Урок музыки "Колокола Древней Руси". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Материал к уроку

  • Репродукция И. Левитана “Вечерний звон”;
  • Иллюстрации с изображением колоколов, звонарь;
  • Видео-фильм, грамзаписи: марш С. Пркофьева,
  • “Вставайте, люди русские” С. Прокофьева (фрагмент из кантаты);
  • Таблица с нотной записью;
  • Портрет С.С. Прокофьева.

 Конспект урока

1. Под марш С. Прокофьева дети входят в кабинет музыки.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с колоколами Древней Руси и постараемся через звук и цвет выразить свои ощущения.

Учитель: наигрывает начальные ноты из кантаты “Вставайте, люди русские” С. Прокофьева.

Узнаёте это произведение, откуда оно? Народное или композиторское?

(Учащиеся называют произведение, композитора.)

(На доске таблица с нотной записью.)

Учитель: А теперь просольфеджируем это произведение.

(Учитель ставит грамзапись и даёт послушать эту часть кантаты.)

Вопросы детям:

- Определить форму произведения.

- Что слышали в начале?

- В чьём исполнении звучит?

- Что обозначает каждая часть?

- Когда ещё звучал колокол в жизни?

Учитель: В этом произведении сигнальная функция колокола.

2. Учитель предлагает рассмотреть картину И. Левитана “Вечерний звон”.

Вопросы:

- Какое ощущение вызывает у вас эта картина?

- Что это подтверждает в картине?

Вывод: Художник создал образ земли русской.

Учитель: предлагает ответить на вопросы:

- Какую бы вы подобрали музыку к картине?

- Кто может показать рукой движение мелодии?

- Кто может наиграть на фортепиано?

(Ребёнок наигрывает мелодию.)

Учитель предлагает детям закрыть глаза и постараться услышать звон колокола.

(Рассказ учителя о колоколах.)

Дети, я хочу поведать вам секрет литья колоколов: чем больше был колокол, тем гуще был его звук. Большие колокола лить очень трудно, но русские люди были непревзойденными мастерами.

Ребята, а вы знаете, какой самый большой колокол?

Да, Царь-колокол. Сейчас я вам расскажу историю о нём и покажу его.

(Показ слайдов.)

Царь-колокол отлили в 1748 году в городе Москве. Это были два знаменитых мастера – братья Моторины Михаил и Иван. Колокол весил 12 тысяч пудов – это свыше 200 тонн.

Но однажды майским вечером запылал пожар, напрасно братья и их помощники пытались спасти своё детище. Когда тушили пожар, вода попала и на колокол, что впоследствии дало трещины. От колокола отвалился кусок в 7 тонн весом. Москва так и не услышала звона великана.

Сейчас он стоит в Кремле, у звонницы Ивана Великого.

(Показ слайдов.)

Но есть ещё один большой колокол. Он находится в г. Ростове, зовут его Сысой. Послушайте его.

(Показ слайдов.)

Звучит колокол Сысой.

Учитель: - Ребята, вы уже знаете, что с помощью цвета можно передать настроение, свои ощущения.

Какое настроение у вас вызывает это звучание колокола Сысоя? Выразите своё ощущение в рисунке.

(Дети рисуют мазками, полосками, кто как пожелает. Учитель рисует на большом листе, прикреплённом на доске) (ощущение тревоги).

Учитель предлагает послушать звучание другого колокола. Свои ощущения дети отражают в другом рисунке (ощущение радости, торжества).

Учитель предлагает послушать звучание самого младшего брата – колокольчика.

Дети отражают своё ощущение в цвете на другом рисунке.

Итог урока

Учитель: Дети, чему был посвящён наш урок?

Какое было назначение колоколов? В своих рисунках вы показали своё ощущение от услышанных звонов колоколов.

(Учитель предлагает детям показать свои рисунки.)

Учитель: Но колокол не только сигнальный инструмент, он часть церковный архитектуры. Колокола подвешены на колокольне. В России проводятся конкурсы звонарей. Вы, очевидно, слышали звон колоколов у нас в городе? Колокол стал частью души русской.

Уход детей. Звучит марш С. Прокофьева.