Открытый урок по курсу “Мир вокруг нас”. 3 класс.
Цель данного курса – воспитания гуманной, творческой, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Тема урока: “Почему воду нужно беречь и охранять?”
ЦЕЛЬ: закрепить знания о свойствах воды. Дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, к воде; воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.
ОБОРУДОВАНИЕ. Книги А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, “Экология для младших школьников” - хрестоматия, таблицы, рефераты по профессиям, задачи на карточках, схема выпадения кислотных дождей, глобус, хлор, пробирки для опыта, ткань, указка.
Доска с записями.
Тема урока: “Почему воду нужно беречь и охранять”?
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово УЧИТЕЛЯ.
“Ребята, на прошлом уроке, вы узнали, что вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, вода - растворитель. В природе вода находится в 3 состояниях: жидком, твердом, и газообразном.
Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня.
“Вода сок жизни на земле” - Леонардо да Винчи.
Сегодня мы проводим урок по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий ( на доске записаны ), которые выступят со своими сообщениями. Ученики из дополнительной литературы искали сами сообщения, готовясь к уроку.”
III. Обсуждение темы урока.
УЧИТЕЛЬ. “Первыми к обсуждению приглашаются биологи.”
БИОЛОГ 1 – Ученик. “Если взглянуть на глобус (показывает), больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм человека, в том числе и кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.” (Демонстрируется опыт).
На доске вывешивается СХЕМА 1.
ВЫВОД: “Мы видим, что вода входит в состав любого организма”
БИОЛОГ 2 - Ученик. “Вода – дом для множества растений и животных.
(Смотрим схему 2).
Как связана их жизнь с водой?
При недостатке воды жизнь живых существ сильно разрушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды – не более 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.”
БИОЛОГ 3 – Ученик. Читает стишок.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
УЧИТЕЛЬ. “Вывод такой, что вода – это жизнь! Своими мыслями поделится с нами инженер
ИНЖЕНЕР” - Ученик.
“ Вода – друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли… Вода – важный помощник для человека!”
УЧИТЕЛЬ: “Есть на Земле места, где вода - на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?”
УЧЕНИКИ: “Морская вода непригодна для питья” .
УЧИТЕЛЬ: “Молодцы! Представим слово экономисту, у которого к нам несколько вопросов.”
ЭКОНОМИСТ. – Ученик. “1 кубометр воды весит тонну (1000кг.), а поднять его могут 15 – 20 человек или подъемный кран.”
Объясняет по схеме 3 (на доске).
ЭКОНОМИСТ: “ Детям предлагается решить экономические задачи.
Задача 1. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки, за 10 дней и т. д.?”
Дети решают задачу и дают ответ.
УЧИТЕЛЬ. “Часто в жизни люди забывают о цене воды, о том. Что для жизни нужна только чистая вода. “Вода – дороже золота”. Послушаем историка”.
ИСТОРИК - Ученик предложил послушать старинную легенду об армянском каменотесе. Как быстро высох родник и вскоре “высохла” вся деревня.
УЧИТЕЛЬ: “Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитаем пословицы, придуманные разными народами, которые ценили воду”. Читаются пословицы учащимися и объясняют смысл пословиц.
См. таблицу 4.
(Выслушиваются ответы детей).
УЧИТЕЛЬ: “Свою точку зрения выскажет”.
ЭКОЛОГ – Ученик: “Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде… Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы и вода не успевает самоочищаться”
УЧИТЕЛЬ: “ Слово краеведу”.
КРАЕВЕД – Ученик: “Мое стихотворение относится к нашей местности – водоему.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая…,
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.”
УЧИТЕЛЬ: “Подробнее о заболеваниях вызванных загрязненной водой. Мы узнаем у врача. Но прежде проведем физкультминутку”.
ВРАЧ: “Почему нельзя пить воду сразу из под крана, которая хлорируется, чтобы погибли в воде болезнетворные микробы.”
УЧИТЕЛЬ. “Я вам покажу опыт, как хлор действует на различные ткани”
Демонстрирует как кусочек ткани белеет под воздействием хлора.
ВЫВОД ДЕТЕЙ. “Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Лучше пить отфильтрованную или отстоявшуюся кипяченую воду”.
УЧИТЕЛЬ. “У нас присутствует синоптик”.
СИНОПТИК – Ученик расскажет нам по схеме, почему нельзя гулять без зонта под дождем . (Смотрим схему 5).
Приводятся примеры “мертвых озер” где вода непригодна для жизни.
Вывод такой: Кислотные дожди огромный вред приносят природе, здоровью людей. Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (самолеты, мосты, машины).
ИТОГ УРОКА.
УЧИТЕЛЬ. “Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?”
ВЫВОД. ДЕТИ говорят и подтверждают записью на доске:
- Вода входит в состав любого организма.
- Вода – это жизнь, красота , здоровье.
- Вода – помощник человека.
- Количество воды ограничено.
- Вода загрязняется.
УЧИТЕЛЬ, выставляя оценки всем учащимся: “ Хорошо потрудились, нашли много интересного. Молодцы!”.
Всем звучит призыв :
“О, люди мыслю я!
У всех, у нас
Есть мать одна,
По имени ПРИРОДА! ”.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Прочитать статью для закрепления полученных знаний и записать выводы в тетради.
“Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства!” В. А. Сухомлинский.