Работая в школе уже довольно долгое время, я не раз задумывалась над тем, как научить ребят не только грамотно писать словарные слова (хотя бы немного), но и чтобы они запомнили их за весь начальный курс обучения как таблицу умножения?
Выписав все словарные слова по классам, я увидела следующую таблицу:
Классы | Количество слов |
1 | 6 |
2 | 66 |
3 | 79 |
4 | 87 |
Очень долго и внимательно присматривалась к ним, группировала, изменяла, подбирала группы так, чтобы слова подходили по орфограммам, по смыслу и ещё, чтобы из слов каждой группы можно было составить какой-либо рассказ.
В результате всей работы получилось 35 групп (Таблица 1).
Эти группы имеют следующие особенности:
- Каждая группа включает в себя разное количество слов: от 2-х до 16-ти.
- При группировке обязательно учитывались возрастные особенности учащихся, чтобы ребятам 1-го класса не пришлось запоминать слова 4-го класса.
- Окончание изучения слов в I четверти 4-го класса, а II, III, IV четверти – повторение и закрепление.
Принцип работы со словарными словами заключается в следующем
1. Записываю готовую группу слов на доску:
Месяц Январь Заяц |
Язык Сеялка Памятник |
2. Ставим ударение.
3. Выделяем орфограмму.
4. Проговариваем.
5. Выясняем значение непонятных слов (Месяц – единица исчисления времени = 1/12 части года; диск луны. Январь – первый месяц календарного года. Заяц – небольшой зверёк из отряда грызунов; безбилетный пассажир или зритель без билета. Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, служит в образовании звуков речи; металлический стержень в колоколе; что-то имеющее удлинённую форму - языки пламени, в обуви; пленный; система знаков, звуков – язык животных, язык жестов; речь. Сеялка – машина для посева семян. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память о ком или чём-нибудь; сохранившийся предмет культуры прошлого – древние рукописи.)
6. С закрытыми глазами повторяем в любом порядке, как запомнили (по вариантам, по рядам, мальчики-девочки и т.д.).
7. Называем последовательно сверху вниз и наоборот (если позволяет количество слов).
8. Составляем рассказ (Например, “В январе месяце заяц прилепил свой язык к сеялке и стоял как памятник”).
При составлении рассказа иногда получается “чепуха”, но ребятам очень нравится, и они хорошо запоминают группы слов.
Обобщая первую часть своей идеи, я отмечаю, что при такой работе:
- Задействованы все три типа памяти: слуховая, зрительная, кинетическая.
- Вырабатываются внимание и орфографическая зоркость.
- Идёт работа по развитию речи и творческих способностей учащихся.
- Осуществляется включённость всех учащихся.
- Ребята запоминают все словарные слова за начальный курс обучения.
Вторая часть идеи заключается в том, что все словарные слова были соединены с таблицей умножения
Здесь пришлось все словарные слова разделить по количеству букв. В результате этой работы получилось 42 группы по 5 слов в каждой группе (Таблица 2). Тогда все ребята в классе тоже делятся на 5 групп.
Полученные группы слов имеют следующие особенности:
1. Все слова зашифрованы на отдельных скрепленных фишках (зайчиках, ёлочках, грибочках, и др.).
2. На фишках – числа. Они соответствуют произведениям, записанным на конверте. (Рисунок 1)
3. Каждая фишка с числом – это отдельная буква на обратной стороне.
Принцип работы со словарными словами, связанными с таблицей умножения заключается в следующем
1. Я называю произведение чисел, записанных на конверте, результат которых соответствует числам на фишках. Учащиеся в это время кладут фишки с числами в той последовательности, в какой я называю произведения. (Рисунок 2)
2. Ребята переворачивают фишки. При хорошем знании таблицы умножения у них получаются ключевые слова из разных пяти групп. (Рисунок 3)
3. Учащиеся записывают ключевое слово и все другие слова, которые включены в данную группу. Прорабатывают их.
4. Каждая группа ребят называет свои слова. При этом все следят друг за другом, исправляют, дополняют.
Обобщая вторую часть своей методической идеи, отмечаю
- При такой работе за короткий промежуток времени на уроке можно повторить от 30-ти до 50-ти слов;
- Соединение словарных слов с таблицей умножения вносит в урок элемент интеграции;
- Идёт повторение и закрепление табличного и внетабличного умножения и развитие памяти;
- Осуществляется включённость всех учащихся;
- Во время работы на уроке нет равнодушных.
