Пояснительная записка
Представленная разработка занятия элективного курса для учащихся 10-го (физико-математического) класса является 2-м уроком из трех по данной теме, которая в свою очередь первая в программе элективного курса “Школа абитуриента”. Данный курс направлен на подготовку учащихся 10-го класса к единому государственному экзамену. Преподавание алгебры и начал анализа в этом классе ведется по учебнику авторов С.М.Никольского и др. Для проведения занятия необходимо наличие не менее 6 компьютерных дисков “Единый государственный экзамен. Математика” Готовимся к ЕГЭ. Версия 2,0. “Просвещение-МЕДИА”, 2005.
тема:
“Действия с функциями арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс”
“Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь”
(Поговорка)
Цели:
1.Вырабатывать навыки:
- решения экзаменационных задач в интерактивном режиме;
- самостоятельной работы.
2. Отрабатывать навыки вычисления значений тригонометрических выражений, в которых участвуют обратные тригонометрические функции.
Оборудование:
- таблицы (см. Приложение);
- компьютеры;
- мультимедийный проектор.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сообщить учащимся тему занятия, цель.
2. Устно:
А) Вспомнить определения понятий (использовать таблицу1 – см. Приложение):
- Арксинуса числа а;
- Арккосинуса числа а;
- Арктангенса числа а;
- Арккотангенса числа а;
- Основные формулы для обратных тригонометрических функций.
Б)
- Вычислите: (использовать слайд №2 презентации)
arcsin(- ![]() |
arccos ![]() |
arccos(- ![]() |
arcctg(- ![]() |
arctg ![]() |
10cos(arctg ![]() |
arcsin(sin ![]() ![]() |
arccos(cos4)= arccos(cos(2 -4))=2
-4 (решение этого примера
рассмотреть подробно)
- Какое из данных выражений не имеет смысла:
а)arctg
б)arcctg (1-)
в)arcsin
г)arccos.
В) Вспомнить определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника, теорему Пифагора (использовать таблицу 2 – см. Приложение).
3. Письменные упражнения.
Выполнить задания, приготовленные на слайде № 3. Два ученика работают у доски, выполняют задание двумя различными способами.
Вычислите двумя способами: алгебраическим и геометрическим.
- Результат вычисления tg(arccos4/5) равен: (использовать слайд №3)
1)3/2; 2)2/3; 3)3/4; 4)4/3.
Решение:
Алгебраический способ:
Обозначим arccos, тогда cos
- 1 четверть.
Вычислим tg
.
Найдем sin2=1-cos2
=1-
. Учитывая, что
угол 1
четверти, получим, что sin
=
. Следовательно, tg
=
.
Ответ.3.
Геометрический способ:
Обозначим arccos![]() ![]() ![]() ![]() Используя
определение косинуса острого угла
прямоугольного треугольника, получим, что АС=4,
АВ=5. Найдем ВС по теореме Пифагора: ВС=3.
Следовательно, tg |
![]() |
- Вычислите:
sin(
-arctg
)
Алгебраический способ:
Применяя формулы приведения, упростим
выражение sin( -arctg
)=sin(arctg
). Обозначим arctg
=
, тогда
tg
=
и
угол 1
четверти.
Найдем cos2=
, sin2
=1-cos2
=1-
,а sin
=
. Ответ.
Геометрический способ:
sin(![]() ![]() ![]() Обозначим arctg Используя определение тангенса острого угла
прямоугольного треугольника, получим, что ВС=9,
АС= |
![]() |
4. Самостоятельная работа (на компьютерах) в интерактивном режиме.
Использовать компьютерный диск “Единый государственный экзамен. Математика”.
Выполнить задания В2,В5 и В6 раздела “Вычисления и преобразования. Синус, косинус, тангенс и котангенс”. Задание В2 – алгебраическим способом, В5 и В6 – геометрическим способом.
В2 – Найдите значение выражения tg2(arccos(-). (Ответ
15)
В5 – Найдите значение выражения . (Ответ 1)
В6 – Найдите значение выражения 5. (Ответ 7)
5. Решение упражнений.
Упражнения решаются совместно с учащимися пошагово с использованием слайдов № 4,5.
- Значение выражения tg(arcsin
+ arccos
) равно
1)113/72; 2)120/203; 3)72/15; 4)156/133.
Решение:
Обозначим arcsin = x, arccos
= y.Тогда sin x =
, cos y =
,
x,y-1четверть
Вычислим tg(x+y), cos x и sin y. cosx=; siny=
.
Найдем tg (x+y)=
Ответ.4.
- Решите уравнения:
а) arcsin(2x-3)= ,
2x-3=sin и |2x-3| 1,
2x-3=1,
x=2. Ответ.2
б) arctg(x2 -4x+3+ )=
,
x2 -4x+3+ =tg
,
x2 -4x+3+ =
,
x2 -4x+3=0,
x1=3, x2=1. Ответ.3;1.
6. Домашнее задание.
Листы с домашним заданием розданы в начале урока (слайд № 6).
- 4tg(arccos
)
- 5sin (arccos
)
- sin (arcsin
+arccos
)
- arcsin (cos 9)
7. Подведение итогов занятия.