Гуманитаризация процесса обучения математике в школе на сегодняшний день остается одной из главных проблем современного образования. Средством реализации принципа гуманитаризации являются исторические сведения.
С точки зрения Л.М.Фридмана “…элементы истории математики вводятся в обучение очень робко в совершенно недостаточном объеме, в отрыве от изучаемого материала, в качестве какого-то приложения. Только лишь поэтому у многих учащихся отсутствуют правильные представления о математике как науке, они не знают основных фактов истории ее возникновения и развития, ее современного состояния и проблем. Все это болезненно сказывается на отношении школьников к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности” [5. С. 21].
Использование исторических сведений в обучении математике способствует достижению основных целей школьного математического образования:
- формирование конкретных математических знаний;
- пробуждение и развитие у учащихся устойчивого интереса к математике и ее приложениям;
- воспитание высокой культуры математического мышления;
- побуждению учащихся к самостоятельной творческой работе в области математики;
- формирование представления об основных периодах развития математической науки как части общечеловеческой культуры;
- раскрытию роли математики в развитии человеческой культуры;
- формированию научного мировоззрения;
- в формировании духовного мира человечества.
Данные задания можно использовать в процессе обучения математике учащихся 5—11-х классов.
1. В каменном веке, когда люди собирали плоды, ловили рыбу и охотились на животных, потребность в счете возникла так же естественно, как и потребность в добывании огня. Археологи на стоянках первобытных людей находили кости с глубокими зарубками, каменные предметы с точками и черточками, сгруппированными по три или по пять. Как называется такая система записи чисел?
а) единичная;
б) двоичная;
в) троичная;
г) пятеричная;
д) десятичная.
2. Какими специальными значками изображались ключевые числа у древних египтян?
а) точки;
б) буквы;
в) черточки;
г) иероглифы;
д) галочки.
3. Какая из множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, используется до сих пор?
а) египетская;
б) римская;
в) финикийская;
г) греческая;
д) сирийская.
4. Что означает латинское слово “centum”?
а) пятьсот;
б) четыреста;
в) триста;
г) двести;
д) сто.
5. Одно из правил записи чисел гласит: “Если бoльшая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей”. Для каких чисел это правило?
а) египетские;
б) арабские;
в) индийские;
г) римские;
д) китайские.
6. Как будет выглядеть число 3999 в римской нумерации?
а) MDCCCCLXXXXV;
б) IIIXXXMMIC;
в) MMMCMXCIX;
г) DCCCXLVII;
д) CCLXXIII.
7. Какая из систем не является иероглифическая?
а) римская;
б) арабская;
в) пальмирская;
г) критская;
д) аттическая.
8. Какая нумерация называется “ионической”?
а) греческая алфавитная;
б) критская;
в) староиндийская;
г) египетская;
д) римская.
9. Какой специальный значок ставился над буквами славянского алфавита для обозначения чисел?
а) черта;
б) точка;
в) дуга;
г) титло;
д) запятая.
10. Похожие системы счисления, в которых буквы алфавита по совместительству “подрабатывали” цифрами не использовались в старину у какого народа?
а) у арабов;
б) у евреев;
в) у египтян;
г) у грузинов;
д) у армян.
11. Какая система счисления использовалась у индийского народа майя?
а) десятичная;
б) шестидесятеричная;
в) единичная;
г) пятеричная;
д) двадцатеричная.
12. Где была впервые обнаружена десятичная система счисления?
а) Греция;
б) Индия;
в) Китай;
г) Европа;
д) Америка.
13. Все правила счета древних египтян основывались на умении выполнять четыре действия. Из перечисленных ниже операций укажите лишнюю?
а) сложение;
б) вычитание;
в) деление;
г) удвоение числа;
д) дополнение дроби до единицы.
14. Для дробей были специальные обозначения. Египтяне использовали дроби вида 1/n, где n – натуральное число. Как называются такие дроби?
а) правильные;
б) неправильные;
в) аликвотные;
г) неделимые;
д) составные.
15. Известно, что в середине I тысячелетия до нашей эры для построения прямого угла египтяне использовали веревку с узлами. Концы веревки связывали и натягивали ее на три колышка. Если стороны относились как 3 : 4 : 5, то получался прямоугольный треугольник. На сколько частей была разделена веревка узлами?
а) на 3;
б) на 4;
в) на 5;
г) на 6;
д) на 12.
16. Объем какого тела не умели вычислять египтяне?
а) куб;
б) призма;
в) цилиндр;
г) шар;
д) усеченная пирамида.
