Цели урока.
- «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить».
- Приобщать детей к книге.
- Способствовать развитию художественного вкуса учащихся, привитие детям чувства прекрасного.
Оформление.
- На доске плакат со словами:
«Стану с книжками дружить –
Интересно буду жить!» - Картинка с изображением Знайки, в руках которого книга.
- Портрет В. Осеевой.
- Выставка книг автора.
Ход урока
Прозвенел звонок.
Он позвал нас на урок. (Говорят дети хором)
Знайка в гости к нам идёт.
Что-то нам в руках несёт. (Вешает на доску картинку: Знайка несёт книгу).
II. Сообщение темы урока.
Ребята, что же принёс нам Знайка?
Да, сегодня у нас урок внеклассного чтения.
Ребята, а что такое чтение?
(Чтение – лучшее учение. Кто много читает, тот много знает.)
Чему учит нас чтение?
(Учит читать, познавать мир людей)
А при помощи чего мы познаём мир?
(Книга нам помогает)
Книга – наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор – весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Расскажет про героев книжка,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе:
Она на всё ответ найдёт.
И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко – звонко:
«Спасибо, книжная страна!»
Обобщение.
Книга- это ключ к открытию мира людей: добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…
Открывая этот мир, развиваем свой ум и чувства, вырабатываем убеждения, познаём, оцениваем и воспитываем самого себя.
III. Введение в тему урока.
Инсценирование рассказа «Заботливая внучка».
На уроках чтения мы читали с вами рассказ « Заботливая внучка». Давайте вспомним его. (Две девочки показывают сценку).
Внучка. Бабушка, ты грамотная?
Бабушка. А как же. Конечно, грамотная.
Внучка. Ой, как жаль. А то я бы тебя читать научила. Я теперь умею.
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
– Прочти, пожалуйста, прочти.
Не надо умолять сестрицу:
– Ну, прочитай ещё страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Что вы можете сказать о девочке? Какая она?
(Добрая)
А что значит быть добрым?
Как девочка относится к своей бабушке?
А вы помогаете своим бабушкам и дедушкам?
IV. Знакомство со сказкой.
А сейчас, друзья мои! Из реальных, будних дней. Попадём мы с вами в сказку.
Замечательная писательница В.Осеева написала сказку «Добрая хозяюшка». (Показать портрет автора).
Хотите послушать сказку? Тогда садитесь поудобнее. Послушайте сказку и скажите: – А эту девочку можно назвать доброй?
(Учитель читает сказку и показывает иллюстрации).
V. Обсуждение прочитанного.
Кто вам понравился в сказке?
(Щенок. Все звери, которые были у девочки).
Почему же понравился щенок?
(Он убежал от девочки. Был хитрый. Если бы щенок от неё не убежал, то она бы и его на кого-нибудь стала менять. А хозяйки не такие же. Она, может быть, злая хозяйка).
Так какая же девочка – хозяйка: добрая или злая?
(Девочка нехорошая, недобрая)
Почему девочка к концу сказки кажется плохой, злой? Разве она бьёт животных, которые у неё живут?
Может быть, она им есть, не даёт?
Нет, она их и кормит, и поит.
Так чем же она их обижает?
(Она их не любит)
Ребята, а почему же В.Осеева назвала сказку «Добрая хозяюшка»?
(Она нарочно так назвала)
Вспомните-ка, не бывало ли у вас, что вы натворите что-нибудь недоброе, неумное, а старшие придут, увидят, разведут руками и скажут: - Ай - да умники!
(Это иносказание)
Осеева девочку нарочно доброй назвала.
VI. Работа с иллюстрациями сказки.
Понравилась вам сказка?
Обратите внимание на иллюстрации.
Кто изображён на первом рисунке?
(Девочка и петушок)
Посмотрите, девочка и петушок радуются друг другу. Откуда это видно?
А здесь? Почему петушок опустил голову?
Хорошо ли девочке с курочкой?
Почему курочка опустила голову? Какие слова она услышала?
Обратите внимание на последнюю иллюстрацию. Прелестная девочка сыплет зёрнышки, а от неё все разбегаются в разные стороны. Почему?
(Потому что девочка не любит животных. Она их предала).
VII. Пересказ прочитанного.
Обратите внимание на выставку книг, подобранную к уроку. Их все написала В.Осеева. (Раздать детям).
Рассмотрите книги. Найдите сказку, которую вы сегодня слушали.
Кто попробует её пересказать.
VIII. Изобразительное искусство.
У вас на столах лежат чистые альбомные листы.
Давайте нарисуем, что вам понравилось и особенно хорошо запомнилось.
IX. Выставка рисунков.
X. Домашнее задание.
Поискать и принести в класс книги В.Осеевой.
Чтоб урок прошёл не зря,
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!