Таблица 1. Группы словарных слов, изучаемых в 1 – 4-х классах
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Скоро Быстро Весело Около Однажды Налево Направо Потом Вокруг Хорошо |
Пенал Дежурный Тетрадь Ученик Учитель Резинка Ребята Дневник |
Отец Трактор Хлебороб Комбайнер Комбайн Овёс Костёр Осина Обед |
Вчера Вместе Везде Сегодня Впереди Издалека Теперь Сейчас Всюду |
Корова Солома Молоко Ворона Сорока Воробей Соловей Собака |
Самолет Салют Вагон Ракета Завтрак Багаж Красная площадь |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Погода Огород Овощ Помидор Огурец Морковь Горох Яблоко Яблоня Орех |
Народ Работа Завод Машина Трамвай Автобус Капуста Картофель Малина Арбуз Автомобиль |
Суббота (-ник) Русский Класс Рассказ Шоссе Расстояние Пассажир Хоккей Аккуратно Одиннадцать Медленно Аллея Металл Коллектив Килограмм Коллекция |
Сентябрь Декабрь Февраль Ветер Берёза Медведь Деревня Инженер Председатель Интересный Телефон Пшеница Прекрасный |
Адрес Четверг Среда Желать Север Беседа Мебель Валенки Метро Сверкать Путешествие |
Магазин Апрель Тарелка Стакан Кастрюля Пальто Платок Сапоги Газета Сахар Карандаш |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Жёлтый Чёрный Тяжёлый Пошёл Шёлк Ещё |
Директор Животное Пионер Рисунок Километр Горизонт Библиотека |
Заяц Язык Месяц Январь Сеялка Памятник |
Город Девочка Товарищ Колхоз Хороший Урожай |
Октябрь Ноябрь Гореть Кровать Портрет Подарок |
Солдат Победа Свобода Командир |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Лисица Улица Сирень Партизан |
Агроном Шофёр Дорога Восток Болото Хозяйство |
Вторник Ужин Пятница Жилище Билет |
Мороз Ботинки Коньки Лопата Молоток Топор |
Восемь Двенадцать Шестнадцать Лагерь Герой Календарь |
Железо Семена Песок Растение Земляника |
1. 2. 3. 4. 5. |
Фамилия Квартира Картина Комната |
Москва Россия Родина Столица |
Здравствуй Чувство Лестница Праздник |
Вдруг Здесь Сверху Снизу Сделали |
Кремль Богатство Вокзал Корабль Счастье |
Экскурсия Электри-чество Электро-станция Электровоз |
1. 2. 3. |
Космос Космонавт |
Одежда Посуда Ягода |
Спасибо До свидания Приветливо |
Земледелие Воскресенье Понедельник Правительство |
Завтра Слева Справа Назад |
Таблица 2. Группы словарных слов, связанные с таблицей умножения
Магазин Фамилия Трамвай Помидор Тяжёлый |
Инженер Комбайн Тетрадь Русский Девочка |
Лисица Одежда Погода Платок Солома |
Орех Язык Шёлк Обед Отец |
Север Вагон Здесь Слева Вчера |
Интересный Двенадцать Библиотека Электровоз Расстояние |
Воробей Молоток Медведь Свобода Завтрак |
Валенки Рисунок Агроном Корабль Счастье |
Лагерь Мебель Апрель Вокзал Ноябрь |
Везде Вверх Ужин Заяц Ещё |
Сапог Скоро Шофёр Среда Билет |
Календарь Комбайнер Коллектив Аккуратно Килограмм |
Комната Кровать Пятница Суббота Оборона |
Четверг Октябрь Деревня Портрет Самолёт |
Весело Космос Желать Ракета Пионер |
Горох Мороз Народ Осина Улица |
Герой Салют Назад Метро Аллея |
Земляника Земледелие До свидания Председатель Приветливо |
Тарелка Морковь Товарищ Телефон Капуста |
Соловей Резинка Ботинки Декабрь Рассказ |
Ворона Коньки Машина Восемь Жилище |
Завод Ветер Ягода Пошёл Класс |
Пенал Сахар Город Месяц Топор |
Шестнадцать Путешествие Воскресенье Понедельник Одиннадцать |
Командир Счастье Подарок Родина Сирень |
Вместе Справа Снизу Арбуз Песок |
Чёрный Посуда Костёр Сорока Газета |
Шоссе Адрес Багаж Около Вокруг |
Победа Завтра Сверху Сейчас Металл |
Красная площадь Электростанция Электричество Правительство Прекрасный |
Вторник Однажды Впереди Направо Москва |
Карандаш Памятник Животное Растение Горизонт |
Быстро Январь Ребята Огород Корова |
Берёза Работа Пальто Урожай Огурец |
Болото Железо Гореть Семена Хорошо |
Хозяйство Богатство Экскурсия Революция Партизан |
Сверкать Директор Километр Пассажир Издалека |
Картинка Пшеница Автобус Хороший Учитель |
Жёлтый Машина Сеялка Лопата Молоко |
Ученик Стакан Собака Яблоко Колхоз |
Беседа Кремль Налево Россия Теперь |
Квартира Сентябрь Кастрюля Дежурный Хлебороб |