Развитие рефлексии младших школьников на уроке математики

Разделы: Начальная школа


Тип урока. Развивающий урок.

Цели урока.

Обучающая цель:

  • Обобщить и систематизировать знания краткой таблицы сложения, умения использовать её при выполнении сложения и вычитания в пределах первого десятка;

.Развивающая цель:

  • Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать;
  • Развивать психические процессы учащихся: память, внимание, мышление;
  • Создавать условия психологической комфортности каждого ребенка;
  • Развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;

.Воспитательная цель:

  • Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
  • Воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека.

План урока

Содержание этапов работы Виды и формы работы
1. Оргмомент. Приветствие. Рефлексия настроения.
2. I этап урока (подготовительный). Психологическая игра.

Релаксационная игра “Дерево”.

3. II этап урока (основной).  
4. Подведение итогов основного этапа. Рефлексия. Восхождение на пик Знания (“Лесенка достижений”).
5. III этап урока (заключительный). Самостоятельная работа.
6. Подведение итогов заключительного этапа. Самооценка урока.

Рефлексия. Восхождение на пик Знания (“Лесенка достижений”).

7. Самоанализ урока. Рефлексия настроения.

1. Оргмомент. Рефлексия настроения.

- Ребята, сегодня урок математики мы проведем в виде восхождения на пик Знаний. У меня перед началом восхождения вот такое настроение! (Показываю изображение солнца).

- А какое настроение у вас? Покажите.

На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи.

2. I этап урока. Подготовительный.

Релаксационная игра “Дерево”.

Цель игры: данная игра используется для снятия волнения, напряженности, она придает чувство уверенности в себе и в своих собственных силах.

Технология проведения.

Детям дается инструкция:

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки-свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы-прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится!

3. II этап урока. Основной.

А) – Посмотрите внимательно на доску. Что скажете? Какое задание вы предлагаете выполнить?

На доске развешены карточки с терминами:

- Разделите карточки с терминами на две группы.

- Как одним словом назвать 1 группу? (Сложение). А вторую? (Вычитание).

- Сможете ли вы дать определение темы нашего урока? (Выполнение сложения и вычитания).

- Что нам помогает при вычислениях? (Таблица сложения).

Б) Соедините выражения с соответствующими рисунками:

- Найдите закономерность и продолжите ряд. (1+3, 7-2, 3+3)

В) – Запишите суммы в порядке увеличения их значений.

5+3 3+3 6+3 4+3

- Объясните своё решение.

- Найдите значения сумм. Верно ли вы их расположили?

- Подумайте, какие суммы подойдут к данным. Запишите их и их значения.

1+3=4

2+3=5

3+3=6

4+3=7

5+3=8

6+3=9

7+3=10

Г) Работа с учебником.

Выполнение геометрического задания. №111 (с.45)

Д) Логическое задание.

- Расположите круг слева от квадрата, но справа от треугольника.

4. Подведение итогов основного этапа. Рефлексия. Восхождение на пик Знания.

- Сейчас нам надо оценить 1 этап нашего восхождения на пик Знания. (Используется “Лесенка достижений” в виде гор).

Восхождение на пик Знания

- Если вы уверенно себя чувствуете, то нарисуйте Х на вершине первой горы. Если несколько неуверенно, то нарисуйте Х чуть ниже.

- Я нарисовала себя на вершине горы, потому что довольна вашей и своей работой.

5. III этап урока. Заключительный.

Проводится самостоятельная работа по карточкам.

Запишите суммы в порядке увеличения их значений. Найдите значения сумм.

4+2 2+2 5+2 3+2

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Какие суммы подойдут к данным? Запишите их и найдите их значения.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Нарисуйте треугольник справа от квадрата, но слева от круга.

6. Подведение итогов заключительного этапа. Самоконтроль и рефлексия (Восхождение на пик Знания).

После выполнения работы детям предлагается проверить работу по образцу. Учитель открывает заранее подготовленную запись на доске. Дети сверяют свою работу с образцом.

- Поставьте “+”, если задание выполнено верно.

- В каком задании допущена ошибка? Почему?

- Можно ли исправить ошибку? Как?

7. Самоанализ урока. Рефлексия настроения.

- Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось?

- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое: (показываю солнце).

- А какое настроение у вас?

- Спасибо вам за урок!