17. В Вавилонском царстве всеми расчетами занимались писцы, принадлежащие к высшему сословию, и обучались в школе, которая называлась “Дом табличек”. Каких таблиц у них не было?
а) таблицы умножения;
б) таблицы квадратов натуральных чисел;
в) таблицы кубов;
г) таблицы квадратных корней;
д) таблицы синусов.
18. В каком древнем китайском труде находятся задачи на определение расстояний до недоступных предметов и их размеров?
а) “Трактат о морском острове”;
б) “Математический трактат”;
в) “Математический трактат пяти ведомств”;
г) “Математика в девяти книгах”;
д) Трактат об измерительном шесте”.
19. Как вели счет в глубокой древности в Китае?
а) единицами;
б) десятками;
в) пятерками;
г) двадцатками;
д) тройками.
20. При решении задач порой приходилось от меньшего количества отнимать большее. Так во II в. до н. э. появились отрицательные числа. Как тогда в Китае они назывались?
а) бань;
б) чжен;
в) фу;
г) тянь;
д) юань.
21. Посредством чего Фалес доказывал, что фигуры одинаковы, равны?
а) перегиба;
б) движения;
в) наложения;
г) вращения;
д) копирования.
22. Что было доказано Фалесом?
а) Медиана делит основание равнобедренного треугольника пополам;
б) Биссектриса является медианой и высотой в равнобедренном треугольнике;
в) Высота из вершины равнобедренного треугольника перпендикулярна основанию;
г) Углы при основании равнобедренного треугольника равны;
д) Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов.
23. В древности было известно более сорока апорий Зенона. До нас дошло всего девять. Самыми знаменитыми являются четыре. Укажите лишний.
а) “Дихотомия”;
б) “Яблоки гесперид”;
в) “Стрела”;
г) “Стадион”;
д) “Ахиллес и черепаха”.
24. Какой из перечисленных трудов принадлежит Евклиду?
а) “Измерение круга”;
б) “О шаре и цилиндре”;
в) “Исчисление песчинок”;
г) “О семиугольнике”;
д) “Сечение канона”.
25. Великий греческий математик Аполлоний известен своим трудом “Конические сечения”, в котором построил законченную теорию кривых второго порядка. Какая линия не входит в эту теорию?
а) прямая;
б) окружность;
в) парабола;
г) гипербола;
д) эллипс.
26. Надпись на надгробном камне Диофанта гласит:
Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком,
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец,
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил –
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе.
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Составив и решив уравнение первой степени с одним неизвестным, узнайте, сколько лет прожил Диофант?
а) 54 года;
б) 64 года;
в) 74 года;
г) 84 года;
д) 94 года.
27. Древнегреческий ученый Геродот оставил описание того, как египтяне после каждого разлива Нила заново размечали плодородные участки его берегов, с которых ушла вода. По Геродоту, с этого и началась геометрия – “землемерие”. Для измерений требовались обширные познания о свойствах плоских и пространственных фигур, и в первую очередь о треугольнике, у которого есть отрезки, обладающие интересными свойствами. Какой отрезок лишний?
а) высота;
б) средняя линия;
в) радиус;
г) биссектриса;
д) медиана.
28. Какая фигура была мерой площади в Древнем Китае?
а) прямоугольник;
б) квадрат;
в) треугольник;
г) ромб;
д) параллелограмм.
29. Определите происхождение термина “параллелограмм”.
а) латинское;
б) русское;
в) греческое;
г) английское;
д) индийское.
30. Какие ученые еще 4000 лет назад составляли наряду с таблицами умножения и таблиц обратных величин таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел?
а) итальянские;
б) русские;
в) римские;
г) вавилонские;
д) греческие.
ОТВЕТЫ
- а) единичная;
- г) иероглифы;
- б) римская;
- д) сто;
- г) римские;
- в) MMMCMXCIX;
- б) арабская;
- а) греческая алфавитная;
- г) титло;
- в) у египтян;
- д) двадцатеричная;
- б) Индия;
- в) деление;
- в) аликвотные;
- д) на 12;
- г) шар;
- д) таблицы синусов;
- а) “Трактат о морском острове”;
- б) десятками;
- в) фу;
- б) движения;
- г) углы при основании равнобедренного треугольника равны;
- б) “Яблоки гесперид”;
- д) “Сечение канона”;
- а) прямая;
- г) 84 года;
- в) радиус;
- а) прямоугольник;
- в) греческое;
- г) вавилонское.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 176с.
- Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
- Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.
- Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351с.
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с.