Пояснительная записка
Представленная разработка занятия элективного курса для учащихся 10-го (физико-математического) класса является 2-м уроком из трех по данной теме, которая в свою очередь первая в программе элективного курса “Школа абитуриента”. Данный курс направлен на подготовку учащихся 10-го класса к единому государственному экзамену. Преподавание алгебры и начал анализа в этом классе ведется по учебнику авторов С.М.Никольского и др. Для проведения занятия необходимо наличие не менее 6 компьютерных дисков “Единый государственный экзамен. Математика” Готовимся к ЕГЭ. Версия 2,0. “Просвещение-МЕДИА”, 2005.
тема:
“Действия с функциями арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс”
“Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь”
(Поговорка)
Цели:
1.Вырабатывать навыки:
- решения экзаменационных задач в интерактивном режиме;
- самостоятельной работы.
2. Отрабатывать навыки вычисления значений тригонометрических выражений, в которых участвуют обратные тригонометрические функции.
Оборудование:
- таблицы (см. Приложение);
- компьютеры;
- мультимедийный проектор.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сообщить учащимся тему занятия, цель.
2. Устно:
А) Вспомнить определения понятий (использовать таблицу1 – см. Приложение):
- Арксинуса числа а;
- Арккосинуса числа а;
- Арктангенса числа а;
- Арккотангенса числа а;
- Основные формулы для обратных тригонометрических функций.
Б)
- Вычислите: (использовать слайд №2 презентации)
arcsin(- )= | arccos = |
arccos(- )= | arcctg(- )= |
arctg = | 10cos(arctg )= |
arcsin(sin )+arcsin( - )= |
arccos(cos4)= arccos(cos(2 -4))=2 -4 (решение этого примера
рассмотреть подробно)
а)arctg
б)arcctg (1-)
в)arcsin
г)arccos.
В) Вспомнить определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника, теорему Пифагора (использовать таблицу 2 – см. Приложение).
3. Письменные упражнения.
Выполнить задания, приготовленные на слайде № 3. Два ученика работают у доски, выполняют задание двумя различными способами.
Вычислите двумя способами: алгебраическим и геометрическим.
- Результат вычисления tg(arccos4/5) равен: (использовать слайд №3)
1)3/2; 2)2/3; 3)3/4; 4)4/3.
Решение:
Алгебраический способ:
Обозначим arccos, тогда cos - 1 четверть. Вычислим tg .
Найдем sin2=1-cos2 =1-. Учитывая, что угол 1 четверти, получим, что sin=. Следовательно, tg=. Ответ.3.
Геометрический способ:
Обозначим arccos=, тогда cos=. Используя определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника, получим, что АС=4, АВ=5. Найдем ВС по теореме Пифагора: ВС=3. Следовательно, tg=. Ответ.3. |
sin( -arctg )
Алгебраический способ:
Применяя формулы приведения, упростим выражение sin( -arctg )=sin(arctg ). Обозначим arctg=, тогда tg= и угол 1 четверти.
Найдем cos2=, sin2=1-cos2 =1- ,а sin=. Ответ.
Геометрический способ:
sin( -arctg )=sin(arctg ). Обозначим arctg =, тогда tg=. Используя определение тангенса острого угла прямоугольного треугольника, получим, что ВС=9, АС=. Найдем АВ2=81+19=100, АВ=10. Тогда sin=. Ответ.. |
4. Самостоятельная работа (на компьютерах) в интерактивном режиме.
Использовать компьютерный диск “Единый государственный экзамен. Математика”.
Выполнить задания В2,В5 и В6 раздела “Вычисления и преобразования. Синус, косинус, тангенс и котангенс”. Задание В2 – алгебраическим способом, В5 и В6 – геометрическим способом.
В2 – Найдите значение выражения tg2(arccos(-). (Ответ 15)
В5 – Найдите значение выражения . (Ответ 1)
В6 – Найдите значение выражения 5. (Ответ 7)
5. Решение упражнений.
Упражнения решаются совместно с учащимися пошагово с использованием слайдов № 4,5.
- Значение выражения tg(arcsin + arccos) равно
1)113/72; 2)120/203; 3)72/15; 4)156/133.
Решение:
Обозначим arcsin = x, arccos = y.Тогда sin x = , cos y = , x,y-1четверть
Вычислим tg(x+y), cos x и sin y. cosx=; siny=.
Найдем tg (x+y)=
Ответ.4.
- Решите уравнения:
а) arcsin(2x-3)= ,
2x-3=sin и |2x-3| 1,
2x-3=1,
x=2. Ответ.2
б) arctg(x2 -4x+3+ )= ,
x2 -4x+3+ =tg ,
x2 -4x+3+ = ,
x2 -4x+3=0,
x1=3, x2=1. Ответ.3;1.
6. Домашнее задание.
Листы с домашним заданием розданы в начале урока (слайд № 6).
- 4tg(arccos )
- 5sin (arccos)
- sin (arcsin +arccos)
- arcsin (cos 9)
7. Подведение итогов занятия.