Цели:
Обучающие:
- дать представление о симметрии и оси симметрии;
- научить находить ось симметрии у плоских фигур (геометрические фигуры, буквы, рисунки)
воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, умение видеть красоту симметричных фигур;
- воспитывать положительные чувства через “очеловечивание” симметричных фигур (сердце).
Развивающие:
- развитие речи, внимания, памяти, исследовательских навыков (метод проб мыслительного и практического характера);
- развитие мелкой моторики. Развитие навыков работы с бумажным материалом, линейкой, ножницами.
По окончании урока учащиеся должны:
иметь представление:
- что такое симметрия?
- что такое ось симметрии?
- о методах обнаружения симметрии геометрических фигур.
знать:
- слово симметрия, словосочетание ось симметрии (смысл, звучание, правописание);
- перечни симметричных фигур, их названия.
уметь:
- определять симметричность плоской фигуры методом “сгибания” восстанавливать фигуру по ее симметричной части (путем совмещения оси симметрии со сгибом материала);
- уметь применять ось симметрии для изготовления поделок (из бумаги, ткани)
использовать:
- представление о симметрии для изготовления поделок.
видеть, чувствовать:
- красоту симметричных объектов реального мира.
Оборудование:
для учителя:
- набор геометрических фигур
- таблички с новыми понятиями (симметрия, ось симметрии)
- рисунки симметричных и несимметричных фигур)
- образец поделки “Сердце”
для учащихся:
- наборы симметричных и несимметричных геометрических фигур с нанесенными на них осями симметрии и другими линиями. (Приложение №1);
- шаблоны сердца;
- ножницы, лист красной бумаги, простой карандаш.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте ребята! Начнем урок математики.
2. .Проверка готовности учащихся к уроку (проведена на перемене)
3. Эмоциональный настрой на работу
Говорит учитель: - Я умный! Повторяют дети: - Я умный!
- Я внимательный! - Я внимательный!
- Я все могу! - Я все могу!
- Я верю в вас!
4. Организация внимания.
У.: Посмотрите внимательно на картинки. Запомните их вместе с номерами.
(В течение одной минуты дети запоминают рисунки и их номера)
У.: Какая картинка расположена под № 2? 7? 1? 4? 6?.3? 5?
5. У.: Давайте разогреем наши пальчики, они помогут нам сегодня сделать важные открытия.
Устроим гонки слонов. Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние ноги. Вытянутый вперед средний палец – хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Прыгать и касаться хоботом стола слону строго запрещается.
II. Постановка проблемы.
На магнитную доску вывешиваются геометрические фигуры.(См. ниже)
У.: Разбейте эти фигуры на две группы.
Дети пробуют известные им способы: по форме – нельзя, по размеру – нельзя, по цвету – нельзя.
У.: Какой у вас возникает вопрос?
Д.: Можно ли выполнить задание?
– Это ловушка?
– Если задание выполнить можно, то как?
III. Выход из проблемной ситуации.
У.: Я вам попробую помочь. Работать будете в парах. Возьмите конверт. (Приложение №1). В нем такие же геометрические фигуры как на доске.
У.: А что интересного вы на них заметили?
Д.: Мы заметили какие-то линии.
У.: Как вы думаете для чего они?
Д.: - Может быть они нам и помогут?
У.: Что вы предлагаете делать?
Д.: Среди предложений детей обязательно появляется предложение согнуть фигуры по этим линиям.
У.: Попробуйте. Что интересного вы заметили?
Саша и Маша: Мы заметили, что есть линии при сгибании по которым, части фигур совпадают, а есть линии, при сгибании по которым, части фигур не совпадают. Дети демонстрируют свои открытия.
У. (обращаясь к другим детям): Проверьте выводы Саши и Маши. Вы согласны с ними?
Д.: Да.
У.: Саша и Маша сделали важные открытия. Линии при сгибании по которым части фигур совпадают называются осями симметрии. (На доску вывешивается табличка)
- Ребята, а как по вашему будут называться фигуры имеющие такие линии?
