Цель урока:
- формирование и развитие слухового восприятия глухих дошкольников неречевыми и паралингвистическими звучаниями на первоначальном этапе обучения.
Оборудование и материалы:
банка с пуговицами, барабан, гармошка, свисток, картинка с изображением барабана, картинка с изображением свистка, картинка с изображением гармошки, игрушка – заяц, картинка с изображением одного его следа, картинка с изображением трех его следов, большая кукла, маленькая кукла, листы А4, фломастеры.
Ход урока:
№ |
Этапы урока |
Содержание |
Дополнительно |
| 1. | Организация начала урока | ||
| а. | Приветствие | П: Добрый день. | Гладит ребенка по руке 2а раза (по количеству слов во фразе). |
| Р: Добрый день. | Гладит педагога по руке 2а раза. | ||
| Б. | Установка | П: Будем слушать и думать. | Педагог производит указательный жест на ухо и голову последовательно. |
| 2. | Выработка УДР на неречевые звучания | ||
| а. | На низкие частоты (барабан). | П: Слушай. | Указательный жест на ухо. |
| П: Положи пуговицу в бутылку. | Изображение действия | ||
| (Педагог встает за спиной ребенка и ударяет в барабан) | |||
| Р: Да. | Показывает на ухо (слышал). | ||
| (Ребенок бросает пуговицу в банку). Звук барабана и упражнение повторяется несколько раз. | |||
| Б. | На средние частоты (гармошка). | П: Слушай. | Указательный жест на ухо. |
| П: Положи пуговицу в бутылку. | Изображение действия | ||
| (Педагог встает за спиной ребенка и играет на гармошке). | |||
| Р: Да. | Показывает на ухо (слышал). | ||
| (Ребенок бросает пуговицу в банку). Звук гармошки и упражнение повторяется несколько раз. | |||
| в. | На высокие частоты (свисток). | П: Слушай. | Указательный жест на ухо. |
| П: Положи пуговицу в бутылку. | Изображение действия | ||
| (Педагог встает за спиной ребенка и дует в свисток). | |||
| Р: Да. | Показывает на ухо (слышал). | ||
| (Ребенок бросает пуговицу в банку). Звук свистка и упражнение повторяется несколько раз. | |||
| 3. | Различение неречевых звуков по частотным характеристикам | Переход к выполнению этих упражнений осуществляется поле определения наличия точной УДР на неречевые звуки разных частот. | |
| а. | Различение низкочастотных и высокочастотных звуков | (Педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением барабана и гармошки. Ударяет в барабан). | |
| П: Где? | Показывает на 2е картинки. | ||
| Р: Вот. | Показывает на картинку с барабаном. | ||
| (Педагог играет на гармошке). | |||
| П: Где? | Показывает на 2е картинки. | ||
| Р: Вот. | Показывает на картинку с гармошкой. | ||
| (Затем педагог повторяет неречевые звучания в разной последовательности несколько раз, ребенок не видит как педагог издает звуки). | |||
| 4. | Различение отдельных характеристик речи. | ||
| а. | Прерывность | П: Это кто? Р: Заяц. П: Как он прыгает? |
Показ зайца. |
| Р: Прыг-прыг-прыг. | Изображает | ||
| П: Молодец. Это заяц. Смотри. Он слушает. | Педагог рисует один и три следа зайца (круги) | ||
| “Прыг”. | Заяц прыгает на 1 след. | ||
| “Молодец, заяц, слушай: прыг, прыг, прыг” | Заяц прыгает, где 3и следа. | ||
| П: Теперь ты. Держи зайца. Слушай. | |||
| П: “Прыг, прыг, прыг” | Ребенок перемещает зайца, где много следов | ||
| П: “Прыг” | Ребенок перемещает зайца, где один след. | ||
| (Упражнение повторяется несколько раз). | |||
| Б. | Громкость | П: Это кто? Р: Кукла. П: Как ее зовут? Придумай. Р: Оля |
Показ большой куклы. |
| П: А это кто? Р: Кукла Катя. П: Какая она? Р: Маленькая. П: А Оля какая? Р: Большая. П: Молодец. Смотри. Оля большая. Она плачет громко: А-А-А-А-А. А Катя маленькая, она плачет тихо а-а-а-а-а-а. Теперь слушай. |
Показ маленькой куклы | ||
| (Педагог за спиной ребенка говорит “А” громко и тихо в различной последовательности). | |||
| П: А-А-А-А-А.Кто плакал? | |||
| Р: Оля. | Показ на большую куклу. | ||
| П: а-а-а-а-а. Кто плакал? | |||
| Р: Катя. | Показ на маленькую куклу. | ||
| (Упражнение повторяется несколько раз). | |||
| 5. | Организация конца урока. | ||
| а. | Оценка и самооценка работы. | П: как ты сегодня работал? Р: Хорошо. |
Использует жест “хорошо” |
| П: Молодец. | Наклеивает на тетрадь ребенка наклейку. | ||
| б. | Прощание | П: До свидания. | Хлопает по руке ребенка в соответствии с количеством слогов. |
| Р: До свидания. | Хлопает по руке педагога 5 раз. | ||
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
П: - Педагог
Р: - Ребенок
УДР – условная двигательная реакция