Театр в системе художественной культуры Башкортостана ХХ в.

Разделы: МХК и ИЗО


Урок по МХК, 11 класс.

Тип урока: семинар (спаренные уроки по 45 мин – 90 минут).

Цель: рассмотреть историю театра в художественной культуре республики XX века.

Задачи:

  • систематизировать знания учеников по мировой художественной культуре, в частности России и Башкортостана;
  • определить истоки формирования художественной культуры;
  • классифицировать виды искусства, дать определение ведущему виду искусства в тот или иной период времени;
  • рассмотреть становление театральной культуры края в начале ХХ века;
  • проследить историю развития национальных театров республики;
  • проследить историю развития других профессиональных театров республики;
  • подвести итоги занятия.

Опережающее задание по заранее предложенному списку литературы: подготовить сообщения по истории различных театров Башкирии.

Методы работы: беседа, опрос, анализ, закрепление материала, запись в тетрадях, подведение итогов.

Интегративные связи: МХК, история Отечества, история и культура Башкортостана.

Оформление доски: таблица “Театры Башкортостана” [таблицу заполнять в тетради].

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала:

  • сущность художественной культуры;
  • истоки художественной культуры;
  • особенности формирования профессиональной художественной культуры;
  • развитие системы художественного образования в республике.

3. Определение театра как вида искусства.

4. Выступления учеников:

  • Театральная культура в начале ХХ века;
  • Становление башкирского государственного театра;
  • Становление стационарного русского театра.

5. Подведение итогов по первой части семинара. Запись на доске и в тетрадях.

6. Выступление учеников:

  • Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури;
  • Сибайский государственный башкирский драматический театр им. Арслана Мубарякова;
  • Салаватский башкирский драматический театр.

7. Дополнение учителя:

  • Своеобразие театральной культуры в 1930-х гг. (трам, театр “Синяя блуза”),
  • театр кукол.

8. Подведение итогов по второй части семинара. Запись на доске и в тетрадях.

9. Фронтальный опрос: Какие театры возникли в республике в последние десятилетия? В чём заключается своеобразие театральной культуры на современном этапе? Назвать существующие в настоящее время театры.

  • Республиканский русский драматический театр;
  • Туймазинский государственный татарский драматический театр;
  • Уфимский государственный татарский театр “Нур”;
  • Национальный Молодёжный театр РБ.

10. Выступление учеников:

  • Театральная культура Стерлитамака:
  • Стерлитамакский башкирский театр,
  • Стерлитамакский русский драматический театр,
  • Театр танца.

11. Подведение итогов по третьей части семинара. Запись на доске и в тетрадях.

12. Подведение общих итогов. Контрольные вопросы по изученному материалу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актёрами на глазах у зрителей. Театр – коллективное творчество, в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссёра, художника, композитора, актёра. В театре творчество (создание образа актёром) протекает на глазах у зрителя.

Учитель: Когда происходит становление театрального искусства в нашем крае? Назовите театральные коллективы, которые выступали в Уфимской, Оренбургской губерниях в начале ХХ в.

Сообщение № 1 - Театральная культура края в начале ХХ века.

1-й ученик: Театральная культура Башкортостана берёт своё начало с любительских театральных трупп, выступавших в Уфимской, Оренбургской губерниях. В Оренбурге группа артистов, возглавляемая И. Кудашевым-Ашкадарским, объединяется в театральную труппу “Сайяр”. В 1911 г. в Бирске создаётся театральный кружок с участием Е. Сыртлановой. В мае 1912 г. первая татарская артистка С. Гиззатуллина-Волжская основала в Уфе профессиональную театральную труппу “Нур” (“Луч”). Спектакли труппы “Нур” оформлял первый профессиональный башкирский театральный художник С. Якшибаев. Труппа “Нур” сыграла заметную роль в становлении национального театрального искусства. В Оренбурге в 1916 г. была образована профессиональная татаро-башкирская труппа “Ширкет” (“Товарищество”). Руководил коллективом один из крупнейших актёров-мусульман В.Г. Муртазин-Иманский. Вышеназванные труппы явились достойными предшественниками будущего башкирского театра.

