Творческие объединения как педагогическая среда жизненного самоопределения учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Едва ли не лучшей формой организации внеклассного краеведения, позволяющей осуществлять самую разнообразную работу, является краеведческий кружок. Н.Н. Баранский считал кружок тем «звеном», уцепившись за которое можно вытянуть всю цепь разнообразных форм. В кружке мо-жет проводиться краеведческое изучение территории через экскурсии и походы, но в нем могут быть поставлены и стационарные исследования. Главное преимущество кружка перед всеми дру-гими формами состоит в том, что в нем могут быть организованы регулярные занятия по опреде-ленной программе, с более или менее постоянным составом участников, интересующихся краеве-дением.

Кружок создается на добровольных началах по желанию учащихся, часто таких, которые отдают свое свободное время краеведению. Это тот актив, который поможет учителю увлечь краеведени-ем весь школьный коллектив. При условии хорошей работы кружка результаты его деятельности распространяются на большое количество учащихся. Члены краеведческого кружка, общаясь с другими школьниками, например в походах или на экскурсиях, в той или иной степени пропаган-дируют в лицее краеведение и делают его достоянием всего ученического коллектива.

Краеведение в лицее может заинтересовать учащихся независимо от их подготовки, поэтому за-пись в кружок проводится во всех классах, начиная с пятого. Возраст и подготовка учитывается при распределении конкретных видов работ в самом кружке. Опыт многих учителей подсказывает, что при организации краеведческого кружка надо начинать с такого занятия, которое могло бы возбудить интерес к нему, например, с краеведческого похода (лучше многодневного), краеведческого вечера, экскурсии на отдельные, чем-либо замечательные объекты и т.д. В процессе подготовки к этому занятию и во время его проведения обнаружатся наиболее активные учащиеся. Из них-то и следует создавать ядро кружка.

Бывает и так, что краеведческий кружок со специальными секциями постепенно перерастает в комплексный эколого-краеведческий клуб. В МОУ Лицей работает эколого-краеведческий клуб «Наследие».

Клуб «Наследие» - добровольное объединение лицеистов, имеющих способности к исследователь-ской деятельности. Основные задачи клуба:

  1. Приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности.
  2. Совершенствование знаний учащихся в определенных областях науки.
  3. Формирование у учащихся активной социальной позиции и высокой культуры.

Программа клуба строится в расчете на охват всего комплекса краеведческого изучения избранной

территории (ближайшего окружения школы, города, района, области) – природы, населения, хо-зяйства. Работа в клубе должна быть простой и доступной детям. Для работы участники клуба разделяются на секции, или звенья. Секции могут быть построены по разделам плана изучения: топографическая, геологическая, по изучению почв, растительности и животного мира, историче-ская, по изучению населения и хозяйства и т.д. Но такое подразделение на «отраслевые» секции не совсем отвечает задачам географического краеведения. Целесообразнее строить секции по терри-ториальному принципу. Например, в клубе «Наследие» МОУ Лицей одна секция занимается все-сторонним изучением геологических особенностей Урала, экологическая секция организует фено-логические наблюдения за сезонным развитием природы, что дает очень ценный, объективный материал для характеристики тонких различий в природных условиях от места к месту. Имеется секция краеведения, которая собирает, анализирует исторический и географический материал ма-лой родины.

Во главе клуба стоит совет. Председатель клуба «Наследие» - Чистова Александра, учащаяся 11 Е класса. Руководителями секций являются члены совета клуба из числа наиболее активных и твор-ческих лицеистов: «Юный эколог» - Кедрова Ольга, учащаяся 11 Е класса, «Юный геолог» - Ано-хина Мария, учащаяся 9 Т класса, «Юный географ-краевед» - Кулябина Ирина, учащаяся 11 Т класса.

При охвате очень большого количества учащихся и широкой программе краеведения может быть и такое организационное построение, когда в клубе создаются звенья по видам работы и по терри-ториальному принципу.

Больше внимания необходимо уделять разработке плана занятий. В выборе его конкретной тема-тики должны учитываться местные условия и возможности работы. Нередко в плане, когда он со-ставляется, допускаются две противоположные друг другу ошибки. С одной стороны, его строят чрезмерно многотемным, с другой – он страдает ограниченностью тематики. Этих крайностей следует избегать, так как в первом случае будут распыляться силы, рассеиваться инициатива, а во втором – однообразие занятий может ослабить интерес участников. Важно, чтобы в клубе работа была связана с посильными исследованиями, с самостоятельным изучением краеведческого материала. Планировать работу надо так, чтобы она обязательно была доведена до конца. Это имеет для учащихся исключительно большое значение. Изучение всякой темы обыкновенно состоит из следующих стадий: подготовка; непосредственное изучение; обра-ботка материалов; окончательное оформление работы. Задача учителя – неуклонно добиваться, чтобы каждая из этих стадий работы тщательно выполнялась.

Научно-исследовательская и творческая деятельность учащихся в эколого-краеведческом клубе «Наследие» осуществляется под руководством педагогов лицея, преподавателей НТГСПА, педаго-гов экологического объединения «Радуга» при ГДТЮ и городского туристического клуба «По-люс». Деятельность лицеистов предполагает следующие формы: индивидуальную работу под ру-ководством учителей и специалистов; заседание клуба и секций; дни науки; конференции; олим-пиады; акции; организация интеллектуальных игр; походы; экспедиции.

Члены клуба обязаны отчитываться о своей работе. Формы отчетности: рефераты, публичные вы-ступления, публикации.

Деятельность эколого-краеведческого клуба «Наследие» находит отражение в печатном органе – листовка «Наследие», журнале «Глобус».

Таким образом, творческое лицейское объединение «Наследие» воспитывает важное качество краеведа, как самостоятельность, учит наблюдательности, умению ориентироваться на местности, проводить беседы с местным населением. Перед лицеистами раскрывается большое

поле деятельности по изучению географии, истории уральского края. Участники экспедиций мо-гут воссоздать картину географической обстановки родного края, на фоне которой развивалось хозяйственное строительство, проследить, как изменялась географическая среда.