Формирование мотивации письменной речи учащихся через создание речевой ситуации на этапе подготовки к сочинению

Разделы: Начальная школа


Работу по развитию речи необходимо проводить с первых ступеней обучения. Разрабатывая вслед за Л.С. Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является деятельностью, речевой деятельностью.

“Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения” (И.А. Зимняя). Обращая внимание на последнее положение этого определения, можно увидеть причины неудач учащихся в работе над сочинением. Учитель часто не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (чёткого осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с высказыванием) – обычно он “просто” пишет сочинение. В реальном же речевом общении “просто” высказываний не создают.

Таким образом, из психологической характеристики речевой деятельности вытекают следующие методические выводы:

- прежде чем дать задание ученикам на создание высказывания, необходимо способствовать возникновению у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение;

- предлагая детям строить текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

  • Создание речевой ситуации. Цель – создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, обсуждение задач и условий ситуации.
  • Предварительная подготовка. Цель – создать базу для последующей работы, накопление необходимых знаний, впечатлений, обучение использованию языковых средств.
  • Написание сочинения (М. С. Соловейчик).

Предварительная подготовка, как правило, рассредоточена во времени, она может проводиться на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Опыт показывает, что этап создания речевой ситуации нужно максимально приблизить по времени к непосредственному написанию детьми сочинения. Эмоциональный настрой, живость впечатлений – всё это получает отражение в работах детей.

Приведу пример организации такой работы в 1, 2, 4 классах. Обучение русскому языку велось по коммуникативно-ориентированному курсу Л. Я. Желтовской, А. Ю. Купаловой и др.

1 класс (4 четверть) Чтение и развитие речи

Тема: И. Токмакова. “Я - ива. Минисочинение “Я - ива”.

Цели:

  1. Создать условия для проявления творческой активности детей и мотивации их высказываний (устных и письменных).
  2. Формировать навыки выразительного чтения.
  3. Воспитывать у детей отношение к природе как к живому существу, требующему помощи, поддержки, защиты.

Учебник “АБВГДейка” Л. Ф. Климановой с. 214-215.

Ход урока

1. Орг. момент, настрой на добрую работу.

У: - Повернитесь друг к другу лицом, дотроньтесь до плеча своего соседа, пожелайте друг другу доброй работы.

2. Чтецкая разминка. “Читалочка”, стр. 12

3. Работа над новым материалом. (Создание речевой ситуации через проблемный вопрос).

Постановка проблемного вопроса:

У: - Подумайте и ответьте на вопрос:

Умеет ли природа разговаривать? ( напечатано на доске)

Алёша Н.: Природа не умеет разговаривать, потому что она всё время молчит, и мы ничего не слышим.

Алёша Ч. : Алёша, я с тобой не согласен, ведь змеи понимают змей, а зайцы - зайцев.

Денис У. : Природа - живая. Деревья и другие растения могут чувствовать. Когда деревья рубят - им больно и страшно, так же как и нам. Просто, они не такие, как мы.

Андрей М. : Природа не говорит, но она общается как-то по-своему, на своём языке.

Алеся М. : Ну да, Андрей, природа говорит, а ведь мы её не слышим?!

Алёша Ч. : Природа передаёт свои чувства людям, она благодарит за бережное отношение хорошей погодой, красивыми цветами.

Денис Х. : Природа сообщает нам о том, что скоро зима, когда на деревьях желтеют листья – и мы понимаем это.

У: Молодцы! Мы с вами вместе пришли к мнению, что природа общается, подаёт нам свои сигналы. Нужно быть наблюдательным и внимательным, чтобы понимать их смысл.

Представьте такую ситуацию: из гнезда выпал маленький воробышек. Он ещё не умеет летать. А воробьи-родители очень громко чирикают, стараются отогнать подкрадывающуюся кошку.

Можете ли вы представить себе чувства воробьёв-родителей?

Никита П: Страх, волнение – ведь кошка может съесть их птенчика.

Ваня П: А я думаю, что вся семья волнуется и сильно переживает из-за того, что ничем не может помочь птенчику.

Денис Х. : А я знаю, как можно помочь - нужно быстро-быстро полететь, подхватить его под крылышки и спасти.

У: - Молодцы! Все вы совершенно правы. Чтобы так хорошо понять птичек, Денис сам на некоторое время “превратился” в воробья. Вот так же писатели и поэты, которые создают произведения о природе, стараются проникнуть в её тайны. Так, Ирина Токмакова захотела узнать - почему плачет Ива?