2-й ученик: Русские театральные труппы выступали в Уфе ещё в ХIХ веке. В 1894 г. в саду Видинеева (сейчас – им. С.Т. Аксакова) был построен летний театр. В начале ХХ в. все летние сезоны в Уфе “держали” антрепренёры. В 1916-1917 гг. летние театральные сезоны в Уфе организовывала антреприза П.П. Медведева. После февральской революции 1917 г. несколько актёров из антрепризы Медведева, объединившись с любителями, образовали “Уфимское товарищество артистов и любителей театрального искусства”.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что театральная культура края уже в начале ХХ века была достаточно разнообразной. Как развивался театр в советское время? Известно, что в Башкирии башкирский театр – один из самых старейших национальных театров в России. Проследим историю становления башкирского государственного театра.

Сообщение № 2 – Становление башкирского театра.

1-й ученик: К июню 1920 г. в Стерлитамаке был организован башкирский театр, который стал называться Первым Башкирским государственным театром. Ядром театра стали профессиональные актёры В. Муртазин, М. Иманская, И. Зайни, А. Хисамов, художник С. Якшибаев, любители Б. Юсупова, Г. Ушанов, Г. Карамышев. Спектакли шли в сопровождении оркестра народных инструментов, которым руководил Х.К. Ибрагимов. Режиссёром труппы был В.Г. Муртазин. В марте 1922 г. В. Муртазин поставил спектакль “Башмачки” Х. Ибрагимова, положивший начало новому жанру в башкирской драматургии – музыкальной комедии. В 1922 г., когда столицей Башкирии стала Уфа, вместе со всеми правительственными учреждениями в новую столицу переезжает Первый Башкирский государственный театр, который размещается во Дворце труда и искусств. В труппу, прибывшую из Стерлитамака, вливаются театральные силы Уфы. Наиболее популярным автором в 20-е гг. был М. Бурангулов. Его пьесы “Ашкадар”, “Башкирская свадьба” не сходили со сцены. Внешне эффектные и занимательные они нравились актёрам и зрителям. В них ощущалось знание автором национального фольклора, обычаев и характера башкир.

2-й ученик: Дальнейший творческий рост башкирского театра в большой степени зависел от актёрских кадров. В 1930 г. почти все окончившие театральное отделение техникума искусств, из них прославившиеся впоследствии актёры – З. Бикбулатова, А. Мубаряков – присоединились к составу театра. Летом 1930 г. Башкирский государственный театр выступил на Олимпиаде искусств народов СССР с “Карагулом” Д. Юлтыя и “Овечьим источником” Лопе де Вега. В результате участия на Олимпиаде Башкирский государственный театр был отнесён к 1-ой группе национальный театров СССР. В 1933-1934 г. в репертуаре Башкирского государственного театра уже значилось 27 пьес. Главным режиссёром театра в это время являлся М. Магадеев. В конце 1934 – начале 1935 г. в республике отмечали 15-летний юбилей театра. Башкирский государственный драматический театр был переименован в Башкирский государственный академический театр. Актёры театра Г. Мингажев, А. Зубаиров, М. Магадеев, Б. Юсупова, Г. Карамышев, Г. Ушанов были удостоены почётных званий Народного артиста БАССР и Заслуженного артиста БАССР. В.Г. Муртазину было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что приезд в Стерлитамак В. Г. Муртазина и организация мусульманской труппы при отделе искусств БНКП положили начало развитию башкирского профессионального театра на территории республики. Что стало основой русского стационарного театра и как происходило его становление в республике?

Сообщение № 3 – Становление русского театра.

