Пояснительная записка
В окружающем мире прекрасное сложно и многообразно. Восприятие красоты предполагает знакомство с её простейшими, первичными элементами. Элективный курс «Математические законы красоты» должен стать непрерывным процессом воздействия на интеллект учащихся, на их волю, эмоции, эстетическое чувство и мораль. Такая постановка вопроса позволит ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности, поможет учащимся понять, что законы математики взяты из природы и объясняют природу. Кроме учебной цели достигаются и другие – воспитание эстетического вкуса, развитие элементов творчества.
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, рассчитана на 34 часа, то есть на 1 час в неделю.
Задачи программы.
Алмаз становится бриллиантом, когда ограничен должным образом – такова программа эстетического воспитания средствами красоты геометрических форм. Элективный курс «Математические законы красоты» предполагают:
- воспитание любопытства к красоте линий и форм;
- изучения окружающего мира с точки зрения математики;
- формирование у учащихся потребности не только воспринимать прекрасное, но и творить его.
«Математик также, как и поэт или художник, создает узоры. И, если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей… Узоры математика также, как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи также, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики». (Г.Х. Харди)
Цели элективного курса:
- реализация задачи внутрипредметных и межпредметных связей с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, музыкой, литературой, архитектурой, скульптурой;
- углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;
- развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;
- воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира, умений ценить красоту собственного труда;
- создание положительной мотивации обучения на выбранном профиле.
Методические рекомендации
Теоретическая часть программы предполагает использовать каждую возможность привлечь внимание учащихся к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике. Это многое интересное и красивое в самой математике. Это различные примеры красоты из области техники, искусства, природы, к которым математика имеет самое непосредственное отношение. Формируемая таким образом идея красоты, как явления, общего для многих областей знаний, вместе с идеей о математическом характере законов красоты, сближает интерес к математике с интересами к другим областям науки и искусства, как бы переводит одно в другое, делая их единственными и неразрывными. Процесс формирования этих идей длительный. Поэтому необходимо последовательно формировать у учащихся потребность понимать, что многие фигуры и построения, служащие доказательству теории, представляют собой вещи красивые сами по себе, даже независимо от их математического содержания. Теоретическая часть программы способствует формированию у учащихся понятия о том, что красоты тем ярче, чем более богатое содержание она выражает. Красота геометрических форм неизмеримо обогащается, когда раскрывается её математическое содержание и значение.
Практическая часть программы:
- располагает широким арсеналом возможностей исследования и выявления красоты формул, законов окружающего мира;
- способствует развитию навыков графической культуры, точности;
- позволяет устанавливать связь элементов окружающего мира с математикой с помощью красивых линий и формул;
- наглядно ощутить элементы математики в природе и искусстве (с помощью экскурсий).
Инструментарий для оценивания результатов –
практические, лабораторные, творческие работы, экскурсии, конкурс творческих идей, зачеты, тесты.
Предполагаемый результат изучения элективного курса
Изучение элективного курса «Математические законы красоты» позволит:
- выработать навыки исследования законов окружающей природы;
- установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства им формул;
- создавать красоту математических линий.
Учебно-тематический план (перечень тем)
Тема 1.
Законы красоты и симметрия. 6 часов.
Тема знакомит с математическими законами красоты и жизни.
Основная цель:
- систематизировать знания учащихся о симметрии, познакомить с различными видами симметрии живой и неживой природы, применением симметрии.
Тема 2.
Математика слова. 3 часа.
В теме рассматриваются математические мотивы в художественной литературе. Творчество Омара Хайяма и Леонардо да Винчи.
Основная цель:
- сформировать понятие о красоте художественного слова, помочь учащимся понять и почувствовать красоту мысли и слова великого художника, познакомить с произведениями литературы, авторы которых используют понятия математики.
Тема 3.
Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов.
Эта тема раскрывает понятие золотого сечения, золотого прямоугольника и их применение в практической деятельности человека.
Основная цель:
- познакомить учащихся с делением отрезка в отношении золотого сечения и его использованием в архитектуре, скульптуре, музыке, живописи.
Тема 4.
Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 14 часов.
Тема знакомит с понятием, различными способами построения и применением правильных многоугольников в природе и окружающей обстановке.
Основная цель:
- сформировать у учащихся понятие о том, что правильные многоугольники – это создание прекрасного для глаза человека, это искусство, которое украшает нашу жизнь;
- воспитывать эстетические вкусы при выборе цвета и сочетания цветов;
- развивать потребность в создании и применении в жизни элементов красоты.
Для реализации элективного курса предполагается провести 2 лекции, 3 лабораторных работы, 5 практических работ, 1 экскурсию, 3 творческих работы, создать 4 проекта.
