Цели:
- Обобщить, систематизировать полученные знания о буквосочетаниях, понятия синонимы, антонимы.
- Учить употреблять в устной и письменной речи эти сочетания.
Ход занятия
Организационный момент.
Познакомимся с главными героями нашего урока <Рисунок 1, 2>.
Рисунок 1
Рисунок 2
1. Чистописание
Перед вами буквы.
- Что интересного о них вы можете сказать? (Гласные, показывают твердость согласного, пишутся после шипящих, это орфограмма) <Рисунок 3, 4, 5, 6>.
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
- В каких словах встречаются? Как обозначается орфограмма на письме?
и а а | |
жи | жираф жители жираф пружина |
ча | чайная встреча туча печать |
ща | пощада площадь роща угощать |
2. Тема урока
Вставьте буквы, прочтите тему нашего урока. <Рисунок 7>
Рисунок 7
Тема:
Ч_ - Щ_,
Ч_ - Щ_, Ж_ -Ш_- всегда правильно пиши.
- Игра “Задай вопрос, оцени ответ!” (1 ряд задаёт вопрос, второй отвечает.)
(Какая орфограмма так обозначается на письме? Есть ли в слове перчатки орфограмма, которая так обозначается? А в слове чемодан? Вспомни слово, в котором 2 таких орфограммы. И т.д.) <Рисунок 8 >
Рисунок 8
3. Словарная работа
а) Картинный диктант. <Рисунок 9,10,11,12,13,14>
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
б) самостоятельная работа на компьютере (вставить пропущенные буквы).
Фронтальная проверка: Щ.ка, свеч., ш.шка, мыш., ч.йка, туч., маш.на, зайч.та, ж.раф.
4. Синонимы, антонимы.
Какие слова называются синонимы? Антонимы? Замените выделенные слова на слова с нашей орфограммой. <Рисунок 15>
Рисунок 15
Д. Грустный волшебник жил в середине леса. (синонимы)
Редко он ходил аккуратным. (антонимы)
По утрам любил пить ароматный чай. (синонимы) < Рисунок 16>
Рисунок 16
Печальный чародей жил в чаще леса.
Часто он ходил чумазым.
По утрам любил пить душистый чай.
5.Физминутка.
ши-ши-ши- ты руками помаши!
жи-жи-жи- лево-право покажи!
ча-ча-ча- руку тянем да плеча.
ща-ща-ща- кулаками повращать!
чу-чу-чу- головой кручу.
щу-щу-щу- на полу поищу!
6. Развитие речи.
Употребление слов с изучаемой орфограммой для составления предложений.
Грядущий праздник. (8 марта) Кого поздравим?
Наших девочек. Напишем о них рассказ. Начало предложения появляется на мониторе, как подпись к фото, конец предложения нужно выбрать из предложенных вариантов с доски. Найти и подчеркнуть орфограмму, выполнить дополнительное задание.
Чуткие Юли… шарик надули. (главные члены) <Рисунок 17> Чудесные Олеси… носы повесили. (слово, обозначающее действие) <Рисунок 18>
Рисунок 17
Рисунок 18
Надела Катя… дымчатое платье. (Слово - признак предмета)
Рисунок 19
Печальная Саша …не любит кашу. (Почему не раздельно)
Рисунок 20
Соня случайно.. посолила чай. (Однокоренные к слову посолила)
Рисунок 21
Угощала Таня …гостей сметаной. (Главные члены)
Рисунок 22
Разобрали Насти… машину на запчасти. (Предлоги)
Рисунок 23
Могучая Анна… танцевала в ванной. (Синоним к слову могучая)
Рисунок 24
7. Итог урока.
Рисунок 25
Рисунок 26