1-й ученик: С самого начала своей деятельности государственные органы управления культурой предпринимали попытки организовать в Уфе стационарный театр. В сентябре 1919 г. театральной коллегией, в распоряжение которой перешёл Дворец труда и искусств, была набрана Русская драматическая труппа. Состав труппы был непостоянным и в 1921 г. коллектив распался. В середине 20-х годов характерным элементом культурной жизни стали многочисленные передвижные коллективы, как правило, недолговременные.

2-й ученик: 7 октября 1930 г. было принято Постановление Совета народных комиссаров РСФСР “Об улучшении театрального дела”, в котором ещё раз одной из главных задач партийных и государственных органов на местах объявлялась создание постоянных стационарных театров. В тот момент актёры распавшейся опереточной труппы под управлением Г.С. Гросс организовали небольшой передвижной коллектив, выступавший в клубах различных предприятий. Наибольшим успехом у зрителей пользовалась музыкальная комедия “Дружная горка”, давшая название труппе. В труппу был приглашён Д. Касьянов, ставший главным режиссёром. 5 ноября 1930 г. состоялось открытие нового театрального сезона – был показан спектакль “Первая конная” Вс. Вишневского.

3-й ученик: В зимний сезон 1931/32 гг. был приглашён новый коллектив во главе с А.В. Андреевым. Сезон был открыт постановкой пьесы “Темп” Н. Погодина. В 1933-1934 гг. в репертуар Республиканского русского драматического государственного театра входило уже 18 пьес советских, русских и иностранных авторов. Однако театр до 1938 г. не имел постоянного творческого состава, каждый год набирался новый состав актеров, что сказывалось и на качестве постановок.

Учитель: Подведём некоторые итоги. В тетрадях заполним таблицу, в которую будем записывать название театра, год возникновения, место “дислокации”. Далее в течение занятия продолжайте заполнять таблицу. Окончательно оформите её дома. Это и будет вашим домашним заданием.

Национальные театры Русские театры
1.

2.

3.

1.

2.

3.

Учитель: Проследим историю Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури до наших дней включительно.

Доклад ученика о Башкирском государственном академическом театре драмы им. М. Гафури (по материалам статьи Кусимовой С. Башкирский академический театр драмы // Ватандаш. – 1997. - № 2. – С. 41-46; № 3. – С. 88 - 97).

Учитель: Какие ещё национальные театры успешно развиваются и радуют зрителей своими постановками?

Ученики: Сибайский и Салаватский театры, основой которых стали колхозно-совхозные театры в Баймаке и Аургазах.

1-й ученик: Сибайский колхозно-совхозный театр был создан в 1931 г. в Баймаке на базе самодеятельного коллектива и выпускников техникума искусств и некоторое время назывался “Вторым башкирским государственным театром”. В создании этого театра активное участие приняли актёры и режиссёры: Б. Имашев, А. Мубаряков, М. Хабибуллин, художники Г. Имашева, М. Арсланов. Главным режиссёром театра долгое время был К. Бакиров. В репертуар театра в первые годы его существования вошли пьесы “Карагул”, “Урняк”, “Башкирская свадьба”, “Плавятся дни”, “Расплата” и другие. С 1987 г. театр возглавляет художественный руководитель Д.М. Галимов. В 1991 г. Сибайскому театру было присвоено имя народного артиста СССР А.К. Мубарякова.

2-й ученик: Салаватский колхозно-совхозный театр был создан в 1933 г. из участников кружка художественной самодеятельности в районном центре Толбазы и первое время назывался Аургазинский колхозно-совхозный театр. Первыми актёрами этого театра были Г. Якупов, С. Кунакбаев, Б. Сафин, Ф. Вахитов, А. Акбашев. В 1934 г. Башнаркомпросом в Аургазы в качестве художественного руководителя и режиссёра театра была назначена заслуженная артистка Башкирской республики Е.А. Сыртланова. Знаменитая актриса начала свою деятельность с поднятия квалификации артистов, проводила занятия по мастерству актёра, гриму и т.п. Благодаря упорной работе Е. Сыртлановой и самого коллектива, театр вскоре полностью перешёл на “большие формы”. В середине 1950-х гг. Аургазинский театр переводится в Салават.

