Конспект урока естествознания в 3-м классе по теме: "Живые участники круговорота веществ"

Разделы: Начальная школа


Форма: интеллектуальная игра “Волшебный квадрат”.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания об объектах природы, их значение в жизни человека;
  • развивать память, мышление, интерес к предмету “Естествознание”;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: квадрат с 36 секторами (6 х 6 разных цветов; карточки с вопросами; жетоны; капсулы “Киндер-сюрприз” с номерами вопросов.

Оформление: название игры на доске, плакаты с изображением растений, животных.

I. Организационный момент; сообщение темы и целей; ознакомление с правилами игры.

Вы хорошо поработали и получили много знаний. Пришло время уложить их на свои полочки, для того, чтобы быстро находить и применять знания в свое время. А поможет нам в этот квадрат, но не простой, а волшебный.

Как вы думаете, почему волшебный? (Предложения детей. Именно он содержит в своих маленьких окошках вопросы, ответив на которые, вы получите жетон. У кого их наберется больше, тот и будет считаться победителем. А чтобы играть, нужно знать правила.

Весь класс разделен на 3 команды. По очереди каждая команда вытягивает из барабана капсулу с номером и игрок команды, который вытащил номер вопроса отвечает на него. За правильный ответ вы получаете жетон. Если команда не дала правильного ответа, то ответить может любая желающая команда. Среди секторов игрового квадрата есть:

  • счастливый случай * (за правильный ответ команда получает сразу 2 жетона;
  • бермудский треугольник (блиц из трех вопросов;
  • кроссворд;
  • черный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона.

По окончании игры мы подсчитаем количество заработанных жетонов и выявим команду-победительницу.

Игровая таблица

Зеленый сектор (клетка)

4. Что защищает растительную клетку снаружи? Оболочка.

8. Как называется тело из одинаковых клеток? Слоевище.

24. БЛИЦ.

1. Из чего состоят все живые организмы? Из клеток.

2. Благодаря каким организмам “цветет” поверхность стоячих водоемов? Одноклеточные водоросли.

3. Вещество придающее растениям зеленый цвет, с помощью которого улавливается свет. Хлорофилл.

27. Как называется группа клеток, занятых общим делом? Ткань.

35. Водоросли, у которых деление клетки почти всегда означает рост. Многоклеточные.

Голубой сектор (растения)

2. Какой орган питает все растение? Лист.

15. С помощью какой ткани связаны клетки наземных растений? Проводящей.

26. Какой орган “стремится понравится” насекомым? Цветок.

18.

Кроссворд

1.

Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно воду пьют,
Всем растениям жизнь дают.

2.

Дарит время молодцу
ежегодно по кольцу.

3.

Уселись на веточках весной пичужки
И что-то лопочут при встрече друг дружке
Весной и летом сидят, не слетая
Зимою посмотришь — исчезла вся стая.

36. Ткань, клетки которой на листе образуют кожицу, на стебле — кору, на корне — волоски, на семени — оболочку. Покровная.

Синий сектор (грибы)

9. Чем питаются грибы? Органическим веществом мертвых организмов.

13. Какую роль в экосистемах играют грибы? Разрушители.

16. Какой процесс заменяет дрожжам дыхание? Брожение.

28. Нити клеток, составляющие основную часть гриба. Грибница.

32.

Много нас грибочков-братьев.
Утром в теплый летний день.
Любим мы гурьбой забраться
На трухлявый старый пень. Опята.

Желтый сектор (насекомые, членистоногие)

7. Мелкие членистоногие животные, имеющие 6 ног, а многие и крылья. Насекомые.

11. Назовите стадии развития бабочки. Яйцо – личинка – гусеница – куколка – бабочка.

20. Чем пауки отличаются от насекомых? У них 8 ног.

29. Животное с членистым наружным скелетом и хорошо развитыми конечностями. Членистоногие.

31. Каким скелетом обладают все членистоногие? Наружным.

Красный сектор (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

1. Почему рыб, лягушек, змей, птиц и зверей называют позвоночными? У них внутренний скелет, основу которого составляет позвоночник.

6. С помощью чего рыбы регулируют глубину погружения? С помощью плавательного пузыря.

19. Что служит земноводным для дыхания? Легкие и кожа.

22. Где развивается зародыш пресмыкающихся? В яйце.

33. Благодаря чему рыбы могут ориентироваться даже в мутной воде? Благодаря боковой линии.

Белый сектор (птицы)

3. Какие “изобретения” помогают птицам летать? Перья.

5. От чего защищают птицу перья? От охлаждения.

10. Какая птица может летать хвостом вперед? Колибри.

12. Какая птица выводит птенцов зимой? Клест.

25. БЛИЦ.

1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Кукушка.

2. Самая певчая птица России? Соловей.

3. Какая птица строит гнездо на крышах домов? Аист.

Оранжевый сектор (млекопитающие)

14. Теплокровные позвоночные животные, покрытые шерстью, выкармливающие детенышей молоком. Млекопитающие.

17. Благодаря чему звери легко обучаются и дрессируются? Благодаря мозгу.

23.

Кроссворд

1. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

2. Крупное северное животное с большими клыками.

3. Дикая свинья.

30. Что помогает зверям удерживать тепло? Шерсть.

34. С помощью чего звери общаются друг с другом? С помощью органов чувств.

Ну все, номеров в барабане больше не осталось. Подведем итог!

III. Подведение итогов.

Награждение победителей.

Я вижу, что несмотря на различные места, завоеванные вами, вы хорошо усвоили то, что мы проходили. Теперь остается пополнять знания. Желаю вам в этом удачи. А в помощники советую взять, конечно, книги.