Занятие по познавательному развитию для воспитанников логопедических групп (в подготовительной к школе группе) на тему: "Один за всех и все за одного"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие по познавательному развитию для воспитанников логопедических групп (в подготовительной к школе группе) на тему: “Один за всех и все за одного”.

Данный материал позволяет воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу; формировать представления о дружбе, о друге; воспитывать отрицательное отношение к трусости, хитрости; учить правильно, оценивать и осмысливать ситуацию; формировать у детей представление о дружбе, взаимовыручки, взаимоподдержки, смелости, справедливости.

Программные задачи:

  • уточнить представления детей о том, что значит “уметь дружить”;
  • учить осмысливать и оценивать ситуацию, понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Речевая задача:

  • упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных существительных;
  • составлять при ответе распространенные предложения;
  • воспитывать умение понимать смысл пословицы: “Один за всех и все за одного”;
  • активизировать словарь детей употребление прилагательных (подбора определений) о друге, дружбе;
  • закрепить знания детей пословиц о дружбе; учить азбуке общения.

Материал: фланелеграф, клубок ниток, “солнышко - грустное, веселое” – пиктограмма, ножницы для каждого ребенка, заготовка для обводки и вырезывания “сердечек”.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети входят в помещение, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки.

Воспитатель: Дети, встаньте в круг, “дружба начинается с улыбки”. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково по имени. Сегодня, со мной произошла невероятная история: “Прихожу я сегодня утром на работу, вдруг слышу, под моим столом кто-то пищит”. Послушайте загадку и отгадайте, кто же это был?

Загадка:

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино).

Появляется Буратино. – А вот и я!

Воспитатель. - У Буратино неприятность. Он нам расскажет, что произошло, а мы ему поможем.

Буратино. - Мы с Мальвиной сидели на полянке. Я рисовал, а Мальвина, известная чистюля, попросила меня умыться. Ух, как я не люблю это делать! Я рассердился на Мальвину, отобрал у нее этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так я попал к вам.

Буратино. – Не знаю, просто так...

Воспитатель. – Буратино, а зачем ты отобрал клубок у Мальвины?

Воспитатель. – Ребята, как вы думаете, правильно поступил Буратино? Почему? Как поступают настоящие друзья, нам поможет рассказать твой клубок.

Буратино. – Ой, как это, покажите скорее!

Воспитатель. – Я, возьму клубок в левую руку, обмотаю нитку вокруг большого пальца правой рукой. Глядя соседу в глаза расскажу, “другом может быть тот, кто... (Ответы детей по кругу) не ссорится, делится игрушками, не отнимает их, поможет в трудную минуту, заботится о друге, дружит и с мальчиками и с девочками, поиграет с ним, поможет, подскажет...

- Вот, Буратино, получился круг дружбы, а твой клубок нам помог рассказать тебе какой должен быть друг.

Буратино. – Я обязательно все запомню, и буду также поступать.

Воспитатель. – Давайте, вспомним под каким девизом, мы начинаем наш день? Дети берутся за руки и произносят пословицу: “Один за всех и все за одного”.

- Что же означает эта пословица? (Ответы детей).

- Посмотрите, на наше солнышко. Какое оно? (Грустное). Пиктограмма грустного солнышка.

- Видишь, Буратино, солнышко грустит, у него нет лучиков. А мы ему подарим лучики-пословицы о дружбе, и наше солнышко перестанет грустить. Дети рассказывают пословицы: “Дружно не грузно, а врозь хоть брось”, “На гору десятеро тянут, под гору один столкнет”, “С миру по нитке – голому рубаха”, “Семеро одного не ждут”, “Один и у каши загинет”, “Одной рукой и узел не завяжешь”, “Один в поле не воин”, “Старый друг лучше новых двух”, “Без беды друга не узнаешь”, “Дружба дружбой, а служба службой”...

- Вот наше солнышко и засияло! (Пиктограмма радостного солнышка).

- Дети, давайте, покажем Буратино, как оно улыбается. Оно помогает нам быть дружными! А сейчас я вам прочитаю сказку С.Михалкова “Как друзья познаются”. А вы подумайте, правильно ли поступили герои по отношению к своим друзьям? (Чтение сказки).

Вопросы:

- Как вы думаете, почему Бобер не хотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном?

- Почему Кабан сказал: “Ты иди первый, ты старше, тебе почет”?

- Помогла ли Лиса хоть чем-нибудь Бобру?

- Почему же она закричала: “Кабан, спасай Бобра, пропадет наш Бобер”?

(Подвести итог).

- А как же поступают настоящие друзья? Расскажите. (Ответы детей).

- Послушайте новую пословицу: “Сам прощай, а товарища выручай”. Что значит эта пословица? (Ответы детей). Скажем все вместе ее хором.

- Вот, Буратино, как поступают настоящие друзья!

Буратино.- Да, теперь то я знаю! А еще я понял, что очень обидел Мальвину. Но как же мне теперь поступить, подскажите? (Рассказы детей).

Я возьму клубок и сделаю так как вы мне подсказали. Вы действительно дружные ребята!

Воспитатель. - А еще, Буратино, мы хотим подарить тебе и твоим друзьям наши “сердца дружбы”, чтобы ты помнил о том, мы тоже ваши друзья. (Дети обводят по трафарету силуэты сердца и вырезают их и дарят Буратино).

Буратино.- Спасибо! До свидания! Теперь и вы мои друзья!

Дети прощаются с Буратино и с гостями.