Послушайте стихотворение: (чтение учителя)

Ива

Возле речки, у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

У: С каким чувством Ирина Токмакова говорит об иве?

Д: С жалостью, сочувствием.

Передайте голосом эти чувства при чтении стихотворения.

(Самостоятельное чтение стихотворения, выслушивается чтение нескольких учеников. )

У: Представьте, что вы - ива. И это вы плачете у обрыва и вас спросили о причине слёз. Ответьте на этот вопрос письменно.

4. Самостоятельная работа учащихся. (с индивидуальной помощью учителя. )

5. Чтение детских работ (по желанию)

6. Подведение итогов урока (рефлексия).

У: Зачем нам нужен был этот урок? Что вас удивило?

Д: Урок был нам нужен, чтобы мы узнали, что природа живая. На уроке мы спорили - умеет природа разговаривать или нет.

Меня удивило, что я смог превратиться в иву и понять, почему она плачет.

Детские работы.

Я – ива. Мне грустно, потому что идёт сильный дождь. Мне мокро и холодно. Пивоваров Ваня.

Я – ива. Я плачу, потому что меня хотят срубить. Мои корни ломаются. Николаев Алёша.

Я - ива. Я стою у обрыва. Мне страшно, что я упаду. Я же не могу сдвинуться с места. Максимова Алеся.

Я - ива. Мне жарко. Я хочу пить. Дождик, полей меня. Соколов Максим

Я - ива. Я плачу, потому что мне жарко. А злой ветер дёрнул меня за косичку. Золотарёва Юля

Я - ива. Я хочу пить. Я боюсь грозы. Она же может меня ударить. Хафизов Денис

Я - ива. Мне порвали листики и сломали ветки, а моего друга – дуба срубили сегодня утром. Черняков Алёша

Я – ива. Я плачу, потому что ветер качает мой стебелёк. Я ведь могу упасть. Роднина Арина

2 класс (1 четверть)

Урок развития речи.

Тема: Письмо АБВГДейке.

Цели:

  1. Создать речевую ситуацию для мотивации речевой активности учащихся.
  2. Познакомить учащихся с особенностями оформления письма (письменного послания).
  3. Способствовать обогащению активного словаря учащихся.
  4. Воспитывать любовь к книге, чтению.

Ход урока

1. Создание речевой ситуации.

В руках учителя – учебник Л. Ф. Климановой АБВГДейка (Азбука первоклассника).

- Ребята, вы помните эту книгу?

-Конечно, это же наша любимая АБВГДейка!

-Почему она понравилась вам в прошлом году и почему вы помните

её до сих пор?

- Она красивая, яркая.

- Там много весёлых картинок.

- Она научила нас читать

-Учиться по ней было весело - мы играли, разгадывали загадки.

- В ней было много весёлых стихов.

А какие стихи вы запомнили?

-“Берёза”, “Про кошку”, “Ива”, “ А в деревне-лошади”

-Кто помнит, куда мы сдали свои учебники в конце прошлого года?

- В школьную библиотеку, в хранилище.

-Представьте, как чувствует себя ваша книжка в библиотеке, в тёмном хранилище, без детей?

- Ей грустно, скучно, хочется, чтобы дети читали её.

Как вы думаете, ваша книга помнит вас? Она была бы рада получить весточку от вас?

-Да

-А как это можно сделать?

- Можно написать письмо АБВГДейке.

-Кто хочет это сделать?

Все дети подняли руки.

2. Речевая и орфографическая подготовка.

-Чтобы АБВГДейке было приятно получить ваше письмо, необходимо его правильно написать. С каких слов, обычно, начинается письмо?

- С приветствия, обращения.

- Как можно поприветствовать книгу?

В результате обсуждения на доске появляется запись:

Здравствуй, АБВГДейка!
Здравствуй, дорогая АБВГДейка!
Привет, АБВГДейка!
АБВГДейка, привет!

-После приветствия вы напишите всё, что хотите сказать любимой книге.

Какие слова обычно пишут в конце письма? (Обсуждение вариантов прощания.)

Запись на доске:

До свидания, дорогая АБВГДейка!
До свидания, АБВГДейка!
Пока, АБВГДейка!
С нетерпением жду встречи!

- Не забудьте после прощания подписать своё имя.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Чтение писем (по желанию).

