Цель урока: закрепление темы “Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника”; знакомство с нахождением значений синуса, косинуса, тангенса для углов 30, 45 и 60; учиться применять таблицу для решения задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
На доске изображены рисунки к домашним задачам.
а) Дано: АВСД – параллелограмм, , АВ= 10 см. Найти S.
б) Дано: АВСД – трапеция, АК=КД = 2, =. Найти S.
Ответить на вопросы:
- Каким свойством прямоугольного треугольника пользовались при решении первой задачи и какой получили ответ? (S=55=25(см) (пользовались свойством Катет, лежащий против угла в 30, равен половине гипотенузы).
- S= 6 см (пользовались признаком равнобедренного треугольника: Если два угла треугольника равны, то треугольник равнобедренный).
Учитель: У кого не получились такие ответы, приглашаю на консультацию по домашнему заданию.
Это свойство и признак равнобедренного треугольника будем применять при изучении новой темы.
II. Изучение новой темы “Значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30, 45 и 60”.
Учитель: Почему мы познакомимся именно со значениями этих углов? Дело в том, что треугольник – одна из основных фигур геометрии, и очень часто встречаются задачи с прямоугольным треугольником, где один из острых углов равен 30, 45 или 60.
Решим задачи:
№1. Дано: - равнобедренный, = 120. Найти ВК.
Решение: так как - равнобедренный, то == (180 -120 ): 2 = 30. Т.к. - прямоугольный, то ВК = АВ: 2 = 15:2 =7,5 см, как катет, лежащий против 30.
№2. Дано: - прямоугольный, МО = 5, МР=3. Найти sin О, cos М.
Решение: sin О = =; cos М ==.
При решении задачи ответить на вопросы:
- Что называется синусом, косинусом острого угла прямоугольного треугольника?
- Вывод из решения задачи: Синус одного острого угла прямоугольного треугольника равен косинусу другого острого угла.
№3. Дано: sin. Найти cos, tg.
Решение: cos== ===; tg==:===.
Примечание: обратить внимание, что находим арифметический квадратный корень.
№4. Проверим, будет ли равен 1= sin 0 + cos М ?
Решение: используя задачу №2, имеем sin 0 + cos М = .
Следовательно, тождество верно для одного и того же угла.
Приступим к заполнению таблицы:
30 | 45 | 60 | |
sin | |||
cos | |||
tg |
№5. Дано: - прямоугольный, =30, =60. Заполнить таблицу.
Решение:
СВ=x АВ=2 x; sin30= = =;
cos30= == ==;
tg30== ==;
sin60= cos30= ; cos60= sin30=; tg60====.
№6. Дано: - прямоугольный, ==45. Заполнить таблицу.
Решение:
АС = СВ = x; АВ = x+ x = 2x АВ = = x;
sin45====; cos 45= sin45=; tg45===1.
Такая таблица есть в учебнике на стр.152. Эту таблицу необходимо знать наизусть, так как она часто используется при решении задач.
III. Решение примера №593 (а, в)
На прошлом уроке мы решали эту задачу, используя основное тригонометрическое тождество. Сейчас решим, используя полученную таблицу.
IV. Выводы и домашнее задание.
Ответ на вопросы (устно):
- Что мы изучили сегодня на уроке?
- Зачем нужна таблица значений sin, cos, tg основных углов?
- Что важно запомнить в этой таблице?
Домашнее задание: № 601, знать таблицу.