Форма: урок – устный журнал.
Цель:
- познакомить со свойствами металлов и их использованием;
- учить определять разновидности металлов по их описанию;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
- воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность.
Оборудование: журнал, выполненный руками детей, образцы металлов, таблица с описанием свойств металлов.
I. Организационный момент; сообщение темы и целей; актуализация знаний.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень известную игру: я буду называть слова, а вы хлопайте, если это горные породы или минералы.
Глина, кварц, бронза, песок, слюда, каменная соль, алюминий, олово, каменный уголь, гранит, гравий.
Как вы думаете, как называются те вещества, на которые вы не хлопали в ладоши? (Металлы).
Сегодня мы познакомимся с ними подробнее на страничках нашего журнала. В нём есть разные рубрики:
- История металлов — стр. 1
- Что такое металлы. Свойства металлов — стр. 2
- Разнообразие металлов — стр. 3
- Использование металлов.
Корреспондентами этого журнала являетесь вы. И я предлагаю прямо сейчас начать чтение нашего невероятно интересного журнала.
На первой странице нам приготовили вопросы. Ответим на них вместе.
- Что такое твердость и прочность? Твердые предметы могут быть хрупкими. Прочные — выдерживают различные нагрузки.
- Приведите примеры твердых и прочных веществ. Фарфор — твердый, железо — прочное.
- Какие металлы вы знаете?
- Что у них общего? Они прочные.
- Для каких целей, по-вашему, они незаменимы? Строительство кораблей и самолетов, изготовление станков и т.д.
II. Объяснение новой темы.
Правильно, но металлы появились не сразу. Давайте послушаем, когда это произошло.
Сообщения детей. 1.Бронзовый век — учебник, стр. 30. 2. Железо. Слово “железо” обозначает металл, руда. На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда и охоты. В мире разведено около 800 млрд. тонн железных руд. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Но как-то раз в костер попали кусочки окисленной руды, с виду — обыкновенного камня — и расплавились. Так было положено начало металлургии.
На доске вы видите зашифрованное слово: Д Ы Р У.
Задание: как называются горные породы, из которых выплавляются металлы?
А подсказкой будет загадка:
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда).
Правильно, руды — это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.
Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках).
Правильно. Чтобы получить из руды металл, её очень сильно нагревают в специальной печи.
Как называется эта печь? Правильный ответ уже прозвучал в загадке. Посмотрите, как она устроена на стр. 31. Металл расплавляется и стекает вниз, а остальные вещества руды — шлаки — остаются наверху в виде твердой пены.
Какой элемент любой руды является полезным для человека? (Металл).
Что такое металл? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить свойства металлов.
У меня и у вас есть образцы металлов. Отметьте галочками те свойства, которыми, как вы считаете, обладают металлы.
- Металлический блеск.
- Цвет
- Теплопроводность
- Электропроводность
- Металлический звон
- Ковкость
- Плавкость.
Проведем опыты по плавкости: на моем столе лежат кусочки (0,25 – 0,5 см) олова и свинца. Сейчас я их попробую расплавить. Обратите внимание, олово или свинец расплавится быстрее?
Я загадаю загадку, а вы скажите, кто, в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (Кузнец).
Правильно. С помощью молота можно раскаленный добела кусок железа расплющить, изогнуть, растянуть — придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготавливают необыкновенно красивые изделия: ограды, цветы и т. д. (фото с изделиями кузнецов).
Теплопроводность. Сожмите кусочек металлической пластины в руке. Определите, за какое время он стал теплым.
Таким образом, металл обладает теплопроводностью.
Электропроводность. Почему электропровод делают из меди или стали? (Металл проводит электричество).
Запишите эти свойства в свою тетрадь.
Что же такое металлы? Проверьте по словарику (с. 62).
Послушаем и посмотрим, какие они бывают. Я буду описывать тот или иной металл, а вы угадывайте.
Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.
Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.
Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.
Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.
Боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.
Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов — разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.
III. Обобщение знаний.
Где используются металлы вы увидите, если ещё раз прочитаете о свойствах металлов на стр.32–33.
Дети читают самостоятельно.
Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)
Правильно. Что было бы, если бы люди не открыли металлы?
IV. Итог.
Металлы — основа многих видов производства деятельности человека.
V. Организация домашнего задания.
Дома выполните упражнение 5 на странице 34.
На этом урок окончен.