5. Итог урока.

- Что удивило тебя на уроке?

- Оказалось, что написать письмо можно не только человеку, но и книге.

Детские работы.

Золотарёва Юля

Здравствуй, АБВГДейка!

Я тебя ещё не забыла. Я хорошо помню стихотворение “Берёзка”. Это мой любимый стих. Не скучай, АБВГДейка! К тебе скоро придут новые детки, и тебе снова будет весело. А мы будем ходить в школу и читать другие книги.

Роднина Арина.

Здравствуй, любимая АБВГДейка!

Я всегда о тебе помню и снова хочу читать твои интересные странички. Я скучаю по тебе и мечтаю посмотреть твои красивые, смешные картинки.

Спасибо, что ты нас хорошо выучила.
С нетерпением жду встречи, Арина.

Печенин Никита

АБВГДейка, привет!

Я по тебе очень, очень скучаю. Мы все помним тебя, весь наш класс. Из всех книг которых я читал, я помню и люблю тебя. Мне нравились твои стихи - про моряка, про берёзку и кошку. А ребусы и кроссворды мы разгадывали всей семьёй.

До свидания, АБВГДейка.

Климов Рома

Привет, АБВГДейка!

Я очень соскучился и снова хочу тебя увидеть. Я помню твои рассказы и стихи. Я даже расскажу один:

“Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску”.

До свидания! Рома.

Пивоваров Ваня

Привет, АБВГДейка!

Я тебя не забыл. Я тебя очень люблю. Ты теперь одна в библиотеке. Не скучай, к тебе скоро придут новые ребята.

АБВГДейка, пока! Ваня.

 Черняков Алёша.

Привет, АБВГДейка!

Я по тебе скучаю. Мне нравилось разгадывать твои схемы, когда схема одна, а слов больше. Например, лук-овощ и лук-оружие. Я любил читать твои стихи про берёзку, иву.

Урок развития речи 4 класс.

Тема: Создание текста в жанре инструкция.

Составление рецептов бутербродов с использованием различных форм глагола.

Цели:

  1. Создать положительную мотивацию детских высказываний (письменных).
  2. Формировать умение строить свой текст в жанре инструкция в соответствии с определённой структурой.
  3. Сформировать понятие о влиянии цели, адресата текста на выбор лексики.
  4. Воспитывать потребность в выражении эмпатии к адресату в тексте.

Учебник “Слово” Л.Я. Желтовской 4 класс. Стр. 90.

Ход урока

1. Сообщение темы урока, создание речевой ситуации.

- Любите ли вы бутерброды?

- Да

- Что такое бутерброд?

- Завтрак, хлеб с колбасой, хлеб с маслом …

Давайте узнаем точнее, как образовалось это слово. Откройте учебник стр. 90 . Прочитайте.

- Какие ещё вы знаете слова, образованные от двух иностранных корней?

- Волейбол, футбол, баскетбол.

- Напоминаю, когда такие слова переходят в русский язык, два корня образуют один и дальнейшее словообразование идёт по законам русского языка.

- Какие бутерброды готовите вы в своей семье? Есть ли любимые?

Наверняка, у каждого из вас есть рецепт самого любимого бутерброда. Поделитесь им со своим товарищем. Сегодня на уроке мы будем учиться создавать текст на тему: “Как приготовить вкусный бутерброд?” Но сначала мы должны подготовиться.

2. Подготовительная работа.

Оформление доски:

  • Восемнадцатое января.
  • Сочинение.
  • Как приготовить вкусный бутерброд?

Прежде чем приступить к работе над текстом, поработаем по следующему плану:

(на доске записаны только пункты плана)

* Текст, выделенный зелёным, заполняется в процессе беседы с детьми.

 1. Цель текста.

- Сообщить рецепт бутерброда.

2. Кому адресован текст?

- Товарищу, другу, подруге.

3. Стиль, жанр текста.

Деловой, инструкция.

4. Структура текста.

* Вступление, обращение к адресату.

* Рецепт. (сначала, затем, потом)

* Заключение.

- Приятного аппетита!

5. Лексика.

_2л. ед. ч. _ повелит. форма. __
отрежешь отрежь
намажешь намажь
положишь положи

Работа по плану.

Какова цель текста?

- Сообщить рецепт бутерброда.

- Поделиться новым рецептом бутерброда.

Кому адресован текст?

- Товарищу, другу, подруге.