Содержание изучаемого курса
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Форма | Используемые технологии | Методические рекомендации, литература |
Тема 1. Законы красоты и симметрия. 6 часов | ||||
1 | Математические законы красоты в жизни. Геометрия живой природы | Лекция | Элементы технологии развивающего обучения | Набор наглядных пособий по теме (выставка) |
2 | Симметрия растений и животных | Экскурсия в природу. Творческая работа «Симметрия живой природы» | Технология индивидуали- зированного обучения |
Фотовыставка |
3 | Теорема бабочки | Обогащение знаний | Технология развивающего обучения | Методическое обеспечение |
4 | Симметрия неживой природы. Кристаллы. | Исследование | Элементы технологии проблемного обучения | Модели кристаллических решеток |
5 | Симметрия в искусстве, технике, рукоделии | Практическая работа | Технология индивидуали- зированного обучения |
Образцы рукоделия учащихся и их родителей |
6 | Периодичность в математике и в жизни | Творческая работа «Периодичность и симметрия» | Элементы проблемного обучения | Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза, М., Знание, 1984 |
Тема 2. Математика слова. 3 часа. | ||||
7 | Математические модели в художественной литературе | Исследование | Технология развивающего обучения | Тексты произведений |
8 | Поэзия – математика слова. Омар Хайям – математик и поэт. | Исследование | Технология развивающего обучения | Омар Хайям, Рубаи, Ташкент, 1982 |
9 | Леонардо да Винчи – творец красоты. Математические мотивы творчества | Обогащение знаний | Элементы проблемного обучения | А. Махов, Леонардо да Винчи, Ташкент, 1982 |
Тема 3. Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов | ||||
10 | Леонардо Фибоначчи. Задача о кроликах | Обогащение знаний | Традиционная технология | Методическое обеспечение |
11 | Числа Фибоначчи и возрастной ряд | Исследование | Элементы проблемного обучения | Проект «Числа Фибоначчи и их применение» |
12 | Учение пифагорейцев о пропорциях | Практическая работа | Традиционная технология | Сообщения:
|
13 | Золотое сечение | Лекция | Технология развивающего обучения | Сообщение «Применение пропорций» |
14 | Золотой прямоугольник и его построение | Исследование | Элементы проблемного обучения | Исследовательская работа «Золотой прямоугольник» |
15 | Золотое сечение и искусство цветоводства | Практическая работа «Построение цветочных клумб» | Технология индивидуали- зированного обучения |
Методическое обеспечение |
16 | Золотое сечение и архитектура | Обогащение знаний | Традиционная технология | Фотоальбом «Шедевры архитектуры» |
17 | Божественные пропорции и скульптура | Практическая работа | Технология развивающего обучения | Проект «Все ли в мире идеально для глаза» |
18 | Математические основы законов красоты в музыке | Творческий поиск | Технология развивающего обучения | Сообщение «Пифагор и музыка» |
19 | Золотое сечение и живопись | Исследование | Элементы проблемного обучения | Методическое обеспечение |
20 | Окружность и круг в орнаментах, узорах, украшениях, технических сооружениях | Творческая работа | Технология индивидуали- зированного обучения |
Выставка «Математика в рукоделии» |
Тема 4. Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 14 часов | ||||
21 | Правильные многоугольники. Точное построение правильных многоугольников | Закрепление знаний | Традиционная технология | Методическое обеспечение |
22 | Приближенное построение правильных многоугольников | Лабораторная работа «Правильные многоугольники» | Технология индивидуали- зированного обучения |
Методическое обеспечение |
23 | Снежинка или кривая Коха | Исследование «Есть ли «Мир снежинок»: тайна формы или закономерность» | Элементы проблемного обучения | К. Левитин, Геометрическая рапсодия, М., Знание, 1984 |
24 | Решение занимательных задач на построение. Звезда шерифа. | Практическая работа | Технология дифференци- рованного обучения |
С. Коваль, От развлечения к знаниям, Варшава |
25 | Геометрический способ решения квадратных уравнений | Исследование | Технология развивающего обучения | Методическое обеспечение |
26 | Паркеты. Искусство укладки. | Лабораторная работа | Технология индивидуали- зированного обучения |
Сообщение «Укладка паркета – искусство» |
27 | Пчелиные соты и ботинки | Исследование в природе | Элементы проблемного обучения | Методическое обеспечение |
28 | Пчела и экономная архитектура | Обогащение знаний | Технология развивающего обучения | Проект «Пчелиная архитектура» |
29 | Чудеса света. Пирамида Хеопса. | Закрепление знаний | Технология развивающего обучения | Сообщение «Чудеса света» |
30 | Лабиринты | Практическая работа «Виды и тайны лабиринтов» | Технология индивидуали- зированного обучения |
Сообщение «Игра или загадка» |
31-32 | Геометрия перегибания листа бумаги | Лабораторная работа | Элементы проблемного обучения | Методическое обеспечение: задачи |
33 | Конкурс творческих идей | Творческий поиск | Технология развивающего обучения | |
34 | Заключительное занятие «В мире нет места для некрасивой математики» | Творческая работа | Технология развивающего обучения | Проект «Красота и математика» |
Литература для учителя
- Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. – М.: Наука, 1981.
- Скопец З.А. Геометрические миниатюры. – М.: Просвещение, 1990.
- Левитин К. Геометрические рапсодии. – М.: Знание, 1986.
- Сергеев И.Н. Примени математику. – М.: Наука, 1989.
- Коксетер Г.С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978.
- Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986.
- Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.
- Махов А. Леонардо да Винчи. – Ташкент: Чулпон, 1990.
- Омар Хайям. Рубаи. – Ташкент, 1982.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. – М.: Просвещение, 1995.
- Математика. Учебно-методическая газета. – М.: Издательский дом «Первое сентября».
Литература для учащихся
- Коваль С. От развлечения к знаниям. – Варшава.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – Екатеринбург, Тезис, 1994.
- Я познаю мир. Математика. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, 1995.
- Занимательно о физике и математике. Библиотечка Квант. - М.: Наука, 1986.
- Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. – М.: 1995.
- Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. – Минск, Вышэйшая школа, 1978.
- Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 19