Эту работу я начала с детьми средней группы, знакомя их с потешками. Они создают радостное настроение, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира.
Я подобрала такие потешки, которые отражают действия ребенка, приобретенные через опыт, такие как:
- Водичка, водичка, умой мое личико…
- Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку….
- Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит….
- Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки…. и др.
Знакомя детей с понятием “Семья”, закрепляла умение определять родственные отношения между близкими членами семьи, воспитывала привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Например, в потешки “Как у наших у ворот петух зернышки клюет…..” можно увидеть отношение петуха к своей семье.
Проводила беседы с детьми о том, как заботливо и нежно мама дома ухаживает за своей малышкой, как ласково её называет. И через потешку старалась показать, что же мама ждет от неё:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
Заучивала с детьми и другие потешки, через которые дошкольники осваивали нормы поведения.
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
Семь окуней,
Пятьдесят карасей,
Один ершок –
И того с горшок.
Ухи наварю,
Деда с бабой покормлю.
Организовывала с детьми сюжетно-ролевые игры “Семья”, используя потешки. Дети (и даже мальчики) с удовольствием брали кукол, умывали их, кормили, укладывали спать и т.д.
Когда знакомила детей с миром природы, также использовала потешки. С помощью потешек про солнышко и тех, в которых малютку укладывают спать, закрепляла понятие “день-ночь”. Провела занятие с использованием потешек на тему “Свойства и назначение воды”. (Приложение№1) Дети узнали, что вода нужна для умывания и приготовления пищи, мытья посуды и, чтобы помыться, постирать белье, необходима для водоплавающих птиц и для жизнедеятельности растений, для того, чтобы работала водяная мельница.
В групповой комнате и на прогулке проводила обыгрывание потешек:
Солнышко, выгляни,
Красное, высвети.
(Дети двумя руками делают круговые движения, рисуют солнце.)
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
(Наклонившись, делают движение кистями рук из стороны в сторону, как бы поглаживая воду и травку.)
На аленький цветочек,
(Выпрямившись, показывают цветочек, соединив ладони у запястья.)
На кругленький лужочек.
(Показать лужочек: вытянуть обе руки вперед ладонями вверх, развезти их в стороны).
Так дети постепенно сначала слушали и повторяли потешки, затем самостоятельно проговаривали тексты, использовали потешки в сюжетно-ролевых играх, придумывали свои движения для обыгрывания потешек.
Одновременно проводилась работа с использованием загадок.
Сначала детям было трудно отгадывать загадки. Если даже и отгадывали, то затруднялись объяснить, как они пришли к правильной отгадке. Поэтому сначала детям предлагались описательные загадки.
Квохчет, квохчет
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Одновременно с загадками, продолжалось знакомство с потешками.
Загадываю детям загадку:
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит.
Дети затрудняются сказать, о чем говорится в загадке, тогда я напоминаю им потешку:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Или предлагаю загадку:
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
И, если даже дети ее отгадали, предлагаю вспомнить потешку о зиме:
Ух, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет.
Вдоль по улице метет.
Таким образом, мной были подобраны и использованы в работе загадки и к ним потешки. Игровые упражнения на тему “Отгадай загадку – покажи потешку” (средний возраст) (Приложение№2), досуг по мотивам русского народного творчества (старший возраст).
Через загадку старалась формировать у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений, заставляла детей думать и отвечать на вопросы:
Что из чего состоит?
Нос стальной, хвост льняной.
Для чего используется?
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
На что похоже?
Сто один брат,
Все в один ряд.
Вместе связаны стоят.
Загадки являются хорошим материалом для обогащения словарного запаса детей за счёт многозначности слов. И я старалась научить детей сравнивать и рассуждать. Дети постепенно сами стали сочинять загадки.
Эта работа велась с одновременным использованием пословиц и поговорок.
Ещё в средней группе, когда организовывала с детьми в сюжетно-ролевую игру “Семья”, используя потешки, показывала, как надо петь песенку, укладывая куклу спать, каким должен быть нежным и ласковым голосок, когда после сна надо умывать куклу-дочку или уговорить “съесть” её кашку.
