Цели:
- формирование характера, его положительных черт;
- вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека.
Задачи:
- побуждать к нравственному самосовершенствованию, формированию собственной личности;
- воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества;
- учить задумываться о своём месте в жизни.
Ход классного часа:
Не сильные лучшие, а честные. Честь и
Собственное достоинство – сильнее всего.
К. Маркс.
Вступительное слово учителя:
Друзья мои, вы все знакомы с таким понятием, как сила. Сила может быть физической, она определяет уровень физической подготовки каждого из вас. Но кроме силы физической, существуют другие понятия, как сила характера, сила духа, сила воли и другие.
Сила…
С этим маленьким словом связано множество добродетелей и пороков, заблуждений и истин, радостей и бед.
Так, что же значит сила, сильный человек?
Слово учащимся:
Учитель:
С одной стороны, сила порождает уважение, власть, чувство собственного достоинства. Но, с другой – власть, опирающуюся на грубую силу, люди ненавидят, уважение окружающих легко переходит в лесть или зависть, чувство собственного достоинства оборачивается себялюбием и кичливостью.
Каким образом и во имя чего люди пользуются своей силой?
Вспомните, как восхищали нас герои сказок Илья Муромец, Человек- Гора, богатыри. Помимо недюжинной силы они обладали и необыкновенной добротой. Без колебаний силачи вставали на защиту родного города, отстаивали покой и счастье людей, боролись со Злом во имя Добра.
Слово ученику: Татьяна Кузовлёва написала замечательные стихи:
Твори добро–
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
Учитель:
Мы вырастаем, взрослеем и видим жизнь, увы, не сказочной, а такой, какая она есть. Рейнжеры, которые крушат всё подряд, не задумываясь, готовые наброситься на любого, кто им не по нраву. Они кичатся своей силой, но это сила мышц – и не более. Их сила так же слепа и жестока, как та, что производит в недрах Земли тектонические сдвиги, поднимает огромные волны в океане.
Силы стихии лишены человеческого смысла, они бесчеловечны. Но человек на то и имеет разум, чтобы очеловечить свою силу, одухотворить её идеей Добра, Справедливости, Великодушия.
Слово ученику:
На планете Земля не спокойно
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твоё!
П. Кобраков.
Учитель:
Великодушие часто путают со снисходительностью. Но смысл этих слов не одинаков.
«Я снисходителен. Значит, я опустился на уровень другого человека, которого выделил в разряд «низших» по сравнению со мной, зависимых от меня, ущербных. Я сильный, большой, снизошёл к нему, и я демонстрирую свою милость».
«Я великодушен. Значит, я бережно поднимаю человека на свой уровень, пытаюсь взглянуть на мир его глазами, потому что я уважаю его. Я делюсь с ним тем, что у меня есть, и делаю это в тайне от всех, ненавязчиво и незаметно».
Снисходительность – единичное, одномоментное действие: высокомерно снизойдя, получить благодарность за оказанное покровительство и тут же вычеркнуть из памяти этого человека. Великодушие – это свойство человека, оно или есть, или его нет.
Вы, наверное, испытывали на себе и снисходительность, и великодушие. Снисходительность, проявленная к человеку, часто унижает его. Великодушие возвышает.
Слово ученику:
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели держаться им подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие, Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Учитель:
Вот какая чёрствость души родителей и детей, такое недоброе отношение к милой старушке вызывает нравственное отвращение. И какое великодушие этой маленькой старушки. Сумеем ли мы отозваться душой? Отзовёмся – и сами как бы чище станем. Вот и получается, что жизненная наша сила в нас самих, а всё, что вокруг – это всего лишь картинки с улицы.
Каждый инструмент ведь по своему звучит, и у человека в душе есть такие струны, которым всегда надо позволять звучать. Мы люди, а значит, умеем сострадать, отзываться. И очень не хотелось бы, чтобы вы были похожи на героев этого рассказа.
Будьте великодушными! Великодушие одухотворяет силу, делает её доброй, человечной, притягательной.
Сила без великодушия уродлива. Помните, профессор Мориарти у Конана Дойла не внушает симпатии, потому что сила его, пронизанная ненавистью, направлена во Зло, которое оборачивается в итоге против самого Мориарти.
Сила и великодушие тесно связаны между собой. В трудную минуту, в экстремальной ситуации люди тянуться к сильному за поддержкой, надеясь обрести в нём опору. Но сильный от этого ничего не теряет, ведь великодушие делает человека ещё сильнее. Наверное, так бывало и с кем-то из вас: вы поступили, быть может, вопреки здравому смыслу, поставили чужие интересы выше собственных, отбросили за ненужностью соображения личной выгоды – но как выросли вы в собственных глазах и в глазах тех, кому оказали помощь, какими сильными вы себя почувствовали.
Великодушие сильного – в его отношении к слабому. А слабыми принято считать малышей, стариков, женщин, больных, тех, кто попал в беду.
Поэтесса Людмила Таничева написала:
Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас.
Великодушие невозможно без элементарного внимания к людям. Поддержать старушку под руки и помочь ей перейти улицу, помочь пожилому человеку сойти по ступенькам автобуса, поздороваться со школьной техничкой так же уважительно, как и с директором, уступить в споре однокласснице, потому что «женщина всегда права», - всё это в порядке вещей для сильного человека.
Стоп: неужели только сильный может быть великодушным? Не отказываем ли мы слабому в его праве на великодушие? И разве не встречались мы с теми, кто говорит о себе: «Я человек маленький, слабый, зависимый. Я не могу отдать, рискнуть, пожертвовать и т. д.»? Вообще, каждый человек таков, каким он себя видит и оценивает.
«Достаточно считать себя рабом, чтобы быть им», - справедливо заметил французский философ Ален. Пусть ты не накачал бицепсы и вид у тебя совсем не спортивный, но если ты помог соседке донести тяжёлую сумку, защитил незнакомую девочку на улице от хулигана, вовремя оказался рядом с другом в трудный для него момент, значит, нет повода, считать себя слабым.
Слово ученику:
Надо помогать друзьям,
Вместе с ними вырастая,
И поверьте: сила злая
Не опасна будет вам.
Надо помогать друзьям!
Другу помоги с душой
И пекись, как бы о брате,
Не для выгоды пустой
Или выигрыша ради.
Другу помоги с душой!
Учитель:
Сила сама по себе ни чего не значит. Тщедушная, хрупкая девчонка, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти малыша, а рослые, плечистые парни проходят мимо. Согласитесь, что быть великодушным по силам каждому.
И трёхлетний малыш великодушен, если старается не наступить на муравья – на живое существо, с которым он живёт вместе под одним солнцем, на одной Земле.
Как ведёт себя великодушный человек? Он старается всегда быть выше обстоятельств, не унизиться до плохого настроения из-за того, что встал не с той ноги или второй день идёт дождь. Он прощает обиды, умеет понять или не заметить слабость другого человека. Он видит человека в тех возможностях, который тот несёт в себе, принимает его лучше, чем он есть на самом деле.
«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот, что можно назвать учением о человеколюбии. Выше этого нет ничего» - так говорит Конфуций.
Каждый человек независимо от своего возраста желает быть сильным. Наверное, и вам хочется, чтобы вас уважали за силу. А за великодушие?
Слово ученику:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап.
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле,
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по - человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий