Реализация воспитательной программы школы, разработанной на основе музейной педагогики

Разделы: Внеклассная работа


Школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. К сожалению, в последнее время был утрачен механизм взаимодействия образования и воспитания.

Идет активный поиск новых форм этого механизма. Каждая школа при отборе содержания воспитательного процесса стремится увеличить значимость общечеловеческих ценностей, наполняющих среду развития и воспитания наиболее важными достижениями и ценностями русской национальной культуры, региональных и местных традиций, обычаев и ритуалов, помогающих воспитывать у детей любовь к Отчизне и родному краю, уважение к истории и культуре своего народа.

Обновление содержания и структуры воспитательного процесса на основе отечественных традиций и музейной педагогики лежит в основе программы “Музей как центр воспитательной работы и культурно-просветительской деятельности в социуме”, реализуемой в школе №12.

Но сначала был создан сам музей. По инициативе директора школа Проскуряковой Н.И., при активной деятельности энтузиаста и профессионала музейного дела Ларионовой Н.Г. была проделана организационная работа. Правовой поддержкой явилось Письмо Министерства образования РФ от 12 марта 2003 года, которое “рассматривает школьные музеи как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует ОУ, органам управления образования всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам их организации и функционирования”.

Почему именно на основе музейной педагогики построена наша программа?

Сегодня музейную педагогику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину, интегрирующую информацию музееведения, педагогики, психологии, культурологии, истории. Музейная педагогика в теории и на практике реализует различные подходы, методы и средства в работе с разными социальными группами, рассматривает музей как образовательную среду, способствующую целостному развитию личности.

Музей как сохраненное и охраняемое пространство культуры может и должен не только хранить, собирать и изучать разнообразные артефакты, но и влиять на сообщество, пробуждая творческие интересы и потенциал человека, особенно стимулируя самоактуализацию способностей детей и подростков. В качестве приоритетных направлений деятельности нашего историко-художественного школьного музея можно выделить три направления:

  1. Культурно-образовательное (с широким спектром культурных задач и нацеленностью на различные категории посетителей);
  2. Музейно-педагогическое (связанное с выполнением конкретных воспитательных проектов, ориентированных на учащихся);
  3. Специальное (связанное непосредственно с развитием собственно музейного дела).

Первоначально мы предполагали, что это будет музей истории школы. Но история школы неразрывно связана с историей города и людьми, которые живут рядом. Поэтому неотъемлемой частью деятельности музея стали выставки художников Братска, встречи с молодыми поэтами, бардами и просто интересными личностями.

Большое значение мы уделяем продуктивным формам работы – это большие и малые проекты. Реализованы проекты: “Маленькая страна – школа №12” - и результат - фантастические макеты будущей школы; “Музей в чемодане” – и результат - конкурс юных коллекционеров, “Дочки-матери” – и результат – выставка семейного творчества и альбом “Моя мама лучше всех”.

Стали традиционными школьные конкурсы экскурсоводов. Это не просто конкурс – это школа социализации подростков. Ребята “примеряют” на себя роль журналиста, краеведа, хранителя, лектора, музееведа, художника-экспозиционера. Результатом огромной поисковой работы стали экспозиции школьного музея “Учитель-творец” и “Боевая слава 23 микрорайона”. Второй год наши ребята становятся призерами городского конкурса экскурсоводов.

Школьный музей постоянно преобразуется как внешне, так и по своему фондовому содержанию. Сейчас в нем есть исторический зал, художественный зал и новая структурная единица – “музей-сад”. Зимний сад был создан во время Недели добрых дел, посвященных 60-летию Победы. По инициативе ребят, в память о миллионах погибших в Великой Отечественной войне, появился этот зеленый уголок и органично дополнил наш музейный комплекс. Руководитель зимнего сада разработала программу экологического воспитания “Живица”, по которой ребята будут изучать природу родного края, заниматься исследовательской работой, участвовать в экологических конкурсах и акциях, реализовывать проект “Зеленый уголок”, который победил в грантовом конкурсе “100 проектов РУСАЛа”

Постоянно ведется поиск новых форм работы. Этим летом мы впервые провели поисковую экспедицию. Небольшая группа ребят начала подготовку к 50-летнему юбилею города: собирали материал о первостроителях, изготавливали макет Братского острога и отсняли интересный материал для видеофильма, который они назвали “Братск строящийся и нестроящийся”. Надеемся, что эта работа ребят станет началом создания школьной киностудии “Хроники”. Так рождаются новые проекты.

Участвуя в городском конкурсе школьных музеев в 2005 году, историко-художественный музей нашей школы занял 2 место в номинации “Экспозиционная работа” и 3 место в номинации “Экскурсионная работа”.

В современном обществе жизнь предельно открыта и требует постоянного самоопределения, самодеятельности и ответственности от каждого.

Подготовиться к полноценной жизни ребенок может, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детского сообщества. Такие условия могут быть созданы в ДОО. Важными особенностями ДОО являются то, что это пространство проб для ребенка, не носящее обязательного регламентированного характера, при этом дети воспринимают свою деятельность совершенно серьезно и ответственно, как реальное и настоящее дело.

В нашей школе созданы ДОО “Жемчужинка” (1-4 классы) и общественное движение старшеклассников “Менеджеры школы XXI века”. Ребята среднего звена входят в состав различных объединений по интересам: это студия журналистики “Коктейль”, поэтический клуб “Лира” и др., и в том числе совет музея “Встреча”. У него есть свой Устав, девиз, эмблема, проводятся заседания, учеба музееведов и даже экзамен по знанию основ музейной работы. Есть свои реализованные и будущие проекты. Среди реализованных - фотовернисаж “Наш музей. Страницы истории”, а среди будущих – “Бал медалистов школы №12”.

Классные руководители за основу своего планирования работы с классом берут музейные проекты. Формируется творческая группа педагогов, которая на уроках своего предмета используют элементы музейной педагогики, такие как урок в музее, музейный предмет, музейная площадка, интерактивная экспозиция, сочинение по увиденному и услышанному и др. Это учителя географии, истории, литературы, изо, технологии, музыки. И как результат, 18 дипломантов городского конкурса методических разработок “Открытый урок”.

Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему. Именно в таком музее может быть воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей и в полной мере реализован принцип - “Музей для детей и руками детей”, с переносом центра тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания музея, который по существу является постоянным и не должен иметь завершения.

Для осуществления деятельности в рамках любого направления важную роль играет наличие и качество ресурсов, т.е. возможностей для развертывания этой деятельности:

  • кадровый ресурс (наличие должностей и их профессиональный уровень, методическая учеба);
  • управленческий ресурс (наличие взаимосвязей, нормативных, локальных актов, систематическое стимулирование педагогов);
  • пространственно-временной ресурс (место и время для развертывания деятельности).
  • Для укрепления престижа и оптимизации деятельности школьных музеев, тем более, что число их стало расти, необходимо:
  • поддержка и содействие со стороны комитета по культуре, спорту и молодежной политике, БГОМ;
  • городское положение о статусе школьного музея, разработать процедуру сертификации школьных музеев, что давало бы возможность вводить в штатное расписание заведующих музеем, художника-экспозиционера, например;
  • программа подготовки музейных педагогов, музейного актива учащихся;
  • координационный центр или научно-методический совет по музейной работе, который бы занимался решением выше перечисленных вопросов;
  • грантовый конкурс общественно-значимых инициатив школьных музеев, который бы помог решению финансовых проблем в реализации интересных проектах;
  • расширения среды школьного музея за счет внешних контактов.