Развитие эмоциональной культуры младших школьников в развивающей системе обучения

Разделы: МХК и ИЗО


В настоящее время в сфере народного образования отмечается недооценка роли эмоционально-чувственного воспитания, особенно посредством изобразительной деятельности. В нашей отечественной школе, это, прежде всего, связано с недооценкой эстетического воспитания в целом и развития эмоциональной культуры в частности. Эта недооценка объясняется противопоставлением чувственного и рационального знания.

На современном этапе, культура все больше внимания уделяет чувствам, эмоциям и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Более того, в связи с устойчивой ориентацией школы только на обучение, продолжается вытеснение предметов эстетического цикла из учебных планов. Возникающий в результате дефицит эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, цинизму, примитивности жизненных ориентаций школьников. И главное заключается в том, что эти тенденции находятся в противоречии с исторически сложившимися прогрессивными взглядами на образование как процессе полноправного участия всех изучаемых предметов и сторон школьной жизни в выработке у детей незыблемых норм человеческого бытия.

Все это устойчиво проявляет себя в отношениях школьников к искусству, к учителю, к сверстникам и, наконец, к собственной личности. В этой связи в последние годы проблема развития эмоциональной культуры приобретает особо острую актуальность.

Эмоциональная культура есть часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции.

Развитие эмоциональной культуры мы определяем как двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта обучения: учитель с одной стороны и учащийся с другой стороны.

В развивающей системе обучения эмоциональная творческая личность должна уметь воспринимать и познавать окружающий мир и себя как на вербальном, так и на невербальном уровне. На высоком уровне должно быть сформировано умение выражать свои мысли, чувства в изобразительной творческой деятельности.

Чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, чем больше оттенков эмоциональной зоны он знает и может их выразить вербально (словесно) или невербально (жестом, мимикой, позой), тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.

Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может “включить” воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям “взять верх” над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации.

Мотивационно-потребностная сфера личности тесно связана с эмоциональной. Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость является характерной особенностью младшего школьного возраста. Поэтому ученик, особенно первоклассник, бурно реагирует на задевающие его события. Всякое явление, которое его чем-то затрагивает, вызывает ярко эмоциональный отклик.

Проявление эмоций и чувств определяется характером и содержанием учебной деятельности. Такая особенность младших школьников, как большая сдержанность чувственных и эмоциональных проявлений связана с правилами, регулирующими поведение в игре, учении и с общественной направленностью ученика. Методом наблюдений нами было выявлено, что в 1-м, во 2-м классе общий эмоциональный тонус 81% учащихся характеризуется жизнерадостностью, бодростью, оживлением. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 23%. 42% учащихся испытывают страх, тревожность и неуверенность в своих силах. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 20%.

Анализ особенностей становления и развития личности младшего школьника позволил выделить следующие условия развития эмоциональной культуры учеников в развивающей системе обучения:

1. Одним из условий может служить создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе, включающая предметно-пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого школьника, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоционально-чувственный мир ребенка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность. Для стимуляции эмоционально-творческой деятельности, для того, чтобы заинтересовать, вызвать эстетическую реакцию на уроках изобразительного искусства используются арт-терапия, релаксация, сказка. Причем, не только как иллюстрация; они нужны для создания необходимой творческой атмосферы, интриги, снятия внутреннего напряжения.

2. Межпредметная интеграция. Мы выделяем данное условие исходя из следующих соображений. Учет индивидуально-психологических и личностных характеристик младших школьников в процессе обучения позволяет увидеть, что учащихся интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей, целостная система. Интеграция является эффективным средством обучения учащихся на основе более совершенных методов, приемов и новых технологий.

3. Увеличение эмоционального опыта учащихся. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорно-двигательный период, овладение выразительными возможностями цвета формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания. Передавая информацию в мозг, детские ощущения непосредственно влияют на общий уровень интеллекта. Поэтому желательно, чтобы все сенсорные процессы у учащихся развивались синхронно, сбалансировано.

4. Развитие вербальных и невербальных средств у младших школьников. Использование данного условия в обучении учащихся предполагает комплексное применение мимики, жестов, взгляда, изобразительных средств для выражения переживаний и ощущений на уроках изобразительного искусства.

Для развития эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста было намечено четыре основных этапа.

На первом, созерцательном этапе, ставится цель: развивать способность воспринимать многообразие природы, эмоционально реагировать. Содержание: сравнивать листья разных деревьев, крылья насекомых, узоры мороза на окне, чувствовать многообразие запахов, ощущений, звуков природы, природных красок.

На втором, эмоционально-образном этапе, ставится цель: усилить эмоциональное воздействие природы посредством привлечения произведений искусства, учить видеть многообразие красок, обогащения словаря учащихся за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Содержание: игровые задания по цветотворчеству, знакомство со словами, отражающие чувства и эмоции человека, использование арт-терапии. Формирование умения отражать свое настроение в художественном творчестве.

Третий этап. Этап эмоционального поиска. Цель: развитие умения передавать свое внутреннее состояние на рисунке и в речи, учить понимать язык искусства и внутренний мир одноклассника. Содержание: игры – упражнения по знакомству с линией, пятном, штрихом, создание учащимися дневника эмоций.

Цель четвертого, эмоционально-творческого этапа: активизировать эмоционально-творческую деятельность как результат воздействия природно-прекрасного, развитие выразительности рисунка. Содержание: выполняются творческие работы с привлечением различных материалов; сочинение собственных стихов, сказок; написание сочинения с включением образных выражений, сочинения в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам; умение анализировать рисунок одноклассников. Формирование умений эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства, образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

Для проведения уроков эмоциональной культуры учитель должен помнить ряд правил, которые я называю “золотые ключи к душе ученика”:

1. Начинай урок с улыбки, добрых пожеланий в адрес учеников. Это залог радостного дня и хорошего урока.

2. Интересуйся, с каким настроением ученики пришли в школу.

3. Вместо вопроса “Вам понравилось?” задавайте вопросы о чувствах и ощущениях школьника:

- За кого ты порадовался?

- Что тебя огорчило?

- Что доставило удовольствие, радость на уроке?

4. Постарайся, чтобы каждый новый материал на уроке увеличивал эмоциональный опыт ребенка.

5. Главное на уроке – эмоциональное выражение учеником своих чувств (в речи и при изображении на листе бумаги), развитие творческого начала.

Таким образом, основная задача, которая стоит перед учителем на современном этапе, - развитие эмоциональной культуры младших школьников, владение языком искусства, расширение эмоционального опыта учащихся. Поэтому интерес, радость учебного процесса представляют собой главный путь педагога к пониманию внутреннего мира школьника.