Д.: Дети предлагают свои варианты.
У.: Люди договорились называть их симметричные фигуры. (На доску вывешивается табличка с новым понятием)
У.: Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д.: Тема урока: “Симметричные фигуры. Ось симметрии”.
(Тема прочитывается орфографически, обращается внимание на правописание)
У.: Что называется осью симметрии?
– Какие фигуры называются симметричными?
–Чему вы должны научиться сегодня на уроке?
Д.: Научиться самим находить ось симметрии.
- Мне интересно узнать, какие фигуры называются симметричными?
- Где в жизни применимы новые знания?
IV. Применение новых знаний.
У.: Сегодня мы найдем ответы на многие ваши вопросы. А сейчас, давайте вернемся к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока.
– На какие две группы можно разбить эти фигуры?
Д.: На симметричные и несимметричные.
У. – Давайте выполним эту работу.
Д.: - Большой зеленый треугольник это симметричная фигура, потому что имеет оси симметрии. (Ученик помещает эту фигуру под тему урока.) ….
- Так на доске появляется две группы фигур: симметричные и несимметричные.
У.: А есть ли симметрия в окружающих нас предметах? (Гипотезы) Перед вами иллюстрации различных предметов (вырезанные), попробуйте найти среди этих предметов симметричные.
Практическая работа, в результате которой на доске группа симметричных фигур пополняется: лист, бабочка, стрекоза, морская звезда, снежинка, жук, здание Московского государственного университета им. Ломоносова, кастрюля, стакан, орнамент, буквы русского алфавита.
У.: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Она есть у многих творений природы: листья, бабочки, стрекозы, морские звезды, снежинки, жуки.
Симметрия есть и в дошедших дл нас картинах древних художников. Много симметрии и в архитектурных сооружениях. Ярким примером может служить здание Московского государственного университета им. Ломоносова.
Во все времена люди стремились сделать свое жилье, одежду, посуду красивыми. Для украшения использовали различные орнаменты. В основе которых тоже симметрия.
V. Изготовление поделки - сердечко.
У.: Подумайте, на каких уроках, где мы можем использовать симметрию?
(Гипотезы детей)
У.: Сегодня, пользуясь симметрией, мы сделаем небольшую поделку… Подумайте, что это может быть? (Показываю шаблон – половинку сердца)
Д.: Это сердце.
У.: Почему такой шаблон?
Д.: Половинки у сердца одинаковые
Выполнение поделки по плану:
- Возьми лист красной бумаги.
- Сложи его пополам.
- Приложи шаблон линией симметрии к сгибу, обведи
- Вырежи.
- Разверни. У тебя получилось сердце.
У.: Дети, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?
Да, бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки.
Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”.
– Что это значит? Про каких людей так говорят?
– А слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”?
Наши сердца, как настоящие волшебники, для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советчик. А иногда и приказчик. Когда мы спокойны – оно бьется ровно, когда мы сердимся – оно бьется учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”– просит оно. У вас добрые сердца дети. Приложите руку к сердцу.
Скоро, 14 февраля, люди отметят День Святого Валентина. Это день любви. Праздник всех влюбленных. Возьмите это сердце, частичку вашей души и подарите ее дорогим, близким вам людям.
VI. Итог урока.
У.: Какие фигуры называются симметричными?
Д.: Фигуры имеющие одну или несколько осей симметрии.
У.: Что называется осью симметрии?
Д.: Это линия при сгибании по которой части фигуры совпадают.
У.: Назовите фигуры имеющие одну? Две? Три? Бесконечное число симметрий?
У.: Как обнаружить ось симметрии? Сколько симметричных букв в слове симметрия?
Д.: Обнаружить ось симметрии можно путем сгибания. В слове симметрия пять симметричных букв.
У.: Люди каких профессий используют понятие симметрии в своей работе?
VII. Д\З:
- нарисовать симметричное животное;
- составить перечень симметричных фигур в вашей квартире.