Материал к уроку
- Репродукция И. Левитана “Вечерний звон”;
- Иллюстрации с изображением колоколов, звонарь;
- Видео-фильм, грамзаписи: марш С. Пркофьева,
- “Вставайте, люди русские” С. Прокофьева (фрагмент из кантаты);
- Таблица с нотной записью;
- Портрет С.С. Прокофьева.
Конспект урока
1. Под марш С. Прокофьева дети входят в кабинет музыки.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с колоколами Древней Руси и постараемся через звук и цвет выразить свои ощущения.
Учитель: наигрывает начальные ноты из кантаты “Вставайте, люди русские” С. Прокофьева.
Узнаёте это произведение, откуда оно? Народное или композиторское?
(Учащиеся называют произведение, композитора.)
(На доске таблица с нотной записью.)
Учитель: А теперь просольфеджируем это произведение.
(Учитель ставит грамзапись и даёт послушать эту часть кантаты.)
Вопросы детям:
- Определить форму произведения.
- Что слышали в начале?
- В чьём исполнении звучит?
- Что обозначает каждая часть?
- Когда ещё звучал колокол в жизни?
Учитель: В этом произведении сигнальная функция колокола.
2. Учитель предлагает рассмотреть картину И. Левитана “Вечерний звон”.
Вопросы:
- Какое ощущение вызывает у вас эта картина?
- Что это подтверждает в картине?
Вывод: Художник создал образ земли русской.
Учитель: предлагает ответить на вопросы:
- Какую бы вы подобрали музыку к картине?
- Кто может показать рукой движение мелодии?
- Кто может наиграть на фортепиано?
(Ребёнок наигрывает мелодию.)
Учитель предлагает детям закрыть глаза и постараться услышать звон колокола.
(Рассказ учителя о колоколах.)
Дети, я хочу поведать вам секрет литья колоколов: чем больше был колокол, тем гуще был его звук. Большие колокола лить очень трудно, но русские люди были непревзойденными мастерами.
Ребята, а вы знаете, какой самый большой колокол?
Да, Царь-колокол. Сейчас я вам расскажу историю о нём и покажу его.
(Показ слайдов.)
Царь-колокол отлили в 1748 году в городе Москве. Это были два знаменитых мастера – братья Моторины Михаил и Иван. Колокол весил 12 тысяч пудов – это свыше 200 тонн.
Но однажды майским вечером запылал пожар, напрасно братья и их помощники пытались спасти своё детище. Когда тушили пожар, вода попала и на колокол, что впоследствии дало трещины. От колокола отвалился кусок в 7 тонн весом. Москва так и не услышала звона великана.
Сейчас он стоит в Кремле, у звонницы Ивана Великого.
(Показ слайдов.)
Но есть ещё один большой колокол. Он находится в г. Ростове, зовут его Сысой. Послушайте его.
(Показ слайдов.)
Звучит колокол Сысой.
Учитель: - Ребята, вы уже знаете, что с помощью цвета можно передать настроение, свои ощущения.
Какое настроение у вас вызывает это звучание колокола Сысоя? Выразите своё ощущение в рисунке.
(Дети рисуют мазками, полосками, кто как пожелает. Учитель рисует на большом листе, прикреплённом на доске) (ощущение тревоги).
Учитель предлагает послушать звучание другого колокола. Свои ощущения дети отражают в другом рисунке (ощущение радости, торжества).
Учитель предлагает послушать звучание самого младшего брата – колокольчика.
Дети отражают своё ощущение в цвете на другом рисунке.
Итог урока
Учитель: Дети, чему был посвящён наш урок?
Какое было назначение колоколов? В своих рисунках вы показали своё ощущение от услышанных звонов колоколов.
(Учитель предлагает детям показать свои рисунки.)
Учитель: Но колокол не только сигнальный инструмент, он часть церковный архитектуры. Колокола подвешены на колокольне. В России проводятся конкурсы звонарей. Вы, очевидно, слышали звон колоколов у нас в городе? Колокол стал частью души русской.
Уход детей. Звучит марш С. Прокофьева.