Цели:
- образовательные: сформировать общие представления о плотности вещества, ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет сделать вывод;
- развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала.
Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные работы, обсуждение демонстрации.
Оборудование: тела разной массы одинакового объема, тела одинаковой массы разного объема, вода, спирт, мензурка, весы, деревянные бруски, тела неправильной формы, кубик 1см3, ареометр.
План урока
- Повторение ранее усвоенных знаний.
- Мотивация учебной работы.
- Демонстрация опытов.
- Выводы, вытекающие из экспериментов.
- Развитие полученной информации.
- Плотность вещества.
- Решение задач (закрепление).
- Подведение итогов.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Начнем наш сегодняшний урок с повторения ранее изученного.
- Записать формулу движения и назвать входящие величины и единицы измерения.
- Как определить массу тела?
- Какие вещества вы знаете?
- Какие у них свойства?
- Какую форму имеют данные тела и как найти их объем?
- Прямоугольный параллелепипед (V=abc);
- Тело неправильной формы (с помощью мензурки).
А теперь послушаем легенду об истории, которая произошла с древнегреческим ученым Архимедом. Однажды царь Герон поручил Архимеду узнать, из чего сделана корона: из чистого золота или в ней есть примеси более дешевых металлов.
Поможем Архимеду решить задачу?
Сможем ли мы сейчас ответить, из чего сделана корона? Что для этого нужно знать? Мы подошли к изучению новой темы, то есть узнаем еще об одной физической величине. Название зашифровано здесь: НОТСЛОПТЬ. (Объявляется цель урока.)
Обратимся к опытам.
1) Берем рычажные весы. Уравновесим. На чашках весов тела разного объема, но одинаковой массы. Объемы разные, но массы одинаковы.
2) Берем тела одинакового объема, но разной массы.
Вопрос к учащимся: Почему так получается? От чего это зависит? (Учащиеся делают вывод – зависит от рода вещества.)
3) На чашках весов 2 мензурки, массы которых равны. Нальем одинаковое количество жидкости – в одну спирт, в другую – воду. Вопрос к учащимся: что замечаем? (Учащиеся отвечают, что мензурка со спиртом легче.) Делаем вывод: эти опыты подтверждают, что масса в единице объема зависит от рода вещества. Масса 1см3 вещества может служить характеристикой вещества. Эту физическую величину называют (посмотрите на название темы и расшифруйте его) ПЛОТНОСТЬЮ и найти ее можно по формуле
Демонстрируется кубик 1см3. Вопрос к учащимся: как понять, насколько много это или мало? Переходим к знакомству с таблицей плотности, в которой находим плотность вещества, из которого сделан кубик. Вводим единицу плотности г/см3.
Переходим к закреплению применения формулы на практике.
Найдем плотность деревянных брусков, лежащих на ваших столах, произведя необходимые измерения (измеряем массу и объем тела). Записываем на доске полученные значения плотности первого и второго ряда. Делаем вывод: значения плотности, полученные учащимися первого ряда и учащимися второго ряда, одинаковы. Это говорит о том, что бруски каждого ряда были изготовлены из одного и того же материала.
А как быть с телами неправильной формы? (Ответ учащихся – объем можно найти с помощью мензурки.)
Существуют приборы, с помощью которых определяют плотность вещества. Демонстрируем один из них: ареометр – это прибор для измерения плотности жидкости (например, плотность раствора в аккумуляторе).
Переходим к решению задач.
1. Что означает запись: плотность гранита 2600кг/м3?
2. Масса 10см3железа 78 г. Чему равна плотность железа?
3. Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный имеют одинаковые объемы. Определите, какой из них имеет наибольшую массу, наименьшую массу. Почему?
4. В два сосуда хотят налить одинаковые массы разных жидкостей: воды и крепкого соленого раствора. Как вы думаете, для какой жидкости нужно взять больший сосуд?
5. А теперь помогите Архимеду решить задачу.
Для подведения итогов решим кроссворд.
- Зависимость массы в единице объема (плотность).
- Местонахождение подсказки (таблица).
- Эталон массы (килограмм).
- Физическая величина, характеризующая движение (скорость).
- Величина, необходимая для нахождения плотности (объем).
Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили?
Организация работы дома:
- Прочитать по учебнику С.В.Громова §9 и ответить на вопросы в конце параграфа.
- Изучить опорную схему “Плотность вещества”.(Приложение)
Литература
- Физика 7 кл. С.В.Громов, Н.А. Родина, М., Просвещение, 2000г.
- Проверка знаний учащихся по физике (6-7 класс)
- Урок физики в современной школе. Творческий о поиск учителей. Составитель Э.М.Браверман под редакцией В.Г.Разумовского, М., Просвещение, 1993г.