Занятие-исследование математического кружка "Эрудит" по теме: "Образование чисел в римской нумерации"

Разделы: Начальная школа


У каждого в жизни особый талант
Один- математик, другой - музыкант
Раскрыть и взрастить их нелегкое дело
Детей одарённых развить так умело,
Чтоб мыслить стремились они, рассуждать,
Стремились неведомое познавать.

Цель: Знакомство с образованием и записью чисел римской нумерации.

Задачи:

  1. Научить читать и записывать числа в римской нумерации.
  2. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, обобщать, учить рассуждать и доказывать; развивать желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях урока.
  3. Воспитывать интерес к математике, творческую активность и дружелюбные отношения в ученическом коллективе.

Ход занятия

Организационный момент.

У.

Долгожданный дан звонок

Начинается математическое занятие.

Что вы сегодня будете делать на данном занятии?

Ответить на данный вопрос вам помогут ребусы:

СЗЖ АКЗСА ЛАС
исследовать мыслить обсуждать

Новая тема:

а) Вчера я читала книгу и встретила вот такой знак (XXVIII).

б) Что обозначает этот знак? (Это римские цифры? Числа?)

в) Где вы встречали римские цифры? (Том, глава, цифры часы (циферблат).)

г) Если вам они знакомы, прочтите их (вот это число).

  1. На вопрос затрудняетесь ответить.
  2. Возник проблемный вопрос ?
  3. Определите тему нашего занятия. О чём мы будем говорить?

Д. - Сегодня на занятии будем учиться читать и записывать числа цифрами римской нумерации.

У. - Я на урок принесла энциклопедию “Всё обо всём” и хочу вам рассказать как возникла римская нумерация.

Рассмотрим римскую нумерацию: I – один, II – два, III – три. На руке человека пять пальцев, чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Рисунок сделали очень простым, придумали вот такой знак: V = 5 – число 5 стали записывать римской цифрой V.

Задание:

1. Выложите римскую цифру 5 с помощью палочек.

2. А теперь давайте представим себя в роли древних римлян и логически рассуждая, попробуем с помощью палочек выложить римскую цифру 10. В основу возьмем вот эту запись: V = 5.

- Что у вас получилось?

- Какое открытие вы сделали?

(Дети: этот знак обозначает число 10. Он состоит из двух пятерок. Одна пятерка стоит как обычно, другая перевернута вниз, X ).

- Согласна, ваши рассуждения верны.

А теперь придумайте как можно записать числа 20, 30, 40, 50, зная запись числа 10 (римская цифра X).

- Кто уже догадался?

- Поделитесь своим открытием (дети выходят к доске записывают и объясняют).

- Кому понятен принцип записи десятков?

ХХ, ХХХ, ХХХХ и т.д.

(Умники вы мои и умницы).

А сейчас я предлагаю вам побыть в роли ученых и провести задание – исследование:

1. Разделитесь на две группы:

(1 группа- Как образовались числа больше 5 ?

VI VII VIII

Каким действием пользовались для образования данных чисел?

2 группа – Как образовались числа больше 10?

XVI XVII XVIII

Каким действием пользовались для образования данных чисел?).

2. Давайте послушаем ваши выводы – спикер 1 группы, 2 группы.

3. Сравним с энциклопедией, как об этом говорят ученые. Меньшая цифра, стоявшая справа от большей, прибавляется к ней (VI=V+I) (XVI=X+V+I).

Ваши выводы верны.

4. Внимание, на доске задание.

4 IX
9 IV

 - Покажите соответствие стрелочкой.

- Как вы рассуждали?

- (Я знаю, что это число V, если меньше на один, ставлю палочку слева перед числом пользуюсь действием вычитания : IV=V-I, IX=X-I).

Совершенно верно. В энциклопедии об этом говорится так:

Меньшая цифра, стоявшая слева, вычитается.

- Вы установили, побывав в роли ученых, как образуются числа в римской нумерации.

Итак, попробуйте их назвать.

XI XII XIV

Молодцы!

Подумайте и соотнесите числа, записанные с помощью цифр арабской нумерации с числами, записанными с помощью 9 цифр римской нумерации.

Давайте поиграем в игру “Передай мел другому”.

Запишите числа от 1 до 20 в римской нумерации. Я начинаю

I II III IV V VI VII VIII IX X
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

- Сравните числа, записанные столбиком. Что вы можете о них сказать?

(Прибавляем только десятки, количество единиц остается прежним).

Я с вами согласна. Теперь вы можете прочитать числа в римской нумерации, предложенные в начале занятия? – XXVIII.

На занятие я принесла волшебные листы из римского календаря.

- Найдите листок своего дня рождения.

У. Я родилась XXIX марта. Продолжите.(На доске листы с датой рождения детей).

Мы ещё раз вспомнили ваши дни рождения. Вы согласны, если мы введем традицию, поздравлять друг друга на математическом кружке.

Итог

  1. Разрешена ли была проблемная ситуация, которая возникла в начале занятия? (Мы научились читать и записывать числа, цифры римской нумерации). Кто хорошо работал и помог вам её разрешить?
  2. В чем секрет прочтения цифр римской нумерации?
  3. Что вы расскажете о занятии кружка дома?
  4. Оцените свою работу на занятии.
Если вы научились читать и записывать числа цифрами римской нумерации и легко об этом расскажете другим, возьмите фишку и отдайте её веселому человечку. Если вы чувствуете себя неуверенно, затрудняетесь, значит вам есть ещё над чем подумать. Отдайте фишку задумчивому человечку.

 Спасибо вам за работу!