Учитель: Театральная культура Башкирии в 1930-е годы была многообразной, своеобразие составляют рабочие театры трам и “Синяя блуза”. В середине 20-х гг. возникли театры рабочей молодёжи – трамы. 21 ноября 1925 г. в Ленинграде открылся первый трам – театр рабочей молодёжи, положивший начало новому мощному движению. В Башкирии театр рабочей молодёжи - Уфимский трам - начал свою творческую деятельность в 1929 году. В 1933 г. труппа Уфимского трама, состоявшая из 27 человек, показывала “монтаж” из “Первой конной” Вс. Вишневского, “Время вперёд” В. Катаева, “Плавятся дни”, различные концертные программы. Широкую популярность приобрела в начале 20-х гг. “живая газета”. Распространённым приёмом в выступлении “живой газеты” была коллективная читка, монтаж номеров осуществлялся по законам печатного газетного листа. Частью и разновидностью живогазетного движения была “Синяя блуза”. Так назывался небольшой коллектив, организованный в 1923 г. в Московском институте журналистики. В 1928 г. в стране было уже около 7 тыс. театральных коллективов “синеблузников”. Руководителем Уфимской “Синей блузы” был известный впоследствии театровед, краевед С.В. Волков-Кривуша.

Учитель: Какой ещё театр возник 1930-1932 гг. и предназначался для детей?

1-й ученик: В 1930 г. в Уфе был образован театр кукол под руководством М.Н. Елгаштиной. 5 февраля 1932 г. театр поставил “Репку”, которая стала первым профессиональным спектаклем коллектива. Одновременно организуется башкирская группа, которую возглавила Г. Мансурова. С 1932 г. коллектив стал называться Республиканским объединённым театром кукол. Кукольный театр работал под лозунгами “Куклы не только игрушки, куклы - агитаторы и помощники в деле коммунистического воспитания детей” и “Через кукольный театр к новому быту”. Любимым героем кукольников стал Петрушка. Дети могли увидеть “Петрушку – физкультурника”, “Ленивого Петрушку”, “Петрушку – ударника”, “Петрушку на Луне”.

2-й ученик: После войны театр стал уделять больше внимания башкирской драматургии. В ноябре 1976 г. театр пригласил зрителей в свой новый дом по проспекту Октября. Большая дружба связывала Башкирский театр с Государственным центральным театром кукол под руководством С.В. Образцова. В театре стал работать ученик С.В. Образцова В.М. Штейн. Директор театра заслуженный деятель искусств России Н.М. Аюханов и режиссёр В.М. Штейн вывели театр на новые рубежи. Театр получил огромное признание: его стали приглашать на фестивали не только союзного, но и международного значения. Спектаклем “Белый пароход” Ч. Айтматова БГТК представлял Российскую Федерацию на Международном фестивале театров кукол Азии в Ташкенте, а спектаклем “Галима” М. Гафури представлял всю нашу страну на IV Международном фестивале театров кукол в Венгрии, где был награжден специальным дипломом Международного союза деятелей театра кукол. В 1988 году театр участвовал на фестивале в Индии. За спектакль “Индийская легенда” театр был удостоен Международной премии им. Дж. Неру.

Учитель: Подведём итоги. Продолжаем заполнять таблицу.

Учитель: Какие театры возникли в республике в последние десятилетия? В чём заключается своеобразие театральной культуры на современном этапе?

