Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции. Из опыта работы

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Play, play, for your locks will grow grey-

Ch. S. Calveriey.

В настоящее время приобретает характер массового увлечения обучение иностранным языкам, особенно распространяется раннее обучение: в начальной школе и даже в дошкольных учреждениях. Между тем вопрос о целесообразности такого шага остается дискуссионным. Напомним не потерявшие значения слова великого русского педагога К.Д.Ушинского: “Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак прежде того, пока будет заметно, что родной пустил глубокие корни в духовную природу дитяти”. [ 3]

Психологами было доказано, что игра “оправдывает” переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Но новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в частности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. В своей работе я рассматривала вопрос, соответствует ли использование игровой методики новым требованиям.

Обучение английскому языку на начальном этапе направлено мной на воспитание и развитие творческой личности средствами иностранного языка. Процесс практического овладения языком рассматривается как средство общения.

Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету.

Не могу не согласиться с утверждением выдающегося педагога Л.В. Занкова, что каждый учитель должен сохранить детскую активность внутренней психической деятельности, вызывая в ребенке живой интерес к своему предмету.

Каждый человек в жизни, открывая для себя какие-то истины, вырабатывает определенные правила, которых придерживается в своей работе. Наблюдая за детьми на уроках, я определила для себя роль дирижера, а моих учеников – оркестр, каждый их них – музыкант. От того, насколько профессионально владеет мастерством дирижер, зависит работа оркестра. Поэтому самое главное на начальной стадии обучения, считаю, научить ребенка “слушать” и “слышать”. В словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение этих понятий:

“слушать - направлять слух на что-нибудь. Слушай, что тебе говорят (т.е. принимай во внимание)”;

“слышать – различать, воспринимать что-нибудь слухом…, замечать, чувствовать разговор”. [ 1]

Как же вызвать живой интерес ребенка и научить “слушать”?

Поэтому принимаю на себя роль дирижера, ведущего ролевую игру. Такой курс обучения призван способствовать формированию у учащихся навыков иноязычного общения в ситуациях, естественных для детей начальной школы.

В ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Задачи, которые ставит учитель для достижения своих целей, должны быть сформулированы с двух позиций: 1) с позиций ребенка - что он должен сделать, чтобы цель была достигнута и 2) с позиций учителя - какой материал должен быть изучен, какие задания должны быть даны ребенку, как должен быть построен учебный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута.

В психологической концепции игровой деятельности игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежит в самом процессе ее осуществления. Игровые технологии на начальном этапе обучения обеспечивают длительный характер усвоения знаний, навыков и умений.

Учебной мы называем игру, используемую в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

Используя игру на учебных занятиях, учитель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях.

Важно построить правильно обучение иностранного языка на начальном этапе.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно на начальном этапе) отличают:

- более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала;

- наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения;

- отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке, даже при наличии необходимых навыков;

- сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др.

Однако необходимо учитывать, что у учащихся начальной школы еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Данные виды памяти активизируются с помощью:

ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д.

Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста. Это позволяет избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать много) и ограниченным языковым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики).

Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования большого количества ролевых игр.

Идея поиска какого-то одного, универсального метода, способного решить весь комплекс учебных задач, является утопичной. Необходимо разработать не отдельные методы обучения, но их систему, органически вписав ее в традиционную систему обучения.

Игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.

Учебная игра должна быть целенаправленной. Необычность формы проведения занятий, ее нешаблонный характер способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения.

Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения иностранному языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для общения. Это дело творчески работающего учителя. Однако следует отметить, что для опытного учителя весьма непросто подобрать такой игровой материал, который носил бы истинно речевой характер, а игровые действия соответствовали бы психолингвистическим особенностям различных видов речевой деятельности.

Будучи введенной в систему традиционного обучения учебная игра осуществляет несколько функций: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

Игра применяется как средство наглядности и как упражнения. Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом учеников.

Следует заметить, что эффективность формирования и развития интеллектуальных умений по иностранному языку находятся в зависимости от системы учебных игр.

Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.

Некоторые игры, которые могут быть использованы на начальном этапе обучения:

- фонетические игры;

- лексические и грамматические игры.

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх. Поэтому следует выделить несколько типов коммуникативных игр:

- коммуникативные игры, в основе которых лежит методический прием ранжирования;

- коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся;

- коммуникативные игры, предполагающие группировку или подбор подходящих вариантов;

- коммуникативные игры на поиск пары;

- коммуникативные игры – интервью;

- ролевые игры.

При обучении на начальном этапе особое место я определяю ролевой игре.

По своей сути игра способствует освоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и происходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитие интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. Она также дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников. Игра способствует развитию воображения, умению наблюдать, быстро и точно реагировать на игровую ситуацию.

Игра имеет две цели:

1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач;

2. Деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься учащимся от реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку (что немало важно для ребенка в начальной школе!).

И, последнее, позволяет не только проявить способность, но и совершенствовать их.

Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому, разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно.

Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующее:

I. Игры по изучению алфавита:

1. Перебрасывание мяча, называя букву алфавита в режимах учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;

2. Называя алфавит, добавить фразу (“A” is for apple, etc);

3. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить его;

4. Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы (name the letters from the right and from the left);

5. Подписать строчные буквы к заглавным и заглавные – к строчным (см. приложение 1);

6.Подписать пропущенные буквы (см. приложение 1);

7. Исправить порядок следования букв в алфавите;

8. Найти ошибки в записи алфавита;

9. Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву, задавая вопрос: “Is it the letter “A”?” etc;

10. Послушай и хлопни в ладоши, если в телеграмме есть ошибка (телеграмма из букв алфавита);

11. Хлопни в ладоши при произношении гласных букв (буквы со звуком [ i:] , [ e] , [ ei] , [ ai] , etc)

При этом ошибки, которые преднамеренно допускает учитель – не его, а того сказочного героя или куклы, которая всегда помогает вести игру на уроке (“Они допустили ошибки, потому что спешили, долго гуляли, играли на компьютере, не выспались, не выучили урок и т.д.”, - комментирует учитель).

II. Лексические игры также очень важны. Например:

1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы (Is there the letter … in it? etc.);

2. Учебники нового поколения (альтернативные), по которым работают учащиеся нашей школы, имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;

3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма (таких упражнений также достаточно в альтернативных современных учебниках. Я составляю достаточное количество заданий для учащихся на каждый урок, которые интересны для моих учеников).

Например:

- “Вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова” (см. приложения 2,3 и 5);

- “Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова” (см. приложение 4);

- “Найди выделенное слово” (см. приложение 6)

III. Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и затренировывать основные грамматические формы:

1. “Врата”: активизация всех видов вопросительных предложений, лексических единиц и речевые образцы можно тренировать у доски, где два ученика образуют ворота. Остальные задают вопросы:

Do you…?

Can you…?

How many…? etc.

Если вопрос поставлен верно, врата отвечают:

“The gate is open”.

Если нет: “The gate is shut”.

2. “Guess it” (Угадайка)

Is it a cat?

Is it a van?

What colour is it? etc.

IV. В отдельную группу выделяются ролевые игры, диалоги, полилоги. Учебник “Excellent”, по которому сейчас я работаю, имеет специальную рубрику “Cartoon time”. Она нравится учащимся, потому что в ней они встречаются с героями любимых мультфильмов.

Имея специальные бумажные куклы для обыгрывания “мультфильмов”, учащиеся с удовольствием подражают героям. И дети еще не изучив весь алфавит, начинают говорить!!!

Можно сделать “шапочки” с картинками героев, которые одеваются на голову ученикам при обыгрывании мультфильмов.

Так же поможет магнитная доска и фланелеграф.

Игровая деятельность не всегда в состоянии целенаправленно развивать ребенка, поэтому необходимо сочетать игровую деятельность с серьезными занятиями. Учитель должен увлечь ребенка занятиями, поэтому они должны быть занимательными. Серьезность занятий, трудности в познании не являются помехой для желания изучать, познавать новое. Помехой может оказаться принуждение к серьезности. Учитель должен сохранить за ребенком чувство свободного выбора.

Примеры использования занимательных заданий на уроках английского языка:

II класс

- рассели буквы и звуки по своим домикам

- составь из букв слова

- найди лишнее слово в списке

- составь из слов предложение

- составь из фраз диалог

- распредели предложение на четыре - пять смысловых групп

- составь из предложений связный рассказ

- составь кроссворд по теме

- прочитай и найди соответствующий ответ каждому вопросу

- прочитай ответ и придумай вопрос к нему

- прослушай предложение и подними карточку, с которой будет начинаться соответствующий вопрос

III класс

- составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение

- сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры

- прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности

- прочитай начало предложения и найди соответствующий конец

- прочитай начало предложения и придумай конец

- составь диалог на заданную тему

- составь вопросы для интервью на заданную тему

- составь анкету для выяснения заданной информации

- составь меню

- грамматические игры типа “карты” (вопрос-ответ, схему составления предложений и вопросов).

Вышеперечисленные приемы и задания должны носить системный характер. Говоря словами профессора В.П. Кузовлева: “Там где система, там результат”. [ 2]

Наша школа, как и многие школы России, работает по западным альтернативным учебникам. Не могу не согласиться с “минусами” этих учебников, цитируя слова профессора Е.И. Пассова, что многие учебники Запада “имеют лишь зачарованную глянцевую обложку, но нет сути дела. Здесь же, к слову, скажу только одно: методической системы в них не просматривается: никакой последовательности упражнений, их комплексов, стадиальности усвоения и т.п. Грамматико-ориентированный (конечно, аутентичный) материал, прикрытый “фиговым листом” коммуникативности, организованный, в лучшем случае, содержательно”. [ 2]

Прием ролевой игры и дополнительно предлагаемые задания помогают облегчить процесс обучения.

Таким образом, мне кажется, нельзя не согласиться с высказыванием одного из виднейших педагогов Герберта, которое звучит следующим образом: “Скука - враг преподавания”. Действительно, интерес учащихся к занятиям, является одним из условий хорошей успеваемости. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет, детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни. Общение, организованное на основе игрового сюжета, носит истинный характер, коммуникативность в данном случае настоящая.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд-во “Русский язык”, Москва, 1990 г. стр. 731.

2. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. Изд-во НОУ “Интерлингва”, 2003 г. стр. 1, 56.

3. Ушинский К.Д. Сочинения. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1942, Т.2.

4. Cameron, L. 2001. Teaching Languages to Young Learners, Cambridge University Press.

5. Gunter Gerngross and Herbert Puchta. 1999. Playway to English. Cambridge University Press.

6. Vale, D., A. Feunteun. 1999. Teaching Children English. Cambridge University Press.

7. Williams, M., R.L. Burden. 1997. Psychology for Language Teachers. Cambridge University Press.