай праздника встречи весны – это
гадание по погоде. Испокон веку люди следили,
какая в этот день погода, и делали свои выводы (пословицы
на доске):
- Какова погода на Сретенье – такова и весна будет.
- На Сретенье капель – урожай на пшеницу.
- На Сретенье снежок или мороз – весна будет поздняя и холодная, если тепло – весна ранняя и тёплая.
- Если в этот день не проглянет солнышко – ожидай ещё морозов.
– Какая примета подойдёт к сегодняшнему дню? Что ожидать нам от природы? Назовите имена существительные, данные в пословицах. Запишем их в столбик. Прочитаем хором эти слова. На какой вопрос отвечают все эти слова?
что? погода |
Имена существительные, которые
обозначают |
– Дополните список своими примерами по теме “природа”.
– На какой ещё вопрос отвечает имя существительное? (Кто?)
– Подготовьте место для второго столбика. Есть ли в данных пословицах слова-существительные, которые отвечают на вопрос кто? Я повторю некоторые отрывки из своего рассказа о праздновании в старину данного праздника, а вы определите, какие слова отвечают на вопрос кто? Попробуйте дать определение, какие существительные называются одушевлёнными.
кто? ребятишки |
Имена существительные, которые обозначают
живые предметы и отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. |
V. Закрепление
– Для закрепления полученных знаний поработаем устно. Я буду называть словарные слова, а вы покажите карточку с вопросом, на который они отвечают.
У каждого ученика карточки с вопросами кто? или что?.
Молния, родители, пилот, метель, заря, облако, ястреб, комар, проталина, тренер, лисица, поляна, ветер, медведица
VI. Домашнее задание
– Предлагаю вам, пользуясь словарём В.И.Даля, выписать 5 пословиц, в которых есть имена существительные – одушевлённые и неодушевлённые предметы. Над словами укажите вопрос.
Например: Дружный табун (что?) и волков (кто? кого?) не боится.
VII. Итог урока
– Что узнали на уроке?
– Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?
– Спасибо всем за урок. На память об уроке я дарю вам небольшую картинку о встрече зимы и весны.