В соответствии с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, основная идея которого состоит в обновлении старшей школы в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть, построено в значительной мере с возможностью реализации юношам и девушкам своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70 %) отдают предпочтение тому, чтобы “знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Хорошо все на бумаге, но забыли про овраги. Переход на профильное обучение имеет благие цели, задачи, которые направлены на выяснение запроса ученика с целью правильного выбора профессии при дальнейшем образовании, на учителя о применении новых методов форм преподавания, так как профильное обучение неприемлемо при работе “по старинке”, на родителя, но идеального. Во всем мире, не только в России, отторжение вызывает школа, где учитель учит, а ученики обучаются, где учитель знает все, а ученики не знают ничего, где учитель выбирает, а ученики подчиняются этому выбору, и т.д. В итоге ученики выступают всего лишь объектами обучения. Это тот тип школы, из которой убегают. Из школы монолога сейчас стремятся к школе диалога. Происходит переход от манипулятивной педагогики к деятельностной.
Образовательные учреждения являются отражением существующего общества – сложного и многогранного. Тем не менее, школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое. Внедрению нового, лучшего мешают столкновения с затруднениями, “оставшимися в наследство” от прежней системы образования и мешающими нормальному функционированию и развитию. Эти затруднения могут проявляться как в управлении, так и в исполнении, так как в школах в основном работают учителя пенсионного или предпенсионного возраста. Молодым учителям, полным энергии, инноваций, желаний воплотить все на практике просто не дают проявлять сою инициативу, так как считают их малоопытными, но самым незащищенным в этом процессе остается ученик с еще неокрепшей психикой.
На плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии, о которой он толком ничего не знает, с подготовкой к тому, о чем он ничего не понимает. С высоких трибун твердят, что помогут ученику специализированные центры, психологи, социальные работники, классные руководители, учителя предметники, а на практике вся помощь сводится к тому, что ученик остается наедине со своими проблемами. Дома скандалы, что плохие оценки, (это в лучшем случае, так как это знак того, что родители хоть как-то заинтересованы) к сожалению, для многих родителей это единственный показатель успешности его ребенка. В школе ему задают столько заданий, что каждый учитель, видимо, думает, что это только его предмет важный, а все остальные второстепенные. Учителя в этой ситуации тоже можно понять, так как он находится между молотом и наковальней: с одной стороны учитель должен подготовить ученика в соответствии со всеми требованиями к аттестации, а в классе у него более 20 учеников, с другой стороны, часов, отводимых на такую подготовку оказывается недостаточно в общеобразовательных школах, поэтому ему ничего не остается, как больше задавать на дом (в лицеях, гимназиях этот вопрос, возможно, не стоит).
Ученик пытается интуитивно выбрать один, приемлемый для него метод обучения ко всем интересующим его предметам, чтобы как-то облегчить путь восприятия, но здесь опять тупик, так как некоторые учителя стараются применить новые методы, технологии с учетом его индивидуальных способностей и психологических особенностей личности, другие говорят, это все ерунда, главное вызубрить.
Частые конфликты (в школе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса, а если такое давление будет продолжаться, то стресс, полученный этим ребенком может привести к различного рода заболеваниям, на первый взгляд ничем не связанным с этим напряжением. Ещё в 1927 году Д.Д. Плетнёв писал, несомненно, актуальный и до сих пор тезис: “Нет соматических болезней без психических, из них вытекающих отклонений, как нет психических заболеваний, изолированных от соматических симптомов”.
За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%. Психические заболевания являются причиной 35% случаев негодности к военной службе.
Изменения психологических факторов, по мнению ученых, достаточно быстро приводят к тому, что включаются психосоматические и соматопсихические механизмы развития болезни. Стресс - состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.
Родители удивляются, что почему-то их разговорчивый ребенок стал замкнутым, грубит, что раньше никогда не было, то, что интересовало раньше, потеряло всякий интерес и многое другое удивляет родителей, если ребенок находится в стрессе. Если родителям в школе говорят о стрессе его ребенка, о том, что разрушается его здоровье, на этот вопрос у них один ответ, что сейчас не время думать о психологии, психики, здоровье, стрессе, сейчас нужно учиться. Чтобы не проводить диагностику в школьном возрасте, для избегания многих заболеваний в будущем, лучше не доводить ученика до такой стрессовой ситуации. Медики всегда говорят, что самое хорошее лечение болезни, это профилактика. А помочь ученикам в этой ситуации возможно, но если в этом будут заинтересованы сами родители.
Этап профилактики идет с рождения, но в плане выбора профессии начинается (в режиме помощи) в 8 классе, при первом знакомстве с профильным обучением и первом психологическом исследовании ребенка, в 10 классе это уже режим скорой помощи. В любой литературе, которая описывает технологию достижения успеха, всегда присутствует описание того, что необходимо сделать, т.е. шаги, даже определяют их количество для получения, ожидаемого результата. Кроме этого предупреждение, что результат будет только при полном соблюдении этих рекомендаций, без своих интерпретаций. Поэтому можно составить примерные шаги-рекомендации для родителей, исполнение которых приведет их, если не к ожидаемому результату в плане быстрого решения проблемы выбора профессии их ребенка, то хотя бы к уменьшению стресса, что через некоторое время тоже может дать ожидаемый результат.