Показывала детям, что самое ценное у них это мама, семья. И здесь использовала пословицы.
- У мамы тёплое сердечко и ласковое словечко.
- Материнская ласка конца не знает. И др.
Учила детей понимать выражения “тёплое сердечко”, “ласковое словечко”, “конца не знает” и др. Предлагала сама объяснить смысл пословиц.
Такие пословицы, как “При солнышке тепло, а при матери добро”, начала использовать, когда дети стали понимать изменения природных явлений, знакомясь с признаками времён года.
Знакомя детей с природой, использовала и другие пословицы.
Так, например, гуляя зимой с детьми, предлагала определить по состоянию снега (липкий, пушистый, лёгкий, тяжелый) или по температуре воздуха (использовала градусник), морозно сейчас или нет. И в зависимости от этого читала детям пословицы “Мороз не велик, да стоять не велит” или “Береги нос в сильный мороз”.
Здесь так же обыгрывали потешки. Например:
- Ой, сердит мороз!
(Дети качают головой, взявшись за неё руками.)
- Ветки снегом занёс.
(Плавные движения кистями рук сверху вниз.)
- Хватает за нос,
(Дети хватают себя за нос.)
- Щиплет до слёз.
(Кулачками потирают щёки.)
- Ребятишки не пугаются,
На саночках катаются.
(Дети парами “едут на саночках”.)
В начале ноября прочитала детям пословицу “Ноябрьские ночи до снега темны”. Дети объяснили, почему надо ждать снега и наблюдали, когда выпал снег, стало светлее или нет.
Наблюдали с детьми за продолжительностью дня. В декабре день самый короткий, а потом день постепенно увеличивается. И в феврале можно было сказать “Февраль три часа прибавил”.
Наблюдая за количественным и качественным изменением снега, использовала пословицу “Февраль богат снегом, а апрель водой”.
Знакомила детей с пословицами, которые заставляют детей задуматься, как себя надо вести по отношению к природе. (Приложение№3)
- Земля - тарелка, что положишь, то и возьмёшь.
- Без хозяина земля - круглая сирота.
Дети рассуждали, думали, вспоминали. Если, например, сбить мухомор, то потом лосям нечем будет лечиться; если рассвести костёр в лесу, то потом на этом месте долго не будет расти трава; если рвать растения, то они быстро гибнут и не дают семян, значит, растений становится меньше и т.д.
Здесь также обращалась к потешкам: “Уж как я ль мою коровушку люблю, уж как я ль-то ей крапивушку нарву…” или “Иван, Иван, вырывай бурьян…”
Дети понимали, что надо заботиться о животных, на огороде надо полоть только сорняки. А вот, например, трава, растущая на лугу, не является сорняком.
Я познакомила детей с травянистыми растениями, которыми питаются животные и птицы.
Детям предложила потешку:
Под горой у речки,
На тоненькой дощечке
Таня платье мыла,
Громко колотила.
Дети узнали, что в старину бельё стирали в реке. И рассказали, что сейчас мама стирает бельё в стиральной машине, воду берёт из крана. В кране она чистая, фильтрованная. Дети сказали, что сейчас нельзя стирать бельё в реке, т.к. вода там грязная. Они видели, как в реке моют машину, трактор, вода становится не чистая и можно увидеть масляную плёночку. Дети вспомнили, что в воде растёт кубышка, корнями её питаются бобры, листьями питаются лоси, а семенами водоплавающие птицы. Сделали вывод, что если будет грязная вода, то это растение может погибнуть, не будет корма птицам и животным.
Знакомя детей с фольклором русского народа, нельзя не обратиться к прошлому нашего народа, к его быту. Знакомя детей с колыбельными песенками и потешками, объясняла, что такое колыбелька, вносила её для игры.
Родители для этой игры сшили и принесли лоскутное одеяло, деревянную посуду, самовар, чугунок, один папа сделал для игры деревянную кочергу.