Ученик: В 60-е - 70-е годы в репертуаре Республиканского русского театра появились острые, животрепещущие произведения советских писателей и драматургов: Н. Эрдмана, Н. Думбадзе, В. Распутина, В. Астафьева, В. Васильева, А. Галича, Л. Петрушевской, М. Рощина. Многие годы возглавляли театр директор, заслуженный работник культуры РСФСР Л. Левитин и главный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР Г. Гилязев. В 1983-1984 гг. им на смену пришли заслуженный работник культуры Башкирии В. Стрижевский и заслуженный деятель искусств республики М. Рабинович. Рабинович возглавляет театр до настоящего дня. С конца 1950-х гг. театр с успехом проводит “большие” гастроли по стране. В 1982 г. театр переезжает в новое здание в центре Уфы. Это позволяет театру открыть Малую сцену, улучшить техническое оснащение. В 1994 г. Московский Театр Наций пригласил Республиканский русский драматический театр принял участие в традиционном Чеховском театральном фестивале в Ялте. Во второй половине 90-х гг. театру присваивается звание академического.

Ученик: В 1991 г. в республике возникли новые театры: Туймазинский государственный татарский драматический театр; Уфимский государственный татарский театр “Нур”.

Ученик: В 1989-1990 гг. в Уфе восстановлен ТЮЗ, в котором было 2 труппы: русская и башкирская. В 1995 г. ТЮЗ был реорганизован в Национальный молодёжный театр РБ.

Учитель: Поистине театральным городом можно назвать город - Стерлитамак. Как развивается театральная культура в Стерлитамаке? Какими театральными коллективами знаменит город?

Ученик: В Стерлитамаке в 1980 г. было создано театральное объединение “САММИ”. В рамках этого объединения был создан Башкирский театр-студия. С 1991 г. этот театр существует как самостоятельный профессиональный государственный театр. Стерлитамакский башкирский драматический театр был создан благодаря таланту и энергии режиссера Г. Ильясовой, вокруг которой сплотились как маститые актеры Бакировы, Галины, К. Исламгулова, И. Юмагулов, так и начинающие артисты. Основу репертуарной афиши составляет башкирская драматургия. В 1994 г. драматург Ф. Буляков, режиссер Гульдар Ильясова, балетмейстер И. Филиппова за создание спектакля “Забытая молитва” были удостоены Государственной премии Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева.

Ученик: С 1946 г. в Стерлитамаке развивается русский драматический театр. С 1991 г. – театр танца.

Учитель: Заполним таблицу до конца. Рассматривая историю развития театральной культуры, мы с вами убедились, насколько многообразна и богата наша республика театрами. Театральное искусство представлено национальными, русскими труппами, коллективами для детей и юношества. Я думаю, мы можем гордиться театрами нашей республики.

Методическое обеспечение:

  1. Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури (Основное содержание лекции учителя по теме) // Учитель Башкортостана. – 1999. - № 9. – С. 56-58.
  2. Башкирскому государственному академическому театру – 80 лет // Ватандаш [ Соотечественник] . – 1999. - № 12. – С. 80-99.
  3. Дмитриевская Е. Верьте, куклы могут жить, двигаться и говорить… // Рампа. – 1996. - № 12. – С. 6-7.
  4. Коваленко Г. У истоков башкирского театра // Ватандаш. – 2003. - № 1. – С. 165-171.
  5. Кусимова С. Башкирский академический театр драмы // Ватандаш. – 1997. - № 2. – С. 41-46; № 3. – С. 88-97.
  6. Латыпова Ф. “Гори, гори, моя звезда” (о театре “Нур”) // Ватандаш. – 2001. - № 3. – С. 170-172.
  7. Саитов С. 70 лет Сибайскому башкирскому государственному театру драмы им. А. Мубарякова // Ватандаш. – 2001. - № 4. – С. 172-176.
  8. Стерлитамакский башкирский государственный драматический театр // Рампа. – 1997. - № 3. – С. 7.
  9. Хусаинова Л. Классика: прошлое, настоящее и будущее // Ватандаш. – 1999. - № 8. – С. 56-62.
  10. Шафиков Г.Г. Великан Башкирской сцены: Мубаряков // Дыхание жгучее истории. – Уфа, 1998. – С. 174-190.