Профильная подготовка проводится в три этапа. Первый этап включает профессиональное просвещение, которое знакомит учащихся, о мире профессий и направлено на самоопределение каждого ученика, соответствующее его индивидуальным особенностям, интересам, наклонностям, состоянию здоровья, способностям, а так же потребностям общества в кадрах. На втором этапе в результате тестирования учащиеся получат ответы на вопросы как выбрать профессию, кем можно быть. Можно будет предложить индивидуальный маршрут, который приведет от предполагаемой сферы деятельности к предмету труда, связанного с ним, к профессии ему соответствующей, необходимому профилю и базовым учебным предметам. Третий этап - это этап профессионального консультирования, где происходит изучение личности, интересов, способностей и соотнесение с образовательной средой и рынком труда той местности, где проживает школьник.
Чтобы помочь школьнику с выбором и с самоопределением профессии, ученик должен пройти эти этапы диагностики. В больших городах диагностику проводят специализированные центры и такие существуют уже сегодня, а в малых городах и провинциях обязанности центра возлагаются на завучей по науке и психологов, классных руководителей. Недобросовестность, проявленная в любом из компонентов педагогического мониторинга, приводит к получению недостоверной или недостаточной информации, к построению ложных проектов и моделей развития, к дискредитации самой идеи педагогического мониторинга. Поэтому мониторинг как научный метод исследования требует осознанности и последовательности в освоении и применении в образовательном процессе.
Рекомендации для родителей
Итак, уважаемые родители, Вы готовы помочь своему ребенку, тогда Вам нужно внимательно изучить советы и постараться их исполнить.
1. Уважаемые родители, познакомьтесь с результатами блока “диагностика” Вашего ребенка, но не на родительском собрании, а индивидуально. Не пренебрегайте результатами. Если Вы увидели что-то новое в диагностике, проведите дополнительное исследование, более подробное с помощью специалистов. Если по каким - то причинам Ваш ребенок не участвовал в мониторинге, посодействуйте о проведении такой диагностики в школе или проведите в специализированных центрах или самостоятельно, если Вы знакомы с диагностическими методами и их проведением при помощи специальной литературы.
2. С учетом предпочтений Вашего ребенка, познакомьте со сферой выбранной деятельности. Постарайтесь описать более подробную картину, если знаете сами, подберите соответствующую литературу, если ребенку интересно читать, подберите диск, фильм, воспользуйтесь Интернет ресурсами, если интересно смотреть, а если интересно слушать, то попросите знакомого, родственника, приятеля, чтобы познакомил вашего ребенка с его выбором. Постарайтесь, как можно больше дать информации, причем как положительной, так и отрицательной. Ребенок должен психологически подготовиться к тому, чем ему предстоит заниматься.
3. Если выбранная специальность есть в ВУЗе вашего города, то постарайтесь получить ответы на Ваши вопросы в ВУЗе, если нет, то по справочнику для поступающих в ВУЗы. Выберите максимальное количество ВУЗов, подходящих Вашему ребенку. Определите предметы, которые необходимо сдавать по выбранной специальности, постарайтесь подбирать специальности с одинаковыми предметами для сдачи экзамена. (Какие экзамены сдавать есть в справочнике).
4. По справочнику для поступающих в ВУЗы или Интернет, определите город (или горда), в котором можете обучать своего ребенка, потом ВУЗ, факультет, специальность. Лучше, если вариантов будет несколько.
5. Продумайте, как Вы будите мотивировать своего ребенка на углубленное изучение выбранных предметов. Именно мотивировать, так как просто заставить, значит увеличить стресс. Если ребенок осознанно подходит к изучению, т.е. Вы правильно мотивируете, тогда значительная часть материала может быть освоена им самостоятельно, в результате чего он получает положительные эмоции, т.е. сохраняет свое здоровье при изучении, возможно, и сложного материала, что невозможно без мотивации. (Мотивация, это не морали, которые Вы будите читать, а то, как Вы заинтересуете ребенка на изучение предмета).
Большинство людей во время выполнения сложного задания испытывают эмоциональное напряжение, и определённый накал эмоций может оказаться даже на пользу, так как стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, Но чрезмерные переживания могут оказать негативное влияние на протекание деятельности, поэтому роль родителей помнить заповедь: “Не навреди”.
Известная профориентационная триада “хочу – могу - надо” в современных условиях накладывается на веер социально-адаптационных и ценностно-смысловых вопросов, которые могут быть сведены к трем основным: “Кем?”, “Каким?”, “Зачем?”. И как следствие, создает условия для формулирования учеником ответов на другие вопросы: “Что?” (информационный компонент содержания образования), “Как?” (деятельностный компонент содержания) и “Зачем?” (ценностный компонент содержания). Профориентационная триада “хочу-могу-надо” в применении к ситуации продолжения обучения в старшей школе может быть изменена до “хочу-могу”.