Если текст будет адресован кому-то другому, это что-то изменит?

- Если текст адресован товарищу, то мы будем употреблять одни слова, если взрослому человеку- то другие.

Стиль, жанр текста.

К какому жанру можно отнести рецепт?

- Инструкция.

Почему?

- В рецепте рассказывается как, из чего, в какой последовательности делать бутерброд, так же как в инструкции.

Инструкция - какой это стиль речи?

- Деловой.

Каковы основные признаки делового стиля?

- Чёткость.

- В текстах делового стиля нет образных слов.

Лексика

- Определи, по какому признаку объединены слова в группы?

- В 1 столбике глаголы 2 лица ед. числа, во 2 столбике глаголы повелительной формы.

- Глаголы из какой группы вы будете использовать в своём сочинении?

- Можно использовать и глаголы 2 лица ед. числа и глаголы повелительной формы.

- Верно, но важно следить, чтобы в вашем тексте были использованы глаголы в одной форме.

Вспомните правила употребления ь после шипящих в глаголах.

- В окончаниях глаголов 2лица ед. числа пишется ь.

- Ь пишется после шипящих в повелительной форме глагола.

Структура текста.

1. Вступление.

- Как можно начать текст?

- Нужно обратиться к товарищу.

- Приведите примеры.

- Хочешь приготовить вкусный бутерброд? Я тебе расскажу.

- Хочешь узнать новый рецепт бутерброда? Запоминай.

2. Основная часть.

- В этой части описывается рецепт приготовления бутерброда. Какие слова помогут отразить последовательность выполнения действий?

- Сначала, потом, затем, далее.

3. Заключение.

-Как закончить текст? Чего пожелать?

- Приятного аппетита! Пальчики оближешь!

3. Самостоятельная работа учащихся.

(В ходе самостоятельной работы учитель даёт консультации о правописании отдельных слов, проверяет черновики.)

4. Итог урока, рефлексия.

- Было ли вам интересно создавать текст- рецепт? Почему?

- Было интересно рассказать другу рецепт моего любимого бутерброда.

- Прочитайте свои рецепты. (По желанию)

Сочинения учащихся 4 класса по теме: “ Как приготовить вкусный бутерброд”

Хафизов Денис.

Хочешь приготовить вкусный бутерброд? Запоминай! Поджарь кусок хлеба на сковороде. Намажь его маслом и положи кусок колбасы или ветчины. Сверху - огурчик.

Приятного аппетита!

Пивоваров Ваня.

Хочешь приготовить вкусный бутерброд? Я тебе расскажу рецепт.

Сначала отрежь кусок хлеба. Затем намажь маслом и посыпь сахарным песком.

Приятного аппетита!

Соколов Максим

Хочешь приготовить вкусный бутерброд? Я расскажу тебе, как это сделать.

Сначала отрежешь хлеб, сыр, колбасу и масло. Затем хлеб помажешь маслом, положишь сыр, колбасу и сверху - еще один кусок хлеба. Потом поставишь бутерброд в микроволновую печь на пять минут.

Можешь завтракать. Приятного аппетита!

Тырышкин Алёша.

Ты знаешь, как приготовить вкусный бутерброд? Я тебе дам рецепт.

Сначала отрежь корочку хлеба, поджарь. Потом отрежь полукруг колбасы и положи на бутерброд. Приятного аппетита!

Николаев Алеша

Знаешь ли ты, как приготовить вкусный бутерброд? Я тебе расскажу.

Сначала отрежь кусочек хлеба. Затем намажь его маслом и положи ветчину.

Приятного аппетита!

Печенин Никита.

Хочешь, я тебе расскажу, как приготовить новый вкусный бутерброд? Запоминай.

Сначала отрежь кусочек от булки или батона, потом намажь его маслом, сверху положи ветчину, затем полей кетчупом.

Пальчики оближешь!

УсольцевДенис

Хочешь приготовить вкусный бутерброд? Я тебя научу.

Сначала отрежь хлеб, колбасу, сыр и помидор. Затем положи на хлеб с одного края колбасу, а с другого – помидор. После этого положи сверху сыр. Поставь в духовку на десять минут.

Приятного аппетита!

Якутова Юля.

Ты знаешь, как приготовить вкусный бутерброд?

Для начала нужно порезать хлеб. Потом намазать его майонезом с чесноком. Потом порезать тонко огурцы и колбасу и положить на хлеб.

Пальчики оближешь!