Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Урок практическая работа с использованием компьютера.
Цели:
- Повторение свойств функции.
- Повторить элементы исследования функции, правила нахождения производной и построение графика функции.
- Применение электронных таблиц на практике: составление таблиц, построение графика функции.
- Построение математической модели для решения уравнения. Нахождение корней уравнения в интегрированной среде Turbo Pascal.
- Развитие исследовательской, творческой, познавательной, деятельности учащихся.
Опорные знания:
- Функция
- Производная
- Формула
- Абсолютная, относительная, смешанная ссылка.
- Диаграмма, объекты диаграммы
- Программа
- Стандартные математические функции в Turbo Pascal.
Оборудование:
- Проектор
- Компьютер
- Локальная сеть
План урока:
- Организационный момент.
- Разминка (повторение).
- Исследование функции (работа в группах).
- Анализ выполненной работы.
- Подведение итогов.
Ход урока
Вводное слово учителя математики.
Графики любых функций строятся по точкам, но в тех случаях, когда вид графика заранее неизвестен, эти точки надо выбирать со смыслом – уметь выделять особо важные точки графика, которые определяют его структуру к особо важным точкам графика функции y = f(x) относятся:
- стационарные точки и критические точки,
- точки экстремума,
- точки пересечения графика с осями координат,
- точки разрыва функции.
В тех случаях, когда речь идет о построении графика незнакомой функции, когда заранее не возможно представить вид графика, полезно применить определенную схему исследования свойств функции, которая помогает составить представление о ее графике, когда представление составиться, можно приступить к построению графика по точкам.
Разминка (устно).
Ученикам предлагается привести примеры функций удовлетворяющих некоторым свойствам. В скобках приведены возможные ответы на вопросы.
1. Приведите пример функции
a) четной (у = х4, у = cosx)
b) нечетной (у = х7, y = sinx)
c) одновременно четной и нечетной (у = 0)
2. Приведите пример функции
a) возрастающей во всей области определения (у = х5)
b) убывающей во всей области определения (у = - х7)
c) как возрастающей, так и убывающей (у = х2 + х)
3. Приведите пример функции
a) не имеющей наибольшего значения, но имеющей наименьшее значение (у = х2)
b) не имеющей наименьшего значения, но имеющей наибольшее значение (у = - х2, у = 4 – х6)
c) имеющей и наибольшее, и наименьшее значения (у = sinx)
d) не имеющей ни наибольшего, ни наименьшее значения (у = х5)
4. Приведите примеры функции, график которой:
a) не пересекает ось Ох, но пересекает ось Оу (у = х2+1)
b) не пересекает ось Оу, но пересекает ось Ох (х = 3)
c) пересекает обе оси координат (у = 3х - 8)
d) не пересекает ни ось Ох, ни ось Оу ()
e) пересекает ось Ох в двух точках, а ось Оу в одной точке (у = 4 – х2)
Исследование функции (работа в группах).
Для исследования ученикам предлагаются функции:
1.
2.
Класс разбивается на три группы.
(При необходимости можно разбить группу на две подгруппы, каждая рассматривает по одной функции.)
Первой группе предлагается исследовать функции, найти корни уравнений аналитическим способом и построить графики этих функций.
Слово учителя информатики.
Алгебраические уравнения, которые рассматриваются в школе, решаются или аналитически или графически. При аналитическом способе решения не всегда удается с максимальной точностью вычислить корни уравнений.
Для того чтобы найти значения функций и воспользуемся интегрированной средой Turbo Pascal.
Вторая группа учащихся составляет математическую модель решения уравнения и пишут программу для данных функций.
Возможный способ нахождения значения функции. (Ученик может решать любым способом удобным для него).
Математическая модель (рис.1).
Program primer; Var x,y : real; Begin x:=-3; while x <=2 do begin |
||
y = 1+sqr(x) – exp(4*Ln(x))/2; writeln (‘ x = ‘, x : 9 : 6, ‘ x: = x + 0,2; end; |
‘,’y = ‘, y : 9: 6); | |
readln; end. |
Аналогично строится модель и составляется программа для второй функции.
Третьей группе учащихся предлагается графический способ решения уравнений с использованием электронных таблиц Excel.
Ученики строят таблицу и график функции (рис. 2).
Пример решения данной задачи.
y | x |
-3 | -2 |
-1,0088 | -1,8 |
0,2832 | -1,6 |
1,0392 | -1,4 |
1,4032 | -1,2 |
1,5 | -1 |
1,4352 | -0,8 |
1,2952 | -0,6 |
1,1472 | -0,4 |
1,0392 | -0,2 |
1 | 0 |
1,0392 | 0,2 |
1,1472 | 0,4 |
1,2952 | 0,6 |
1,4352 | 0,8 |
1,5 | 1 |
1,4032 | 1,2 |
1,0392 | 1,4 |
0,2832 | 1,6 |
-1,0088 | 1,8 |
-3 | 2 |
В каждой группе выбирается докладчик, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.
Первая группа учеников должна отметить, что при исследовании функции , ее значения с максимальной точностью найти не удалось. Возможно, ученики вовсе не смогут найти значение функции. И тогда на помощь придет вторая группа учеников, а ученики третьей группы покажут таблицы значений и графики функций с помощью проектора и отметят все плюсы и минусы такого способа исследования функции.
Ученики приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.
Подводится итог.
За урок учащиеся получают оценки по математике и по информатике.