Одновременно знакомила детей с предметами крестьянского быта и труда. Родителям рекомендовала собирать и приносить в группу открытки и иллюстрации. Затем с детьми делали выставки “У печки-матушки”, “Большая стирка”, “Во широком поле”, “Во что играли крестьянские дети”.
Проводила с детьми беседы и занятия по конструированию “Печка-матушка”, по рисованию “Русская изба”, по лепке “Крестьянская посуда” (Приложение №4).
Учила с детьми пословицы:
- Семья крепка ладом.
- Домом жить - обо всём тужить.
- Печь нам мать родная.
И вместе разбирала смысл этих пословиц.
Одновременно знакомила детей с трудом народа:
- пахали землю, сеяли зерно, выращивали и собирали урожай
- пряли, вышивали, плели лапти
- пекли хлеб, блины, пироги; варили щи, кашу
- работали в кузнице, на мельнице
- детям делали игрушки-забавы
В этой работе так же использовала потешки.
Уж, ты, водичка вода, беги быстренько,
Крути мельницу-веретенницу.
Я на меленьку приду, я муку намелю,
Пирогов напеку. Всех детей угощу.
Я на камушке сижу,
Да топор в руке держу,
Да всё колышки тешу.
Я всё колышки тешу,
Огород свой горожу.
Я капустку посажу.
Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.
Предлагала детям загадки об орудиях труда (серп, коромысло, кочерга, ухват, рубель и др.)
Ходит полем
Из края в край
Режет чёрный каравай. (плуг)
Проводила игры “Где что находится?” или “Кому это надо?”
Большие картинки
- изба
- печь
- стирка
- на огороде и в саду
- в поле
- скотный двор
- кузнеца
Маленькие картинки с изображением разных предметов. Эта игра проводится как лото. Надо назвать, что изображено на маленькой картинке и положить её к большой картинке и объяснить, почему к этой, а не к другой.
Например, большая картинка “Печь” к ней маленькие картинки: ухват, кочерга, котелок, лопата для хлеба, заслон, дрова, совок для углей.
Привлекла родителей для изготовления игрушек-забав по принципу Богородской игрушки. А затем в группе сделали выставку этих игрушек.
Таким образом, учила видеть различные стороны трудовой деятельности. Подводила детей к положительному отношению к труду.
Используя пословицы и поговорки, показывала детям высокую оценку трудового умения и в то же время осуждение лени.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
Чтобы дети лучше понимали смысл пословиц, читала им сказки и рассказы, делали зарисовки (Рисунок1). Затем с детьми говорили о поступках героев и находили нужную пословицу для данной ситуации или поступка.
Родителям дала задание: каждому по три пословице о труде, о времени года, о поступках. Они дома придумывали сюжет к пословице, рисовали картинку, объясняли её смысл своим детям, а последние в свою очередь рассказывали в группе всем детям.
Так у нас появилась выставка картин к пословицам (Рисунок2).
Эта работа отражалась на занятиях по ИЗО деятельности и в свободное время, дети из дома тоже приносили работы.
Была создана “мастерская” по изготовлению книг, в которые были собраны рисунки к загадкам и потешкам (Рисунок3).
Дети организовывали сюжетно-ролевые игры “Выставка”, “Библиотека”. На выставку приглашали детей из других групп, где ребёнок-экскурсовод рассказывал о картинах, читал потешки, загадывал загадки, рассказывал о пословицах.
С детьми проводила досуги под названием “Про кого это сказано?”, где предлагала пословицы, и дети должны были придумать по ним рассказы.
- Дело мастера боится.
- Вертится как белка в колесе.
- Не хвастай силой, а хвались умом.
- Белые ручки чужие труды любят.
- Маленький, да удаленький.
- Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
- Кто в лес, кто по дрова.
- Шила в мешке не утаишь.
Таким образом, своей работой я старалась решить проблему нравственно-патриотического воспитания детей. Я знакомила детей с историей родного края и формировала любовь к Родине. Надеюсь, что в душах детей загорелась искра духовного, творческого патриотизма, которая будет разгораться и позволит в дальнейшем назвать им себя сынами и дочерьми своей Родины.