Серия практических занятий для детей 5-6 лет по формированию понимания "Принципа сохранения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ход занятия:

Дети, сегодня мы с вами отправимся в научную лабораторию, но не на экскурсию, а в качестве научных сотрудников. Кто такие научные сотрудники? Чем они занимаются? (Ответы детей). Вот и мы с вами сегодня будем научными сотрудниками, у каждого из вас будет своя лаборатория. До нашей лаборатории надо на чем-то доехать, на чем? (Ответы детей). На чем мы поедем вы узнаете, когда соберете из разных частей – целое (получается автобус). (Все атрибуты рассчитаны на каждого ребенка - 10 человек). В сопровождении веселой музыки все дети встают друг за другом и продвигаются к своей лаборатории (места за столами, которые оборудованы всем необходимым для экспериментов).

Эксперимент №1.

Цель: Сформировать у детей понятие о сохранении количества жидкости.

На столах у детей по два одинаковых сосуда с равным количеством воды.

- Что вы видите на столах? Какие сосуды? Сколько в них воды? (Ответы детей).

Теперь перелейте из одного сосуда воду в другой (сосуды отличаются по форме и размеру).

- Где воды стало больше? Почему? Идут рассуждения детей.

Воспитатель подводит итог: количество воды не изменилось, т.к. изменили только сосуд. В какой бы сосуд мы не переливали бы воду, ее будет столько же, сколько и в первом сосуде, несмотря на разный уровень в сосудах.

Эксперимент №2.

Цель: Сформировать у детей понятие о сохранении объема вещества.

Дети, у вас на столах лежат два кусочка глины. Какие они? (Ответы детей). Да, они одинаковые.

Давайте теперь изменим форму одному из них, вытянем его.

- Какой кусочек стал больше? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель объясняет детям, что какую бы форму мы не придали этим кусочкам, они все равно будут одинаковыми, т.к. масса у них одинаковая.

Выводы всегда, по каждому эксперименту, дети должны повторять сами, для усвоения и закрепления материала.

Эксперимент №3.

Цель: Сформировать у детей понятие о сохранении длины предметов независимо от их расположения.

Дети, у вас на столах лежат две палочки. Какие они? (Ответы детей).

А теперь мы возьмем одну палочку и положим ее вот так.

- Что теперь можно сказать о палочках, какая палочка длиннее? (Ответы детей).

Воспитатель объясняет детям, что в какую бы сторону мы не положили палочку и как бы мы ее не положили, они все равно будут одинаковой длины. Проверить это утверждение можно с помощью приема наложения (одну палочку кладем на другую, края равняем. Эту проверку делают дети самостоятельно). Делают вывод по окончании эксперимента.

Эксперимент №4.

Цель: Сформировать у детей понятие о сохранении площади.

Дети, перед вами лежат две фигуры. Какие они? Что это может быть? (Ответы детей).

Воспитатель: Это колхозные поля. Пришло время сеять пшеницу. Первый хозяин засеял все поле, а второй решил половину поля засеять пшеницей, а вторую половину кукурузой.

- Как нам с вами это изобразить на наших полях? (Ответы детей). Да, мы возьмем одно поле и разрежем пополам (разрезаем один квадрат пополам и кладем части в разных сторонах, части у всех детей получаются разные).

- Какое поле получилось больше, у первого хозяина, или у второго? (Ответы детей).

Воспитатель объясняет детям, что поля остаются одинаковыми, на сколько бы частей их не разделили, на какое бы расстояние эти части не положили друг от друга, т.к. изначально они были одинаковыми.

Эксперимент №5.

Цель: Сформировать представление детей о сохранении количества предметов.

Дети, у вас на столах стоят чайные пары. Посчитайте, сколько блюдцев и чашек отдельно. Сколько их? (Ответы детей). Да, их поровну.

- А теперь расставьте чашки отдельно от блюдцев, в разных направлениях, как вы хотите.

- Что теперь стало с посудой? Чего стало больше? (Ответы детей).

Воспитатель объясняет детям, что чашек и блюдцев поровну, т.к. мы поменяли только расположение посуды. При этом ничего не добавляли и не убирали, следовательно, их столько, сколько и было изначально. В доказательство снова соединяем чайные пары.

Воспитатель подводит итог занятия.

Предложенные эксперименты можно брать как часть занятий и как целое практическое занятие. Перед проведением таких занятий необходимо провести предварительную работу на развитие логического мышления, умение детей проводить сравнительный анализ, обогатить знания детей об окружающей действительности.