6. Если Вы получили ответы на интересующие Вас вопросы и выяснили изучаемые предметы, даже замотивировали своего ребенка, но, чтобы результат был наиболее продуктивным, выясните, какие пробелы имеет ребенок по изучаемым предметам. Оцените свои ресурсы энергетические и финансовые в оказании продуктивной помощи на этапе становления Вашего ребенка на выбранную дорогу. Выяснить пробелы может и сам ученик, сравнивая программу для поступающих в ВУЗы (в справочнике для поступающих в ВУЗы эта программа есть по всем предметам) с материалом, изучаемым в школе.
Итак, Вы прошли только первый этап помощи своему ребенку: вы помогли выбрать изучаемые предметы, определили в какой ВУЗ (или ВУЗы), на какой факультет и по какой специальности будет обучаться Ваш ребенок после окончания школы. Вы даже определили когда, по какому предмету и в какую стоимость Вам обойдется дополнительная помощь по изучаемым предметам, т.е. репетитор. Чтобы не растрачивать попусту энергию Вашего ребенка и не тратить лишние средства на репетитора, постарайтесь собрать наибольшую информацию о выбранных Вами ВУЗах.
7. По справочнику или используя Интернет ресурсы получите телефон, адрес, электронную почту, свяжитесь удобным для Вас образом с выбранными Вами ВУЗами, получите дополнительную информацию:
- какова форма сдачи выбранных экзаменов;
- принимаются ли результаты ЕГЭ и результаты Российского тестирования;
- есть ли заочные курсы по выбранной специальности;
- какова их стоимость, сроки, условия завершения курсов;
- когда и в каком городе планируется проведение региональных олимпиад, по результатам которых можно быть зачисленным на выбранную специальность, естественно, какие результаты идут в зачет вступительного экзамена;
- есть ли в продаже методические пособия для подготовки к вступительным экзаменам, если есть, то, как приобрести.
После сбора такого рода информации, Вы будите знать какие экзамены, в какой форме и какой материал требуется для сдачи экзаменов. Постарайтесь, чтобы Ваш ребенок поступил на платные курсы выбранного ВУЗа в 11 классе, это значительно сократит Ваши расходы. Так как Ваш ребенок будет знать, какие задачи он должен решать, какие вопросы он должен отвечать, какие ошибки были допущены абитуриентами ранее, какие пробелы в знаниях ему нужно ликвидировать самому, какие с помощью учителя на уроке, а какие с помощью репетитора.
8. Все выездные региональные олимпиады проводятся примерно в одно и то же время, в период весенних каникул, поэтому, постарайтесь заблаговременно узнать о сроках, месте проведения и условиях региональных олимпиад в Вашем городе. Дополнительно о сроках и месте проведения Ваших выбранных ВУЗов. Решите, какой вариант выберете, либо по месту проживания, либо в выбранный ВУЗ, но со сдачей в другом городе.
9. Постарайтесь, чтобы Ваш ребенок принял участие как можно в больших вступительных экзаменах в виде тестов, олимпиад или Проектов. Это даст практический навык Вашему ребенку в выполнении заданий и частичной адаптации к стрессу, возникающему в период экзамена.
10. Если выше перечисленные действия не дали результата, то у Вашего ребенка есть еще шанс на общих основаниях, который предлагается при поступлении в указанные сроки, с некоторой разницей в подготовке:
- Ваш ребенок знает не общее представление об экзаменах, а конкретные вопросы, на которые нужно обратить внимание;
- Ваш ребенок знает, какие задачи он должен уметь решать, каковы требования к их оформлению;
- Ваш ребенок неоднократно принимал участие в сдаче различного рода экзаменах, он знает как вести себя с преподавателем, знает, что он не кусается, и что чем больше расскажешь преподавателю о том, что ты знаешь, (даже если затрудняешься с вопросом в билете) тем выше будет оценка;
- Ваш ребенок будет больше подготовлен к сдаче экзаменов, так как в период общения с психологами на первых этапах помощи Вашему ребенку, Вы постараетесь научить своего ребенка справляться со стрессом.
Это далеко не все действия, которые приведут к желаемому результату, но как говорят математики это необходимые, но недостаточные условия, выполнение которых если не решит заранее вопрос поступления, то, во всяком случае, облегчит. Некоторые вопросы информационного порядка Ваш ребенок сможет решить сам, он будет знать куда идти, что спрашивать, учиться общаться с незнакомыми взрослыми, а Ваша поддержка на этапе перехода к профильному обучению будет способствовать сохранению здоровья Вашего ребенка в условиях стресса. Проявите внимание, терпение к своему ребенку, и это возвратится Вам с торицей. Успешного Вам поступления!